Что запрещается женщине во время идды?

1– Положения о сватовстве во время идда:

а) запрещается свататься за неокончательно разве­денную женщину в период ее «идда», прямо или косвенно, так как она все еще замужем. Никто не может свататься за нее, потому что она все еще находится под опекой своего мужа.

б) запрещается свататься за окончательно разве­денную женщину в период ее «идда» прямо, но не косвенно, в соответствии со словом Всевышнего:

«И нет греха над вами в том, что вы предложете из сватовства за женщин…».[137]

Прямое сватовство – это объявление желания жениться на ней, как например, слова: «Я хочу на тебе жениться». Потому что желание выйти замуж может побудить ее сообщить об окончании ее «идда» до ее фактического окончания, в отличие от косвен­ного предложения, так как оно не содержит в себе открытого объявления желания жениться на ней. Поэ­тому это не является грехом в соответствии со священным аятом.

Косвенным предложением могут быть, например, слова: «Я желаю такую, как ты». Окончательно раз­веденной во время «идда» разрешается отвечать на косвенное предложение также косвенно, но не раз­решается отвечать прямо. Неокончательно разве­денной же запрещается отвечать сватающемуся за нее и прямо и косвенно.

2– Запрещается заключать брачный договор с женщиной в период «идда» в соответствии со словом Всевышнего:

«И не решайтесь на брачный союз, пока пред­пи­сание не дойдет до своего предела».[138]

Ибн Касир в своем толковании (1/509) сказал: «То есть не заключайте брачного договора до исте­чения «идда». По всеобщему мнению ученых брачный договор в период «идда» является недействительным».

Замечания:

Во-первых, если женщина становится разведенной до того, как муж вошел к ней, то она необязана соблюдать «идда", – в соответствии со словом Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Когда вы женитесь на верующих, а потом разводитесь с ними, раньше чем их коснетесь, то нет на них для вас срока, который вы бы отсчитывали».[139]

Ибн Касир в своем толковании (5/489) сказал: «По всеобщему мнению ученых, если женщина становится разведенной до того, как муж войдет к ней, то она не должна соблюдать «идда» и ей разрешается сразу же выйти замуж за того, кого она хочет».

Во-вторых, если женщине назначено приданое и муж разводится с ней до того, как войдет к ней, то ей полагается половина. Если же приданое не назна­чено, то он должен дать ей, что сможет из одежды и т.д. Если же он разведется с ней после того, как войдет, то она получает приданое полностью. Всевышний сказал:

«Нет греха над вами, если вы дадите развод женам, пока не коснулись их и не обусловили им условие. Дайте им в пользование: на состоятельном – его мера и на бедном – его мера… А если вы дадите развод раньше, чем прикоснетесь к ним, но уже обусловив для них условие, то им – половина того, что вы обусловили…»[140]

То есть, о мужья, нет на вас греха в разводе с женами до прикосновения к ним и определения для них приданого. Несмотря на то, что это удручает женщину, она утешается дачей в пользование ей чего-либо в зависимости от материального состояния мужа – в соответствии с обычаем. Затем Всевыш­ний упомянул женщину, которой назначено приданое и приказал дать ей половину его. Ибн Касир в своем толковании (1/512) сказал: «На счет дачи половины приданого существует всеобщее мнение ученых и меж­ду ними в этом вопросе нет никаких противоречий».

3– Вдове в период «идда» запрещается совершать следующие дела, что называется «ихдад» (траур):

Во-первых, все виды благовоний. Поэтому ей запрещается использовать благовония для тела, одеж­ды и использовать душистые предметы, в соответ­ствии со словами Пророка в достоверном хадисе: «И пусть не касается благовоний».

Во-вторых, украшения на теле. Так ей запре­щае­тся хна и все виды украшений, такие как сурьма и различные виды красок для тела. Но разрешается ис­пользование сурьмы как лекарства, а не как украше­ния. Поэтому она должна накладывать сурьму ночью и вытирать ее днем. Также разрешается лечить глаза чем-либо другим, не являющимся украшением.

