О шести (6) дневном посте в месяц Шавваля.

О шести (6) дневном посте в месяц Шавваля.

БисмиЛляхи Ар-Рахмаани Ар-Рахиим.

Содержание:

Достоинство поста в 6 дней Шавваля.

В чем мудрость поста шести дней в шаввале?

Каково постановление держать уразу шесть дней в месяце шаууаль.

Можно ли поститься на второй день месяца Шавваль?

Ставится ли условием уразы шести дней шаууаля, чтобы ураза в них держалась подряд.

Положение поста в субботу для тех, у кого выпал на нее один из шести дней Шавваля.

Можно ли держать уразу шести дней шаууаля, если еще не возмещены пропущенные дни рамадана.

Положение того кто постился шесть дней Шавваля прежде восполнения по незнанию.

Вначале пост обет, а затем шесть дней Шавваля.

10 Искупление (каффара) важнее, чем пост в Шаввале.

Возместительный пост не заменяет собой шестидневного поста в месяц шавваль.

Совместить искупительный пост за клятву с постом 6 дней шавваля.

Объединение трех из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed.

Возмещение шестидневного поста после месяца шавваль.

О награде тому, кто оставил пост шести дней Шаууаля по шариатской причине.

Женщина и добровольный пост.

______________________________________

Достоинство поста в 6 дней Шавваля.

Хвала Аллаху, Господу Миров, восхваления Аллаха и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам, а так же тем, кто строго последовал за ними вплоть до Судного Дня.

А затем…

Добровольный пост шести дней месяца Шаууаль, имеет большое значение для верующего, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Кто станет соблюдать пост в месяц Рамадан, затем добавит к нему шесть дней из месяца Шаууаль, будет подобен постившемуся вечность». Приводит хадис имам Муслим в «Сахих», 1164, и другие.

Сказал ан-Науауи: «Сказали ученые: «подобен постившемуся вечность» – так как за благое дело полагается десятикратное вознаграждение, и месяц Рамадан как десть месяцев, а шесть дней (Шаууаля) как два месяца, и такое толкование пришло в хадисе посланника Аллаха, в сборнике ан-Насаи». См. «Шарх сахих Муслим» имама ан-Науауи, 8/56.

Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:«Аллах сделал для каждого благого дела десятикратную награду, а месяц (то есть Рамадан) как десять месяцев (в году), а пост шести дней (в Шаууале) после праздника Разговения дополнением до года (то есть как 2 месяца)». См. «Сахих ат-Таргъиб уа ат-Тархиб», 993, так же «аль-Ируа», 4/107.

И если будет мусульманин стараться соблюдать предписанный пост, добавляя к нему шесть дней из месяца Шаууаль, и так каждый год, то будет он всю свою жизнь пребывать в поклонении, будет ему каждый год записан годом поста.

Вопрос: Спрашивающий спрашивает о посте шести дней Шавваля, и его достоинстве? Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ шейха Ибн База:

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного, вся хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и тем, кто последовал по его пути.

А затем: Приходит достоверно от посланника Аллаха ﷺ то, что он сказал:«Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шавваля, подобен постившемуся в течение всего года», передал Муслим в своем достоверном сборнике.

И это указывает на его достоинство, и то, что пост шести дней Шавваля вместе с Рамаданом подобно держанию поста год, как будто он постился в течение всего года, и это великая милость. Рамадан подобно десяти месяцам, шесть дней Шавваля подобно двум месяцам, так как одно благое дело приумножается в десять раз, и получается как будто он постился в течение всего года. Вместе с тем что Аллах — Всемогущий и Великий — по Своей Милости сделал Рамадан искуплением тому что между двумя Рамаданами. И шесть дней Шавваля - увеличение блага и великая выгода. И большая польза в выполнении приказа пророка ﷺ, в соблюдении совета пророка ﷺ и его побуждении, в стремлении выполнять то, что узаконил Аллах из поклонений. И это есть великое благо, что верующий соблюдает то, что узаконил Аллах, для того чтобы выполнить и попросить вознаграждения от Аллаха, в этом ему есть большое вознаграждение.

