Антропология мистицизма

Мистицизм

Мистицизм, согласно определению С. И. Ожегова, – форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанного на мистике [30].

В свободной энциклопедии Википедии мистицизм, мистика и сверхъестественное определяются так: «мистицизм – философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме» [79].

А вот другие определения мистицизма.

Мистицизм – учение о возможности и осуществлении единства или единения человека с высшим Божественным началом (христианское определение) [80].

Мистицизм – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике [81].

Мистицизм означает нравственное совершенствование человека, достижение им духовного счастья, постижение своей сущности; достижение состояния сознания, при котором познается то, что находится выше и за пределами видимого [82].

Мистицизм – общее наименование для учений, призывающих искать истину в духовном опыте встреч с Высшим, минуя разум [83].

Мистицизм понимается также и как теоретизирование по поводу мистического опыта, получаемого при встречах с Невыразимым. Сторонники мистицизма убеждены в возможности достигать истинного знания запредельных реальностей через интуицию, в сверхприродном прозрении, в откровении, самоотдаче Высшему, духовном союзе с Богом. Однако «мистицизм без любви вырождается в магию» (Г. Федотов) [84].

Мистицизм – это пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению – в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных [85].

Мистика (от греч. μυστικός – скрытый, тайный) объединяет сверхъестественные явления и религиозную практику, направленную на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами [86].

Сверхъестественное , как следствие, это мировоззренческая категория, определяющая то, что находится над физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на нее, что не может быть проявлено в материальном мире [87].

Занимаясь изучением мистицизма, в 2008 году я ввел понятие мистической личности. Также я заключил, что любой человек, который по свой типологии религиозен, верит в Христа или Будду, так или иначе связан с мистицизмом. При этом, согласно результатам опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 15–16 ноября 2008 года, в которых участвовало 1,6 тыс. человек, в существование НЛО и инопланетян верит 6 % россиян.

Согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ, в колдовство и магию верят 7 %. В числе прочих сверхъестественных явлений россияне также указывают приметы (доля верящих в них снизилась за год с 23 % до 18 % опрошенных), воздаяние за грехи (было 19 %, стало 13 %), некую сверхъестественную силу (11 %) и гороскопы (было 16 %, стало 10 %). Меньше всего россияне верят в переселение душ и во «что-то еще» (по 4 %).

Доля тех, кто склонен верить в Бога, среди опрошенных россиян с 2004 года выросла с 52 % до 60 %. Доля тех, кто верит в судьбу, напротив, снизилась – с 42 % до 28 % респондентов.

Только каждый пятый россиянин (19 %) не верит ни в какие сверхъестественные явления.

Чем старше респонденты, тем более характерна для них вера в Бога: среди опрошенных пенсионеров верующих 71 %, тогда как в самой молодой группе – только 54 %. При этом молодежи больше, чем пожилым, свойственно верить в некую неназываемую сверхъестественную силу (16 %) и в гороскопы (17 %). Среди опрошенных от 18 до 24 лет больше всего тех, кто ни в какие сверхъестественные силы и явления не верит вообще – их 22 %, тогда как среди пенсионеров на треть меньше (16 %).

При этом почти у 30 % опрошенных есть в окружении люди, увлекающиеся астрологией, магией, гаданиями, хиромантией и т. п. В том числе 25 % респондентов сообщают, что их немного (чаще это от 18 до 24 лет – 31 %), 5 % опрошенных – много. Еще 64 % россиян указывают, что таких людей в их окружении нет – чаще это респонденты в возрасте от 60 лет и старше (73 %).

Опрос ВЦИОМ, который проводился 19 декабря 2012 года, касался «конца света», который ожидался 21 декабря этого же года согласно древнему календарю майя. По результатам 57 % хорошо знают об этом, 40 % – что-то слышали. Наиболее осведомленными оказались молодые россияне (63 % из них хорошо информированы о «грядущем конце света»).