В-третьих, надевать красивую одежду, приготов­ленную для украшения. Она должа одевать одежду, на которой нет украшений. Она должна одеваться в соответствии с обычаем, так как не является обяза­тельным ношение одежды какого-либо определен­ного цвета в период траура.

В-четвертых, надевать все виды ювелирных изде­лий, в том числе и перстень.

В-пятых, ночевать где-либо, кроме того дома, в котором она проживала, когда умер ее муж и выхо­дить из него без уважительной причины. Поэтому она не имеет право навещать больного, друга или родственника. Ей разрешается по необходимости выходить из дома днем.

Женщине разрешается все остальное, что разре­шил Аллах, кроме этих пяти вещей. Имам Ибн аль-Кайим в книге «аль-Хадй ан-Набави» (5/507) сказал: «Ей не запрещается стричь ногти, выщипывать волосы под мышками, сбривать волосы, бритье кото­рых является похвальным, а также купание с исполь­зованием вещества, получаемого из дикой ююбы[141], а также причесывание с использованием его».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа в «Маджму’ аль-Фатава» (34/27-28) сказал: «Ей разрешается есть все, что разрешил Аллах, например, фрукты и мясо, а также пить все, что разрешено из напитков… Ей не запрещаются любые разрешенные виды деятельности, такие как вышивание, шитье, пряжа и т.д., что обычно делают женщины. Ей также разрешается все, что разрешено во время «идда», как например, разговор с мужчинами по необходимости и если она закрыта, и т.д. Все, что я упомянул – это Сунна Посланника Аллаха которой придерживались жены его сподвижников, когда умирали их мужья».

Что же касается того, что говорят невежествен­ные люди, что она должна закрывать лицо от луны, не должна забираться… на крышу дома, разговари­вать с мужчинами, должна закрывать лицо от своих махрамов и т.д., то все это имеет никакого основания. Аллах лучше знает.

ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ:

НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЯТЬ ДОСТОИНСТВО

И ХРАНИТЬ ЦЕЛОМУДРИЕ

1– Также как и мужчине, женщине приказано потуплять взор и охранять половой орган. Всевыш­ний Аллах сказал:

«Скажи верующим: пусть они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это чище для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! И скажи женщинам верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены…»[142]

Наш шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да простит его Аллах, в своем толковании «Адва аль-Байан» (6/186-187) сказал: «Всевышний Аллах прика­зал верующим мужчинам и женщинам потуплять взор и охранять половой орган. К охране полового органа относится его охрана от прелюбодеяния, гомосексуализма, лесбиянства и охрана его от показа его перед людьми… Всевышний Аллах обещал мужчинам и женщинам, подчинившимся его приказа­нию в этом аяте, прощение и великую награду, если они вместе с этим будут придерживаться качеств, упомянутых в суре «Сонмы»:

«Поистине, мусульмане и мусульманки… хранящие свои члены, поминающие Аллаха много – уготовал им Аллах прощение и великую награду!»[143]»

Там же выше было упомянуто лесбиянство. Лесбиянство – это сношение женщины с женщиной путем трения их друг об друга, что является большим грехом, и совершающие это заслуживают наказания. В «аль-Мугни» (8/198) сказано: «Женщины, трущиеся друг об друга, являются проклятыми прелюбодейками, – в соответствии с тем, что сообщается от Пророка о том, что он сказал: «Женщины, вступившие в связь друг с другом – прелюбодейки». Они заслуживают серьезного взыскания, так как это – прелюбодеяние, за которое нет определенного шариатом наказания».[144] Пусть же мусульманки, особенно молодые, сторонятся этого отвратитель­ного поступка.

