Буддизм как мировая религия.
Считается, что это древнейшая мировая религия, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, А ТАКЖЕ В России . Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии. Можно сказать, что буддизм - философия. Можно сказать, что духовный путь. А можно причислить его и к религии. Возникновение буддизма связывают с именем Сиддхартхи Гаотамы, ставшего впоследствии Буддой. Возмужав, Готама начал искал свой путь. И путь этот прошёл и через Веды и через йогу, которой он учился у своих учителей и через суровую аскезу, Неслучайно древний буддизм впитал в себя множество идей брахманизма, преломив их в свете буддийского учения о непостоянстве и бренности всего тварного мира. Культура буддизма, во многом несёт на себе отпечаток мировоззрения индуизма. Примерно так же, как идеи Торы оказали влияние на раннехристианскую и исламскую космологию .Буддийская практика ставит своей целью не связь с богом (что обычно считается главным признаком религии), а достижение освобождения от сансары.
Восьмеричный путь и религиозные практики буддизма.
Четвёртая Благородная Истина буддизма, указывает путь (марга) к освобождению от страданий. Указанный Буддой путь состоит из восьми правил и называется поэтому «Благородным Восьмеричным Путём»(БВП)- путь, ведущий к прекращению страдания. Осваивать эти правила следует постепенно, ступенчато. БВП состоит из следующих ступеней, разделяемых на три групп: "Путь" не следует понимать линейно, как простое. По мере развития возникают зависимости между отдельными направлениями Пути. Выражение практиковать религиозное учение не обозначает чисто внешние изменения, а занятие применительно к своему сознанию. сколько бы человек ни медитировал, или начитывал писания, или проводил жизнь в храме, — всё это не поможет: ибо для практики важен именно ум. Таким образом, важнее всего принять Три понятия (Будда, Его Учение и Духовное Сообщество), выработать в себе стремление помогать другим. Притча Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы(храм). Обход ступы хорошее дело, — сказал Дром. — Но практика еще лучше .Человек подумал: Ну, значит надо читать священные книги . Так он и поступил, но однажды Дром увидел его за чтением и сказал: Чтение священной книги — хорошее дело, но практика еще лучше .Человек подумал: Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика .Застав его за медитацией, Дром сказал: Медитация — хорошее дело, но практика — еще лучше . Человек изумился и спросил: Как же надо практиковать? И Дром ответил: Не привязывайся к этой жизни; заставь свое сознание стать практикой .Дром сказал так потому, что практика есть процесс осознавания.
Этика буддизма.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма – «Дхаммападе»: «Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ.Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку – спокойным, среди привязанных к миру – свободным от привязанностей.того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить».Восьмеричный путь. Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение.ПРАВИЛА ДЛЯ МИРЯН 1 — вести простую, скромную, смиренную жизнь.2 — сохранять супружескую верность. 3 — не лгать.4 — не убивать.5 — не употреблять наркотических веществ.