Почти каждый десятый россиянин допускает вероятность наступления «конца света» как такового (9 %). Больше всего таких респондентов оказалось среди молодежи 18–24 лет (13 %). Кроме того, верующие россияне склонны ожидать этого в большей степени, нежели атеисты (9–10 % против 2 % соответственно). Большинство же россиян были уверены, что «конца света» 21 декабря не случится (88 %). В основном это были 25–34-летние (91 %), а также неверующие (92 %).

Большинство россиян в связи с сообщениями о возможном «конце света» ничего не предпринимают (75 %). Лишь немногие запасаются продуктами (3 %), молятся (1 %). Остальные стараются относиться к этому философски, с юмором [88].

В настоящее время, благодаря средствам массовой информации, особенно телевидению, которое регулярно показывает передачи о различных паранормальных явлениях, практически каждый человек по всему миру сможет ответить на вопрос, что, по его мнению, представляют собой НЛО, инопланетяне и другие сверхъестественные силы.

Дальше – больше. Российская академия наук (РАН) выпустила сборник тиражом 500 экземпляров «Мистицизм: теория и история», в котором говорится, что мистицизм стал предметом вдумчивого исследования большой группы отечественных ученых, обратившихся к изучению его природы и многообразных проявлений в современных условиях и на различных ступенях культурно-исторического развития человечества. Авторы сборника пишут вот что: «…Мистицизм не только возродился, но стал модой, влиятельным и широко распространенным увлечением, наблюдается его экспансия на новые, давно секуляризованные сферы человеческой деятельности, сознания и чувства» [4].

В заключительной статье «Мистическое пространство Интернета» Е. Г. Романова констатирует: «Используя поисковые системы Google и „Яндекс“, на полученный запрос по словам „мистика“, „мистицизм“ мы получаем невероятное количество ссылок (Google – 10 300 000 страниц, из них 658 000 на русском языке; „Яндекс“ —14 961 043, сайтов не менее 64 544). Безусловно, даже с учетом повторов, случайных упоминаний термина, недоступных по каким-то причинам ресурсов, выданных поисковой системой, количество информации огромно и чрезвычайно разнообразно. „Яндекс“ информирует, что за прошедший месяц (январь 2008 года) запрос со словом „мистика“ был введен в систему почти 10 тысяч раз». Думаю, после всего вышесказанного уже нет сомнений в том, что мистицизм играет в жизни каждого человека если не ведущую роль, то одну из главных [4].

Мистическое «Я»

Мы уже определились, что «Я»-концепция – это представления человека о себе. В этом небольшом разделе речь пойдет о мистическом «Я» . Я уже писал, что у мистической личности другие представления о жизни, в том числе о самой себе.

В некоторых случаях говорят, что оккультисты, мистики страдают шизофренией, и в некоторых случаях – это на самом деле так. Однако на деле далеко не все мистики больны, у них просто иное мировоззрение, не похожее на мировоззрение других людей.

В некоторых случаях мистическое миропонимание может выработаться под воздействием некой мистерии.

В роли подобной мистерии могут выступать мнимые контакты с инопланетным разумом или пришельцами. Благодаря подобным потрясениям у человека меняются представления о самом себе, т. е. «Я»-концепция. Поэтому, говоря о теории личности в трансоанализе, нельзя упускать из виду представления человека о самом себе.

Во многих случаях человек не может справиться с возникшей у него проблемой, будь это инопланетяне или что-либо еще, в том числе c духовным кризисом. Психолог, занимающийся трансоаналитической практикой, должен помочь клиенту пережить этот духовный кризис.