Что же касается потупления взора, то Ибн аль-Кайим в «аль-Джаваб аль-Кафи» (стр.129-130) сказал об этом следующее: «Что касается взоров, то это – путеводитель страсти и ее послание, и их охрана – основа охраны полового органа. Распускающий же свой взгляд обрекает себя на погибель. Пророк сказал: «О Али! Не посылай взгляд за взглядом, ведь разрешен тебе только первый взгляд». То есть случайный, непреднамеренный взгляд. В «аль-Муснаде» сообщается о том, что Пророк сказал: «Взгляд – ядовитая стрела из стрел Иблиса»… Взгляд – основа большинства несчастий, постигающих человека, так как взгляд порождает мысль, мысль порождает страсть, страсть порождает желание, а желание затем укрепляется и становится решимостью, что влечет за собой не­счастье, если вовремя этому не воспрепятствовать. Поэтому говорят, что потуплять взор легче, чем терпеть последствия, возникающие при его распускании».

Поэтому, сестра-мусульманка, ты должна потуплять свой взор от мужчин и не должна смотреть на соблазняющие фотографии, помещаемые в некоторых журналах, а также на теле- и видео экранах, чтобы избежать плохих последствий. Сколько же раз взгляд приносил человеку боль! Ведь пламя разгорается из искры.

2– К средствам сохранения целомудрия относится также удаление от прослушивания песен и музыкаль­ных инструментов. Имам Ибн аль-Кайим в «Игасат аль-Ляхфан» (1/242, 248, 264-265) сказал: «Кознью шайтана, которую он строит для тех, у кого мало знаний, разума и веры, и ловит с ее помощью сердца невежд и лжецов, является слушание свиста, хлопанья в ладоши и песен в сопровождении запрещенных инструментов, которое отдаляет сердца от Корана и предает их распутству и греху. Это – коран шайтана и плотная завеса от Милосердного. Это – заклинание гомосексуализма и прелюбодеяния. С помощью этого распутный влюбленный добивается своего от своей возлюбленной… Что же касается слушания голоса женщины или ребенка, то это является одной из самых запрещенных и вредных для веры вещей… И нет сомнения в том, что каждый, кто заботится о своей семье, должен оберегать ее от слушания песен, так же как он оберегает их от сомнения в религии… Известно, что если мужчина находит женщину несговорчивой, он старается дать послушать ей звук песни, и тогда она становится мягче. Это потому, что женщина очень быстро возбуждается от звуков. Если же звуком является песня, то она возбуждается вдвойне: из-за голоса и из-за смысла песни… Если же к этому заклинанию добавить бубен, свирель и танец вместе с женственными движениями и кокетством, то если бы женщина могла забеременеть от песни, то она забеременила бы именно от такой песни. Клянусь Аллахом, сколько честных женщин стали из-за музыки распутницами?!»

Мусульманка! Бойся Аллаха и берегись этой опасной нравственной болезни – слушания песен, распространяемых среди мусульман различными способами, так что невежественные девушки ищут их и дарят друг другу.

3– К средствам охраны целомудрия относится также запрет на путешествие женщины одной без своего махрама, который бы защищал ее от желаний хулиганов и распутников. Существуют достоверные хадисы, запрещающие женщине путешествовать без махрама. Один из них передал Ибн Омар о том, что Посланник Аллаха сказал: «Не разрешается женщине путешествовать три дня, не иначе как с махрамом».[145] Абу Саид сообщает о том, что Пророк запретил женщине путешествовать два дня или две ночи, не иначе как с мужем или махрамом.[146] Абу Хурейра сообщает, что Пророк сказал: «Не разрешается женщине путешествовать на расстояние дня и ночи, не иначе как с махрамом».[147]

Временные промежутки в три дня, два дня, день и ночь, указанные в хадисе, относятся к способам передвижения, известным в то время, – передви­жение пешком и верхом. Разница в хадисах в опре­делении трех дней, двух дней, дня и ночи и еще более коротких сроков, ученые объяснили так, что здесь не имеется в виду буквальный смысл, а имеется в виду, что женщине запрещено все, что называется путешествием.