Источник: http://www.binbaz.org.sa/mat/20984

Каково постановление держать уразу шесть дней в месяце шаууаль.

Зейд Ибн Аслям.

Передал Ат-Тахави, от Юсуфа Ибн Язида, от Саида Ибн Мансура, от Ад-Дараварди, от Сафуана Ибн Сулейма и Зейда Ибн Асляма, от Умара Ибн Сабита, от Абу Аюба от Пророка, мир ему

И иснад достоверный.

Таким образом, невозможно ослаблять этот хадис умеренной слабостью Са’да Ибн Саида, потому что он не уединился в его передаче от Умара Ибн Сабита, однако ему последовали другие достоверные хафизы.

Приведем слова имамов про хадис Абу Аюба аль-Ансари.

1. Сказал имам Абдур-Раззак, приведя этот хадис: «И мы берем его!». Источник: «Аль-Мусаннаф», 7918.

2. Назвал его хорошим Абдуллах Ибн аль-Мубарак и работал по нему. Источник: «Сунан ат Тирмизи», 3/293


3. Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Поститься после Рамадана 6 дней в Шавваль желательно, прямо сказал об этом Ахмад во многих местах. И сказал Ахмад в передаче аль-Асрама: «Передан этот хадис от Пророка с трёх путей – от Абу Аюба, от Джабира и от Саубана»: «Кто постился 6 дней шаууаля, как будто постился весь год». Источник: «Шарх аль-умда», 4/556.

4.Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Я спросил своего отца, имама Ахмада о днях которые постятся после Рамадана, и он сказал: «Нет никаких проблем их поститься! И Пророк сказал: «Шесть дней Шаууаля», и если кто-то постился шесть дней шаууаля, то нет разницы, постился он их подряд или нет». Источник: «Аль-Масаиль», 1/193.

5. Удостоверил его имам Муслим, приведя в своём «Сахихе»


6. Сказал имам ат-Тирмизи передав этот хадис: «Хадис Аби Аюба - хороший, достоверный!» Источник: «ас-Сунан», 3/293.

7.Удостоверил хадис Аюба и имам Ибн Хузейма, подкрепив цепочку Са’да путём Сафуана. Источник: «Сахих Ибн Хузейма», 3/297.

8. Удостоверил его хафиз ат-Тахави, сказав, что поначалу он не считал его достоверным из-за слабости Са’да Ибн Саида, но затем увидел, что от него передали его огромное количество великих имамов, во первых, и что он не уединился в его передаче, а помимо него, передали достоверные имамы, во вторых. Источник: «Шарх мушкиль аль-асар», 6/120-126.

9. Назвал его достоверным, и аргументировал им хафиз Ибн Хиббан, подкрепив также другим похожим сообщением. Источник: «Сахих Ибн Хиббан», 8/396.

10. Сказал аль-Бейхакы: «Этот хадис утвержденный, достоверный из хадисов Аби Аюба аль-Ансари. И передан нам этот хадис также от Джабира, и Саубана». Источник: «Марифату ас-сунан уаль асар», 6/379.

11. Сказал Абу Косим Ибн аль-Асакир аль-Аш’ари: «Это достоверный хадис, передал его Муслим, и передал его ан-Насаи от Халляда». Источник: «Аль-Муджам», 178.

12. Сказал имам Абдуль Ваххаб Ибн Манда аль-Ханбали (ум. 511 г.х.) передав хадис Абу Аюба: «Достоверный хадис из хадисов Сада Ибн Саида». Источник: «Тахкык Раф’иль ишкаль», 19.

13. Сказал имам аль Багави(ум. 516 г.х.): «Это достоверный хадис, передал его Муслим». Источник: «Шарх ас-Сунна», 6/331.

