Иудаизм как мировая религия

Иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамитическим религиям, возводящим свои истоки к библей­скому патриарху Аврааму. Однако, в отличие от христианства и ислама, иудаизм в религиоведческой литературе, как правило, классифицируется не как мировая религия, а как религия еврей­ского народа. Это не совсем точно. Если исходить не из количе­ственных, а из качественных характеристик религии, из ее мета­физической сущности, то, как справедливо подчеркивают некото­рые известные специалисты в области иудаизма — «… он и есть мировая религия. Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Бога. И этот Бог, евреи верят в это, не есть отсутствую­щий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Бога донести свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудия для сооб­щения людям Божьей воли. Иудаизм,таким образом, — это миро­вая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира не пото­му, что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолют­но не такова, но исходя из их убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей» (Пилкингтон С. М. Иудаизм. Серия «Религии мира». М.: «Гранд», 1999. С. 25.).

Иудейский канон

Главным документом иудаизма является «Тора». «Тора» вклю­чает в себя Декалог (Десять заповедей) и «Пятикнижие Моисеево»: первые пять книг Ветхого Завета — Танаха (сложносокращенное слово, составленное из первых звуков названий основных частей

Ветхого Завета). «Тора» в иудаизме — наиболее авторитетная часть Танаха (Ветхого Завета). Это главный документ иудаизма и осно­ва всего позднейшего иудейского права.

«Тора» («Пятикнижие Моисеево») в иудейской традиции имеет еще одно название — Письменный закон— потому что по преда­нию, Бог через Моисея даровал народу «Тору» (613 заповедей Зако­на) в свитках, а Десять самых главных заповедей («Десятисловие») были начертаны Божьим перстом на каменных плитах — скрижалях. Однако иудеи верили, что Бог передал Моисею не только Пись­менный закон, но и сообщил ему Устный Закон— юридический ком­ментарий, разъясняющий, как следует выполнять законы в разных, в том числе непредвиденных, обстоятельствах. Устный Законтрак­товал многие предписания «Торы» не буквально, но в том или ином переносном смысле (например, требование брать «око за око»). Впрочем, по-видимому, закон никогда не имел в виду имен­но такое физическое возмездие (ослепление). Речь шла скорее всего о денежной компенсации и принудительной работе.

Несколько столетий Устный законпередавался именно устно, однако в катастрофические для иудеев первые века новой эры его стали записывать, а к III в. Устный законбыл кодифицирован. Его древнейшие и самые авторитетные записи составили «Мишну» (буквально «второй закон, или заучивание»), ставшую основани­ем «Талмуда» (др. еврейск. — «изучение», «изъяснение» — свод вся­кого рода предписаний, толкований и добавлений к Танаху). «Мишна» содержит 63 трактата, в которых предписания «Торы» представлены систематически (по отраслям права и предметам). После кодификации поколения иудейских мудрецов тщательно изучали и обсуждали предписания «Мишны». Записи этих споров и дополнений называются «Гемара».

«Мишна» и «Гемара» составляют «Талмуд» — самую всеобъемлю­щую компиляцию иудейского права. «Талмуд» складывался на про­тяжении 9 веков — с IV в. до н. э. по V в. н. э. Он представляет собой энциклопедически полный свод всякого рода предписаний, осно­ванных на «Танахе», а также добавлений и толкований к «Тана-ху» — юридических, богословско-догматических, этических, семей-но-бытовых, хозяйственных, фольклорных, исторических, филолого-экзегетических. Эта тематическая широта отличала «Тал­муд» от Предания христиан (патристики) и мусульманского пре­дания (Сунны и хадисов).

В «Талмуде» две основных части:

1) более важная и ответственная — законодательный свод «Гала-ха», обязательный для изучения в иудейских школах;

2) «Аггада» (в другой транскрипции Гаггада) — собрание народ­ной мудрости полуфольклорного происхождения. «Аггада» изу­чалась в меньшей мере, однако, была популярна как нравствен­но-религиозное назидательное чтение и источник сведений о мире и природе. Едва ли не в поговорку вошла запутанность и громоздкость

«Талмуда».

«Строители» «Талмуда» вполне осознавали его необозримость и связанные с этим трудности в его практическом использовании. «Талмуд» не раз кодифицировался, из него делались систематизи­рованные извлечения, создавались сокращенные изложения. Юри­дические разделы «Талмуда» стали фундаментом иудейского права. Большинство разделов «Талмуда» имеют сходную структуру: сна­чала цитируется закон из «Мишны», затем следует дискуссия тол­кователей о его содержании из «Гемары». Пассажи из «Мишни», в силу их большей древности, более авторитетны, чем интерпрета­ции из «Гемары».

В законотворчестве авторов «Талмуда» поражают две черты: во-первых, стремление к максимально точному прочтению «буквы закона» (данного в «Торе») путем выявления всех неявных и вто­ростепенных, периферийных компонентов семантики слова, т. е. таких компонентов, которые служат как бы фоном для значений явных и первостепенных; во-вторых, стремление к максимальной детализации общей правовой нормы, установленной «Торой», на основе предвидения и разбора всех мыслимых спорных и трудных частных случаев, которые должны регулироваться данной нормой.

Наши рекомендации