Имам ан-Навави в «Шарх Сахих Муслим» (9/103) сказал: «Все, что называется путешествием, запре­щается совершать женщине без мужа или махрама, независимо от того, какое число дней на него ушло – три, два, один и т.д., – в соответствии с общим хадисом Ибн Аббаса, являющимся последним из предыдущих хадисов Муслима: «Не разрешается жен­щине путешествовать, не иначе как с махрамом». А это включает в себя все, что называется путешествием. Аллах лучше знает».

Что же касается тех, кто разрешил путешество­вать женщине вместе с группой женщин для совер­шения обязательного Хаджа, то это противоречит Сунне. Имам аль-Хаттаби в «Ма’алим ас-Сунан» (2/276-277) сказал: «Пророк запретил женщине путеше­ствовать, не иначе как с махрамом. Разрешение же идти в Хадж без условия, поставленного Пророком противо­речит Сунне. Поэтому, если ее путешествие без махрама является грехом, то нельзя обязывать ее тогда совершать Хадж, так как это богоугодное дело приводит к греху».

Но эти ученые разрешают женщине путешество­вать без махрама только лишь для совершения обяза­тельного Хаджа. Имам ан-Навави в «аль-Маджму’» (8/249) сказал: «Но это запрещается для совершения добровольного Хаджа, торговли, посещения и т.д., не иначе как с махрамом». Мнения же тех, кто в наше время несерьезно подходит к любому путешествию женщины без махрама, не подтверждаются ни одним известным ученым. Они также говорят: «Можно, чтобы один махрам посадил ее в самолет, а другой встретил ее в другой стране», так как самолет, по их мнению, безопасен из-за большого количества пассажиров – мужчин и женщин. Мы же говорим им: – Нет, ведь самолет опаснее других средств, потому что пассажиры смешиваются в нем, и может быть ей придется сидеть рядом с мужчиной, или может быть самолет сойдет с курса и приземлится в другом аэропорту, в результате чего она не сможет встретиться с тем, кто ее ожидает и окажется подверженной опасности. И что она будет делать в городе, который не знает и в котором у нее нет махрама?

4– К средствам охраны целомудрия относится также запрет на уединение женщины с мужчиной, не являющимся ее махрамом. Пророк сказал: »Кто верит в Аллаха и в последний день, пусть не уединяется с женщиной, рядом с которой нет махрама, потому что третьим становится шайтан». Амир бин Раби`а, сообщает что Посланник Аллаха сказал: »Пусть мужчина не уединяется с неразрешенной ему женщиной, ведь третий тогда – шайтан, если нет махрама». Аль-Маджд в «аль-Мунтака» сказал: »Оба эти хадиса передал Ахмад, а сходный по значению хадис, пере­данный аль-Бухари и Муслимом от Ибн Аббаса, был упомянут выше».

Имам аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (6/120) сказал: »Уединение с чужой женщиной является запрещенным по всеобщему мнению ученых, как об этом сообщил Ибн Хаджар в «аль-Фатх». Причина запрещения, упомянутая в хадисе, – это то, что третьим является шайтан, и его присутствие толкает их на совершение греха. При наличии же махрама уединение с чужой женщиной разрешено из-за не­возможности совершения греха в его присутствии». Некоторые женщины и их опекуны несерьезно относятся к некоторым видам уединения. Эти виды следующие:

а) Уединение женщины с родственником мужа и открытие ею лица перед ним. Это уединение более опасное, чем любое другое. Пророк сказал: «Остерегайтесь заходить к женщинам!». Тогда один из ансаров сказал: «А как на счет деверя, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Деверь – смерть!»[148] Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (9/331) сказал следующее: «Ан-Навави сказал: «Языковеды сошлись во мнении отно­сительно того, что слово «хамв», обозначающее деверя, также может обозначать и других родствен­ников мужа, таких как отец, дядя, брат, сын брата, сын дяди и т.д.». Он также сказал: «В хадисе имеются ввиду родственники мужа, кроме его отца, деда и детей, так как они являются махрамами для его жены и им разрешается уединение с ней. Поэтому к ним не применительно слово «смерть»… Обычно люди несерьезно относятся к уединению человека с женой его брата, поэтому Пророк сравнил это со смертью. Это больше заслуживает запрещения»». Аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (6/122) сказал: «Выражение: «деверь – смерть» означает, что его нужно опасаться больше, чем других, также как смерти опасаются больше, чем чего-либо другого».