14. Сказал хафиз Исмаиль Ибн Аби Са’д ан-Найсабури (ум. 541 г.х.): «Достоверный хадис!». Источник: «Джузун фихи арбауна хадисан мин ас-сихах аль-авали», 22.

15. Хафиз Абдуль-Хакк аль-Ишбили (ум. 581 г.х.), как передал от него имам Ибн аль-Каттан, см. «Баян аль-уахм уаль ихам», 2547

16. Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Хадис Абу Аюба достоверный!». Источник: «Тахзиб ас-Сунан», 1/477. И у имама Ибн аль-Каййима в «Тахзиб ас-Сунан» есть большое опровержение на тех, кто ослабляет данный хадис, и он опровергает все доводы и претензии к этому хадису

17. Сказал имам Ибн Муфлих упомянув его: «Этот иснад достоверный!». Источник: «Аль-Фуру», 5/84.

18. Сказал хафиз Ибн Муляккин: «Этот хадис достоверный». И у Ибн Муляккина также есть длинное опровержение на тех, кто говорит что он недостоверный, в тахридже к «Аль-Мухаззаб».

19. Собрал все пути этого хадиса в отдельной книге хафиз Абу Мухаммад ад-Димьяты в отдельном джузе, и опроверг на тех кто его ослабляет.


20. Собрал пути этого хадиса в отдельной книге хафиз аль-Аляи и опроверг на тех, кто его ослабляет, и эта книга дошла до нас и напечатана, и называется «Раф’уль ишкаль ан сыями ситтати аямин мин шаууаль».

21. Назвал его достоверным ан-Навави в шархе на «Сахих Муслим», сказав: «Этот ясный достоверный хадис». Источник: «Шарх Сахих Муслим», 8/56.

22. Сказал Джамалюддин Ибн аз-Захири аль-Ханафи: «Это достоверный хадис». Источник: «Машьяхату аль Бухари», 1700.

23. Собрал все пути этого хадиса в отдельной книге хафиз аль-Иракы в отдельном джузе, и опроверг на тех кто его ослабляет.

Также назвали его достоверным: Аш-Шатыби, ас-Суюты, аль-Мунави, аль-Джизри, Али аль-Кори, аль-Хейтами, Ас-Сан’ани, Аш-Шаукани, Азымабади, Сиддык Хасан Хан, Абдур-Рахман Ибн Косим, аш-Шанкыты, аль-Альбани, Ибн Баз, аль-Мубаракфури, Ибн Усаймин, Аль-Аббад, аль-Асьюби, учёные Постоянной Комиссии по фетвам, и другие.

Источник: «Тасбит ас-саввам бизикр аль-асма ман насса миналь уляма ав ашара иля субути хадиси сыями ас-ситти мин шаууаль».

И можно приводить и других имамов и хафизов.

- Затем, Абу Аюб аль-Ансари не единственный из сподвижников кто передаёт хадис о посте 6 дней Шавваля от Пророка, мир ему.

Пришли хадисы об этом и от других сподвижников.

Первое мнение.

Группа из маликитов и некоторые ханбалиты считали, что достоинство поста в месяц шаууаль достигнет тот, кто будет поститься в месяц шаууаль или после него, и что месяц шаууаль в хадисе упоминается для того, чтобы человеку было легче поститься, так как пост после рамадана выдержать легче, чем в другое время.

Аль-‘Адауи сказал: «Законодатель сказал: „… месяца шаууаль“ только для облегчения поста, но не для ограничения времени. Нет проблемы, если пост будет соблюдаться в течение десяти дней месяца зу-ль-хиджа, чтобы получить обе награды, учитывая те предания, в которых упоминается достоинства поста в течение десяти дней месяца зу-ль-хиджа. И хорошо также соблюдать этот пост в месяц зу-ль-ка‘да. Таким образом, чем дольше дней пройдет после рамадана, тем больше будет награда, так как пост соблюдать становится сложнее». Источник: Аль-‘Адауи ‘Али. Хашиайту ‘аля шархи-ль-Хураши. Т. 2. С. 243.