О просветлении

Просветление можно определить как высшую форму осознанности и/или развития. Однако просветление как таковое включает в себя и понятие совершенства. «Совершенный человек», в том числе, согласно восточной философии, должен иметь некие сиддхи – сверхъестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов и т. д. Однако не все так гладко – дело в том, что большинство так называемых «просветленных» совершенно не адаптированы к жизни в обществе, не имеют семьи или вообще ведут образ жизни отшельника, хотя семья – базовый социальный институт. В результате наблюдается парадокс: просветление подразумевает полную самореализацию индивида, однако большинство «просветленных» оказываются полностью асоциальны, они никогда не были женаты, были затворниками и аскетами или имели лишь пару учеников. Тем самым человек, который претендует на совершенство, на самом деле далеко не совершенен. В идеале просветленный не только должен быть «абсолютно осознанным», но и интегрированным в общество, а иначе это не просветление, а что-то иное.

Просветление – это развитие личности. Всеобщее знание, космическое сознание, сверхсознание – все это его синонимы. Однако многие задаются вопросом, как добиться такого знания, глубокого понимания реальности? По всей видимости, все дело в развитии личности. Я не стану приводить конкретных рецептов того, как обрести знание или хотя бы приблизиться к такому состоянию, поскольку опыт у каждого свой, и человек должен сам выбирать свой путь. Моя цель дать всего лишь направление, а уж пусть каждый выбирает сам.

Просветление можно обозначить в диапазоне от +800 до +1000 на графике уровней сознания. И это высший уровень развития личности. На пути достижения подобного уровня легко не будет, и каждая попытка приложить чуть меньше усилий, чем необходимо, является самообманом. Остерегайтесь также и самоназванных «гуру» и их учений – все это также ложь для доверчивых граждан.

Основной путь, который нужно избрать, – это путь развития, самообразования, здоровый образ жизни, полный отказ от всевозможных наркотиков, алкоголя, курения, всего того, что так или иначе ведет к деградации личности.

Каждый день нужно стремиться к развитию, к познанию нового и помнить, что у человека огромное количество возможностей, просто нужно знать, как ими воспользоваться.

Правда о духовности

После распада Советского Союза как грибы после дождя начали расти разные общества, группы, предлагающие исцелить от всех болезней, поднять Кундалини, получить просветление и т. д. Появилась также и целая армия целителей, знахарей, гадалок, экстрасенсов, ясновидящих, контактеров и прочих необычных личностей, чей род занятий был в новинку для постсоветского общества. Я называю это явление «духовный МММ» – как только страна переживает глобальный кризис или стоит на пороге переворота, тотчас появляются религиозно-мистические настроения. СССР, который признавал только марксистско-ленинскую идеологию, после его распада стал открыт для разных религиозно-мистических влияний, в том числе и восточных, например таких, как буддизм, индуизм, кришнаизм и т. д. Образовалось огромное количество сект, секточек, проповедников, что глубоко чуждо русской культуре. Ничего удивительного – ведь после краха одной идеологии, как правило, на смену ей быстро приходит другая, потому что люди уже привыкли к влиянию на их сознание и образ жизни.

Возможно, кто-то мне скажет, а что здесь плохого? Ну, во-первых, как я уже сказал, пришло много религий, как, например, индуизм, буддизм, кришнаизм, которые совершенно чужды русскому человеку. Во-вторых, возникло много сект, которые как вирус распространились по всей России и выдают себя за традиционные религии, путая этим доверчивых граждан. Что касается индуизма с буддизмом, то ситуация очень сложная и неоднозначная, ведь традиционной российской религией является православие. Возникает вопрос: в какого бога верить? И верить ли вообще? Во всем этом легко запутаться. Книги, рассказывающие о духовности, выпускаются миллионными тиражами, но при этом еще больше запутывают, а иногда в них написан сущий бред, и в таком случае они просто вредны. Вдумайтесь: более пяти тысяч (!) различных духовных школ. Какая из них самая правильная? Целая армия всевозможных гуру, духовных учителей, целителей, гадалок, экстрасенсов – кому верить, куда, к кому идти? Сколько из них откровенных мошенников? Попробуем в этом разобраться. По большому счету, эта глава – свод рекомендаций относительно того, как избежать обмана при выборе духовной школы. Думаю, этот разговор будет очень полезен для тех, кто собирается встать на духовный путь, выбирая, где, под чьим руководством его начать.