Мусульманка, бойся Аллаха и не подходи не­серьезно к этому, даже если люди относятся к этому несерьезно. Ведь назидание – в законах шариата, а не в обычаях людей.

б) Некоторые женщины и их опекуны несерьезно относятся к езде женщины одной с водителем, не являющимся ее махрамом, несмотря на то, что это – запрещенное уединение. Шейх Мухаммад бин Ибрахим Аль аш-Шайх, муфтий Саудовской Аравии, да простит его Аллах, в «Маджму’ аль-Фатава» (10/52) сказал: «Сейчас уже нет сомнения в том, что езда незнакомой женщины с хозяином автомобиля одной, без сопровождающего ее махрама, является явным плохим поступком. В нем содержится много вреда и не стоит пренебрегать этим, независимо от того, молодая ли женщина или в возрасте. У мужчины, допускающего это для своих женщин-махрамов, слабая вера, недостаточное мужество и маленькая ревность к своим женщинам-махрамам. Пророк сказал: «Если мужчина уединится с женщиной, то третьим будет шайтан». Езда же с мужчиной в автомобиле еще опаснее, чем уединение в доме и т.д. Потому что он может отвести ее, куда захочет в городе или за его пределами, независимо от ее желания. Поэтому в этом вреда больше, нежели в обычном уединении».

Человек, при котором уединение нарушается, должен быть взрослым, поэтому недостаточно присутствие ребенка. То, что думают некоторые женщины о том, что если женщина возьмет с собой ребенка, то уединения не будет, является ошибочным мнением. Имам ан-Навави (9/109) сказал: «Если чужие друг-другу мужчина и женщина уединятся без наличия третьего, то это запрещено по мнению всех ученых. То же самое относится и к тому случаю, если вместе с ней есть кто-либо, кого не стесняются из-за его детского возраста. Это также не нарушает запрещенного уединения».

в) Некоторые женщины и их опекуны несерьезно относятся к посещению женщиной врача под предлогом того, что она нуждается в лечении. Это является очень плохим и опасным деянием, которое нельзя поощрять и о котором нельзя умалчивать. Шейх Мухаммад бин Ибрахим, да простит его Аллах, в «Маджму’ аль-Фатава» (10/13) сказал: «В любом случае уединение с чужой женщиной запрещено шариатом даже для врача, лечащего ее, – в соответствии с хадисом: «Если мужчина уединится с женщиной, то третьим будет шайтан». Поэтому нужно, чтобы с ней был еще кто-то, либо ее муж, либо кто-либо другой из ее махрамов. Если это невозможно, то должен присутствовать кто-либо из ее родственниц. Если же нет никакого из выше­упомянутых лиц, а болезнь серьезная, и нельзя отложить ее лечение, то должна присутствовать как минимум медсестра и т.д., чтобы хоть как-то нарушить запрещенное уединение».

Также запрещается врачу уединяться с чужой женщиной в независимости от того, является ли она его коллегой-врачом или медсестрой. Не разрешае­тся также уединение учителя с ученицей, даже если он слепой, а также уединение стюардессы с чужим мужчиной. Люди несерьезно подходят ко всему этому, под предлогом фальшивой культуры, вслед­ствие слепого подражания неверным и пренебреже­ния законами шариата. И нет силы и могущества, кроме как у Великого Аллаха.

Не разрешается также уединение мужчины со служанкой, работающей в его доме, а также уедине­ние хозяйки дома со слугой. Проблема слуг очень опасна. Ей подвержены многие люди в наше время из-за занятия женщинами учебой и другими делами вне дома. Это должно побуждать верующих мужчин и женщин быть бдительными, принимать необходи­мые предосторожности и сторониться плохих обычаев.