«Ибн ‘Араби аль-Малики сказал: „Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует „…месяца шаууаль“ были сказаны для примера. Смысл же в том, что пост в рамадан равен посту в течение десяти месяцев, а шестидневный пост – двухмесячному посту. Таково мнение мазхаба [То есть мазхаба имама Малика], и если пост будет соблюдаться вне месяца шаууаль, то награда за этот пост будет такой же“. (Он сказал): „Это мнение хорошее, знайте об этом“».

Источник: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн. Тахзибу фурук аль-Карафи. Т. 2. С. 191.

Ибн Муфлих, да помилует его Аллах, сказал: «Если следовать мнению некоторых ученых, есть вероятность, что награду человек получит и за пост вне месяца шаууаль. Это мнение упоминается от аль-Куртуби. (Они считали так), потому что награда за благое дело равно десяти подобным, как это упоминается в предании от Саубана. Ограничение этого поста месяцем шаууаль объясняется с точки зрения рухса*, так как поститься тогда легче и привычнее. И следовать рухсе лучше».

Источник: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн. Тахзибу фурук аль-Карафи. Т. 2. С. 191.

*[К рухсе относится то, что разрешил Аллах, облегчая Своим рабам непосильное для них, в случае крайне необходимости].

Автор «аль-Инсафа» передал эти слова и продолжил: «Я скажу: „Это слабое мнение, и оно противоречит хадису. Месяц шаууаль присоединен к достоинству рамадана, так как шаууаль следует за ним, а не потому, что награда за одно дело будет равна десяти подобным. А также потому, что пост в том месяце по достоинству равен посту в рамадан“». Источник: Аль-Мардауи ‘Али ибн Сулейман. Аль-Инсаф. Т. 3. С. 344.

Второе мнение.

Группа ученых из шафиитов считали, что человек, пропустивший шесть дней поста в шаууаль, возмещает их в месяц зу-ль-ка‘да.

Но награда за этот пост не будет той, которую он получил бы за пост в месяц шаууаль. Человек, который постился в рамадан, а после продолжил поститься шесть дней в шаууаль, получит награду, словно он соблюдал обязательный пост в течение всего года. Награда за пост в рамадан и шесть дней поста вне месяца шаууаль будет иной, а точнее (это будет) награда за пост в рамадан и за дополнительный шестидневный пост.

Ибн Хаджар аль-Макки сказал: «Тот, кто вместе с рамаданом каждого года будет соблюдать этот пост, будет подобен соблюдающему обязательный пост на протяжении всего года, без увеличения. И тот, кто постился в другие шесть дней, то это будет считаться дополнительным постом без увеличения». Источник: Аль-Макки Ибн Хаджар. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 3. С. 456.

Третье мнение.

Человек получит достоинство поста только в том случае, если будет поститься шесть дней в шаууале. Таково мнение ханбалитов.

В «Кашшафу-ль-кына‘» сказано: «Судя по явному смыслу преданий, награда и достоинство за пост, то есть при посте вне шаууаля, не будут достигнуты». Источник: Аль-Бахути М. Кашшафу-ль-кына‘. Т. 2. С. 338.

Однако есть надежда, что человек, который постился в некоторые из дней шаууаля, но по извиняющей его причине не смог закончить пост, достигнет награду и милость.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

«Шариатом не узаконено возмещение этого поста по истечении шаууаля, так как это желательное деяние, время которого закончилось, и в том случае, если некоторые из шести дней были оставлены по извиняющей причине, и, если пост не соблюдался в некоторые из дней без оной».