История вопроса

На дворе XXI век, век технического прогресса, человек уже не раз летал в космос, нашей жизни помогают новейшие компьютерные технологии, а люди по-прежнему верят в Бога, посещают семинары «духовных учителей», приезжающих в Россию из разных стран, устойчивой популярностью пользуется различная мистическая и духовная литература. Ежегодно в эзотерических магазинах реализуются тысячи книг, описывающих разные учения и практики учителей из Индии, Тибета и т. д. Почему Восток так популярен в России?

В России свобода вероисповедания – феномен, появившийся после упразднения коммунистической идеологии. Кто-то ушел в православие, кто-то в буддизм или в любую другую религию или учение. С Востока начали приезжать на заработки малоизвестные духовные учителя, образуя в разных городах России ашрамы, различные религиозные группы, секты и т. д.

По большому счету эти так называемые духовные учителя из стран Востока мало чем отличаются от рабочих-гастарбайтеров, приехавших в Москву работать на стройке, разница в том, что одни зарабатывают головой, а другие руками. Полагаю, можно смело утверждать, что восточные учения россиянам навязали, и если бы СССР не развалился, сомневаюсь, что можно было бы найти хоть одного буддиста или кришнаита, который бы открыто пропагандировал свою веру.

Многие спросят, а что плохого в этой ситуации? Во-первых, неизвестно, какой уровень развития этих духовных практиков и гуру. Ведь если они приехали в Россию, покинув привычную среду, значит, на родине для них места не нашлось. Во-вторых, среди них много обманщиков и шарлатанов, не имеющих никакого отношения к духовности. В-третьих, так ли хорошо популяризировать такие серьезные вещи? В рамках этой тенденции даже появился свой термин – поп-гуру. Не является ли это кощунственным, не искажает ли саму идею восточных учений? Как вам, например, книги «Буддизм для чайников» или «Буддизм в комиксах»? Все это можно сравнить с популярной музыкой, может быть, качество не очень, зато приносит большую прибыль. Деньги – вот основная цель всех поп-гуру. Религиозные деятели, которые почитают свою веру, никогда не будут ее популяризировать, для них она существует только в их храме или в ашраме, куда вход для чужаков закрыт, а если они в порядке исключения передают кому-то свое учение, то делают это совершенно бесплатно. Истинное религиозное учение никогда не выходит за пределы храма, где оно было создано.

Почему так много людей на это покупаются? Как показывают исследования в области психологии и нейрофизиологии, психике человека свойственно магическое мышление, оно не менее важно, чем мышление логическое или сексуальный инстинкт. Для того чтобы реализовать свои религиозные потребности, человек приходит к поп-гуру, ведь у них все проще и понятней, намного понятней, чем, например, в православии. Неискоренимая привычка современного человека – то, что надо за все платить, вот они и платят поп-гуру за книги, лекции, семинары и практики, денежный оборот современного поп-гуру огромный. Для сбора денег используются разные способы, самый популярный и действенный – это пожертвования, ставят урну, и каждый пришедший кладет туда столько, сколько хочет или может, ненавязчиво, но в то же время сумма набирается приличная. Еще один способ – это деньги за практики, цена, как правило, фиксированная и высокая, вдобавок может прийти очень много клиентов. В основном эту схему отъема денег у населения используют западные поп-гуру, способов много, изобретательность поп-гуру безгранична, как сама Вселенная.

Намного хуже, когда такие самозванцы-гуру создают культовые деструктивные организации, которые чаще называются тоталитарными сектами, где совершается насилие над личностью, вымогаются деньги, а иногда и частная собственность (машины, квартиры и т. д.).