5– Женщине запрещается пожимать руку муж­чине, не являющимся ее махрамом. Шейх Абдульазиз бин Абдулла бин Баз, глава управления по религиоз­ным указам, пропаганде и просвещению, да хранит его Аллах, в «Маджму’ аль-Фатава» (1/185, издатель­ство «ад-Да’ва аль-Исламийа») сказал: «Женщинам не разрешается пожимать руку кому-либо, кроме своих махрамов, независимо от того, молодые они или старые, и независимо от того, является мужчина молодым или глубоким стариком, так как в этом есть опасность соблазна для них обоих. В досто­верном хадисе сказано: «Рука Посланника Аллаха никогда не касалась руки какой-либо женщины. Он принимал их присягу только устно». И не имеет значения происходит рукопожатие голыми руками или через что-либо из-за общего смысла всех доказательств и для устранения причин, ведущих к соблазну».

Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, да простит его Аллах, в своем толковании «Адва аль-Байан» (6/602-603), сказал: «Знай, что мужчине нельзя пожи­мать руку чужой женщины, и нельзя, чтобы его те­ло касалось ее тела. Доказательства этому следующие:

Во-первых, Пророк сказал: «Я не пожимаю руку жен­щинам». А Всевышний Аллах говорит:

«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример».[149]

Поэтому мы, подражая Пророку не должны пожимать руки женщинам. Мы более подробно рассказали о выше­упомянутом хадисе в главе, посвященной «Хаджу», когда говорили о том, что мужчинам в ихраме и в любое другое время запрещено носить желтую одеж­ду, а также объясняя стих из суры «Сонмы», касаю­щийся покрывала. То, что Пророк не пожимал руку женщи­нам во время присяги, является ясным доказатель­ством того, что мужчина не пожимает руку жен­щинам и его тело не должно касаться ее тела, так как самое легкое прикосновение – это рукопо­жатие. То, что Пророк не желал пожимать им руки во время присяги, когда это необходимо, указывает на то, что это запрещено. И никто не имеет права противоре­чить Пророку так как он является законодателем для своей уммы своими словами, делами и установ­лениями.

Во-вторых, как мы сказали выше, женщина вся яв­ляется слабым местом и ей нужно закрываться. Чело­веку приказано потуплять взор из-за опасности впасть в соблазн. Нет сомнения в том, что прикос­новение тела сильнее возбуждает инстинкт и призы­вает к соблазну, чем взгляд глазами. Любой справед­ливый человек понимает истинность этого утверждения.

В-третьих, это – один из способов наслаждаться чужой женщиной из-за слабой богобоязненности в наше время, утрата честности и отсутствие страха сомнительных вещей. Нам много рассказывали о том, что некоторые мужья целуют сестер своих жен в губы и называют этот, по всеобщему мнению запрещенный поцелуй, «приветствием». Они говорят: «Он поприветствовал ее», то есть поцеловал. Истина, в которой нет сомнения, заключается в том, что нужно сторониться всех соблазнов, сомнений и причин, вызывающих их. И один из самых больших соблазнов – это прикосновение мужчины к телу чужой женщины. Это является причиной, ведущей к запретному, и эту причину надо устранять».

И в заключение, о, верующие мужчины и жен­щины, напоминаю вам завет Аллаха в Его словах:

«Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это – чище для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! И скажи женщинам верующих: пусть они потупляют свои взоры и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, путсь не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, – может быть вы окажетесь счастливыми!».[150]

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует Пророка нашего Мухаммада, его род и сподвижников!

[1] «Пчелы», 58-59

[2] «Скручивание», 8-9

[3] «Комнаты», 13.

[4] «Пчелы», 97.

[5] «Сонмы», 73.

[6] «Женщины», 19.

[7] «Женщины», 7.

[8] «Женщины», 11.

[9] «Женщины», 19.

[10] «Женщины», 4.