Вопрос: Сестра, обозначившая свое имя С. К. Л. из Аммана в Иордании говорит в ее вопросе: я начала поститься шесть дней Шавваля, но я не смогла завершить его в связи с некоторыми обстоятельствами и работай. Так что осталось на мне из него два дня. Что же мне делать, о достопочтенный Шейх? Восполнить ли мне их? И есть ли на мне грех за это?

Ответ шейха ибн База:

Пост шести дней Шавваля поклонение желательное не является обязательным. И ты вознаграждаешься за то, что постилась из него. И надеемся что тебе запишется вознаграждение полным, если препятствовало тебе в завершении оправдание узаконенное; исходя из слов пророка ﷺ: «Если раб заболевает или отправляется в путь, Аллах записывает ему такое же вознаграждение, как за то, что он делал, находясь дома и будучи здоровым»Его передал аль-Бухари в своем достоверном сборнике. [Его передал аль-Бухари в книге аль-Джихад, глава: Находящемуся в пути записывается то, что он обычно делал дома., № 2996].

И не лежит на тебе восполнение того, что ты оставила. И Аллах дарует успех.

Источник: Из вопросов адресованых, на имя достопочтенного из журнала "аль-Арабия", и опубликовано в журнале «Призыв» № 1677, число и дата 04/10/1419 г.х. Сборник различных фетв и статей - Маджму‘ фатауа-ш-шейх Ибн Баз. Т. 15. С. 389, 395.

http://www.binbaz.org.sa/mat/613

Вопрос: Женщина постилась шесть дней Шавваля каждый год, и в один год родила ребенка в начале месяца Рамадан, и отчистилась от послеродового кровотечения лишь по истечению Рамадана, затем после очищения стала восполнять Рамадан. Должна ли она также восполнять шесть дней Шавваля после восполнения Рамадана, если это даже вне Шавваля или не обязывается кроме как восполнением Рамадана? И становится ли обязательным постоянство в посте шести дней Шавваля или нет?

Ответ шейха ибн База:

Пост шести дней Шавваля сунна а не обязанность, исходя из слов пророка ﷺ: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», его передал имам Муслим в своем достоверном сборнике.

И упомянутый хадис указывает на то, что нет греха в том, чтобы постится последовательно или раздельно, по причине обобщенности слов. А спешить с выполнением лучше; исходя из слов Пречистого: «Я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен»(Та-Ха 84).

И исходя из того на, что указывают аяты Корана и хадисы пророческие о достоинстве соревнования и спешки совершать добро. И не является обязательным быть постоянным в этом, но лучше, исходя из слов пророка ﷺ: «Самым любимым деяниям для Аллаха является то, в котором постоянен совершающий его, даже если его немного».

И не узаконено восполнять его (пост шести) после окончания Шавваля; потому что это сунна было упущено его время, без разницы было оставлено по оправдательной причине или без оправдания. И Аллах дарует успех.

Источник: Было опубликовано в книге «Призыв» т. 2, C 172, и в газете мусульмане № 526, число и дата 02/10/1415 г.х., и в книге и в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 165.

Сборник различных фетв и статей, том 15.

http://www.binbaz.org.sa/mat/604

Резюме.

Некоторые ученые считали, что пост в течение шести дней вне месяца шаууаль подобен посту в шесть дней другого месяца. Были те, кто считал, что пост в течение шести дней другого месяца будет вознагражден, но не так, как за пост в шаууаль. Другие выразили надежду, что тому, кто не смог завершить пост шести дней в шаууале по извиняющей его причине, заслужит награду полностью. Ведь милость Аллаха широка и неисчерпаема.

Если сестра, задающая вопрос, станет соблюдать пост за те оставшиеся два дня из месяца шаууаль в месяц зу-ль-ка‘да, то это было бы неплохо. Надеемся, что она получит, если пожелает Аллах, награду полностью.

А Аллах знает лучше.

О шести (6) дневном посте в месяц Шавваля.

Наши рекомендации