Любой человек может стать поп-гуру, достаточно иметь харизму, подвешенный язык, вычурное имя на восточный манер, например Чин Гу Фуфун или Мантей Чия, Белояр и т. п. Ну и, конечно, рассказывать всем, что ты имеешь контакт с Высшим разумом или с Абсолютом или практикуешь в буддийской традиции, в какой-нибудь школе Бодхи, тогда люди к тебе потянутся толпами и будут почитать как своего учителя, ведь всех так привлекает познание нового, необычного, мистического. Люди такие доверчивые.

Последствия

К чему ведут все эти практики за деньги? В лучшем случае человек останется без своих денег, в худшем – лишится психологического здоровья. Все из-за того, что духовные практики проводят непрофессионалы, зарабатывая на вере клиентов. При этом сразу хочется подчеркнуть, что не все духовные учителя мошенники, среди них есть и настоящие знатоки своего дела.

Вера как часть психологии человека слишком часто играет с человеком злую шутку. Во что люди только ни верят: в богов, НЛО, инопланетян, в сказочных чудовищ, духов, оборотней, вампиров, всевозможные духовные практики, психотехники и т. д. Вместо того чтобы поверить в себя, человек ищет защиты в иллюзии, созданной его сознанием, часто не догадываясь о том, что это просто иллюзия и за ней ничего нет.

Иллюзии правят нами, магическое мышление, которое, как считается, существовало только у первобытных людей, прекрасно обнаруживается и у жителя XXI века, несмотря на космические полеты, цифровые технологии, мобильные телефоны, автомобили и самолеты. Магическое мышление никуда не девается, оно – часть нашей психики, хотим мы того или нет.

Для того чтобы проиллюстрировать, к чему приводит неконтролируемая вера, какие последствия за собой влечет, я расскажу историю, которая произвела на меня наибольшее впечатление.

В Б.О. пришел устраиваться на работу продавцом-консультантом молодой человек, назовем его М. Так как сотрудников у нас не хватало, наши администраторы его взяли. Работал молодой человек не очень, но думали, что через некоторое время освоится. По мере того как я узнавал М., я начинал понимать, что он очень фанатично относится к своему варгану Варган – музыкальный инструмент, самозвучащий язычковый. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания дает возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.. Варган всегда висел у него на шее, и он говорил, что это его ритуальный инструмент и ни при каких обстоятельствах он не должен его снимать, так как он с варганом обменивается энергетикой, особенно когда играет, а играл он часто, в том числе и во время работы, несмотря на то что это было запрещено по инструкции. Все уговоры М. снимать варган в рабочее время или не играть на нем ни к чему не приводили. Он совершенно не понимал, чем варган может мешать, ведь, с его точки зрения, это привлекало покупателей, даже пусть мы продавали вовсе не музыкальные инструменты, а книги.

М. ни с кем не мог найти общий язык, с коллегами не общался, он был совершенно асоциален и никак не мог понять, что нужно сделать, чтобы наладить с человеком контакт. Мои рекомендации он не слушал. Помню, я очередной раз завел разговор про его варган и, что хорошо было бы его снять, я был достаточно настойчив в этот раз. Я вообще считал, что варган, хотя и музыкальный инструмент, по большому счету просто железка, которая издает звуки, и ничего в ней сакрального и ритуального нет, да и как звучит варган мне не очень нравилось. М. возражал, что варган не может не нравиться, а если это так, значит, у человека какой-то психологический блок. Когда я в очередной раз назвал варган железкой, М. встал, сложил руки на груди и сказал примерно следующее: «Духи варгана прощают тебя за незнание!» Я видел в жизни много чего, но все равно слегка оторопел. Я, в принципе, не против, если человек во что-то верит, если, конечно, это не мешает окружающим, но тут я насторожился. Я видел много мистиков, эзотериков, уфологов, но история с М. меня поражала. Руководству это тоже не нравилось, М. часто получал от администраторов замечания по поводу своего поведения, в том числе из-за варгана, что, собственно, и привело к его увольнению. Фанатизм – отличительная черта людей, склонных впадать в зависимость от разных идей.

Наши рекомендации