[11] «Женщины», 27

[12] Сборник религиозных указов шейха Мухаммада Ибрахима (2/94).

[13] «Сонмы», 53.

[14] «Адва аль-Байан» (5/598-601). Также нельзя подчиняться мужу, если он прикажет сделать это, так как нельзя подчиняться сотворенному в грехе против Творца.

[15] Хадис передал Муслим.

[16] Сборник религиозных указов шейха Мухаммада бин Ибрахима (2/47). Смотри также книгу «аль-Идах ва-т-табйин» шейха Хамуда ат-Тувайджири, стр.85.

[17] «Женщины», 119.

[18] «Собрание», 7.

[19] Как, например, краска, которая называется маникюр.

[20] Всевышний сказал: «… и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» («Свет», 31).

[21] «Развод», 4.

[22] «Корова», 222.

[23] «Корова», 222.

[24] Хадис передал Муслим.

[25] Аль-Бухари и Муслим.

[26] Аль-Бухари и Муслим.

[27] «Падающее», 79.

[28] Хадис передал ан-Насаи и другие.

[29] Аль-Бухари и Муслим.

[30] Абу Давуд.

[31] Ибн Маджа.

[32] «Аль-Мунтака», 1/140.

[33] (Хадис передал Абу Давуд, а также аль-Бухари, но без слов «после очищения»). Этот хадис восходит к Пророку по мнению хадисоведов, так как считается, что он сказан Пророком . Хадис также означает, что мутная и желтая кровь до очищения является менструацией, и к ней применяются соответствующие положения.

[34] Хадис передал аль-Бухари.

[35] Хадис передал Муслим.

[36] Хадис передал Муслим.

[37] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[38] Хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, его достоверность подтвердили Ибн Хиббан и аль-Хаким. В нем говорится, что послеменструальный цикл у женщины определяется видом крови, по которому можно отличить менструацию от неменструации.

[39] Хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа, Абу Давуд, и его достоверность подтвердил ат-Тирмизи.

[40] Хадис передали Абу Давуд, Ибн Маджа и ат-Тирмизи , который сказал: «Это – хороший хадис».

[41] Хадис передали ат-Тирмизи и другие. На этом сошлись мнения всех ученых, как это описал ат-Тирмизи и др.

[42] Хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа.

[43] Хадис передал Абу Давуд.

[44] Но он сказал: «… исполняет пропущенный пост, а не пропущенную молитву». Это – общая фраза, в которой он не объясняет, какой пост нужно выполнять заново – тот, который она соблюдала во время промежуточной чистоты, или тот, который она оставила после повторного появления крови. Скорее всего он имел ввиду второе.

[45] Смотри «Китаб Иршад ули аль-Басаир ва-л-альбаб» (стр. 24).

[46] «Корова», 228.

[47] «Скручивание», 8-9.

[48] «Свет», 31.

[49] «Сонмы», 53.

[50] «Сонмы», 53.

[51] «Сонмы», 59.

[52] «Женщины», 27.

[53] «Сонмы», 33.

[54] «Марьям», 59-60.

[55] Хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджах.

[56] Хадис передал Абу Давуд, а другие имамы подтвердили его достоверность не от Пророка а от самой Умм Салямы.

[57] Хадис передал Абу Давуд, а его достоверность подтвердил Ибн Хузайма.

[58] Хадис передали Ахмад и Абу Давуд.

[59] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[60] Хадис передали Ахмад и Абу Давуд.

[61] Хадис передали Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи.

[62] Аль-Бухари и Муслим.

[63] Аль-Бухари. См.: «аш-Шарх аль-Кабир аля-л-Мукни» (1/422).

[64] Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, Абу Давуд.

[65] См.: 3/306.

[66] «Милосердный», 26-27.

[67] Ахмад и Абу Давуд.

[68] Аль-Бухари и Муслим.

[69] Аль-Бухари и Муслим.

[70] Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который подтвердил достоверность этого хадиса.

[71] «Маджму аль-Фатава», 24/335-356.

[72] «Корова», 155-157.

[73] «Корова», 183.

[74] Кроме того, что она должна совершить этот пост, она должна еще за каждый день поста прокормить одного бедняка едой в количестве половины са’ (1 са’ = 2.5 кг).

[75] «Корова», 185.

[76] «Корова», 184.

[77] Аль-Бухари.

[78] «Корова», 184.

[79] 1 ратль = 449.28 гр.

[80] «Маджму аль-Фатава», 25/318.

[81] «Маджму аль-Фатава», 25/251.

[82] Ахмад и Ибн Маджа с достоверным иснадом.

[83] Аль-Бухари и Муслим.

[84] Аль-Бухари и Муслим.

[85] Муслим.

[86] Абу Давуд.

[87] Аль-Бухари и Муслим.

[88] Абу Давуд.

[89] Аль-Бухари.

[90] Абу Давуд.

[91] «Аль-Мугни», 3/328.

[92] «Аль-Мугни», 3/330-331.

[93] Аль-Бухари и Муслим.

[94] Хадис передал Абу Давуд с достоверным иснадом; все его передатчики являются передатчиками в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, кроме Усамы бин Шурайка.

[95] Хадис передал аль-Асрам.

[96] Абу Давуд.

[97] Ат-Тирмизи.

[98] Издательство «Хиджр»

[99] Аль-Бухари и Муслим.

[100] Аль-Бухари и Муслим.

[101] Ахмад.

[102] Вместе с ее махрамом.

[103] «Румы», 21.

[104] «Свет», 32.

[105] Аль-Бухари и Муслим передали этот хадис от Ибн Мас’уда.

[106] «Свет», 32.

[107] «Свет», 32.

[108] Ибн Джарир.

[109] «Тафсир Ибн Касир» (5/94-95), издательства «Дар аль-Андалус».

[110] Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим.

[111] Аль-Бухари и Муслим.

[112] Аль-Бухари и Муслим/.

[113] Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим.

[114] См.: книгу «аль-Мугни» (6/449).

[115] Ахмад. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим.

[116] «Скот», 141.

[117] Ибн Хиббан.

[118] Аль-Бухари и Муслим.

[119] Аль-Бухари и Муслим.

[120] Аль-Бухари и Муслим.

[121] «Женщины», 34.

[122] «Корова», 228.

[123] «Женщины», 34.

[124] «Женщины», 128.

[125] «Женщины», 128.

[126] См.: «Тафсир Ибн Касир» (2/406), последнее издание.

[127] «Корова», 229.

[128] Абу Давуд и ат-Тирмизи. Ибн Хиббан «в «ас-Сахихе» назвал этот хадис хорошим.

[129] «Корова», 229.

[130] «Корова», 226-227.

[131] «Развод», 4.

[132] «Корова», 228.

[133] «Развод», 4.

[134] «Корова», 234.

[135] «Развод», 4.

[136] См.: «аль-Хадй ан-Набави» (5/594-595) Ибн аль-Кайима.

[137] «Корова», 235.

[138] «Корова», 235.

[139] «Сонмы», 49.

[140] «Корова», 236-237.

[141] Дикая ююба – вид дерева.

[142] «Свет», 30-31.

[143] «Сонмы», 35.

[144] Шейх Ибн Теймийа в «Маджму’ аль-Фатава» (15/321) сказал: «Таким образом, женщина, совершающая лесбиянство, – прелюбодейка, так как в хадисе сказано: «Прелюбодеяние женщин – лесбиянство».

[145] Аль-Бухари и Муслим.

[146] Аль-Бухари и Муслим.

[147] Аль-Бухари и Муслим.

[148] Ахмад, аль-Бухари и ат-Тирмизи, который подтвердил его достоверность и сказал: «Деверь – брат мужа, то есть Пророку не понравилось, чтобы он оставался наедине с ней».

[149] «Сонмы», 21.

[150] «Свет», 30-31.

Наши рекомендации