Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

ГАОУ ВПО «Московский государственный областной

Социально-гуманитарный институт»

Кафедра психологии

ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» -050100.62

Составители: Р. В. Ершова, Орлова Л.В., Суханова Т.П.

КОЛОМНА

УДК 15 (075.8) Рекомендовано к изданию редакционно- ББК 88.3я73 издательским советом ГАОУ ВПО

Е80 «Московский государственный

областной социально-гуманитарный институт»

Ершова Р.В., Орлова Л.В., Суханова Т.П.

Е 80 Психология: учебно- методический комплекс /Р.В. Ершова, Л.В. Орлова, Т.П. Суханова – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013 -158с.

Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план курса «Психология» для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», в котором представлены содержание лекционных занятий, а также практикум по темам курса с вопросами для подготовки, заданиями по теоретическим основам и исследовательским материалом для самоанализа и саморазвития, задания для самостоятельной работы студентов. В УМК также включены задания для творческой самостоятельной работы студентов, тематика рефератов и курсовых работ по курсу, тесты для самопроверки, перечень контрольных вопросов, даны критерии оценки качества выступления студента на практическом занятии, описание системы рейтинговой оценки качества знаний, представлены правила работы над эссе, аннотацией по книге психологического содержания, список основной и дополнительной литературы по дисциплине «Психология».

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся на факультетах педагогической специализации всех форм обучения, преподавателей психологии, а также всех, кто интересуется вопросами психологии.

УДК 15 (075.8)

ББК 88.3я73

© Ершова Р. В., Орлова Л.В., Суханова Т.П., 2013

© ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2013

Введение
Структура и содержание дисциплины
Самостоятельная работа студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы рефератов и контрольных работ по курсу «психология»
Тематика курсовых работ
Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов
Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Вопросы (примерные) к зачету (модуль I)
Вопросы (примерные) к зачету (модуль II)
Вопросы (примерные) к экзамену
Примерные вопросы итогового теста по курсу «психология»
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Психологический практикум
Модуль I «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Практикум модуль II «Психология развития человека в образовании»
Практикум модуль III «Педагогическая социальная психология. Психологические проблемы в педагогической деятельности»
Рекомендации по написанию эссе
Правила работы над аннотацией на книгу психологического содержания

ВВЕДЕНИЕ

Место курса в профессиональной подготовке бакалавра

«Психология» является общепрофессиональной дисциплиной и занимает важное место в системе подготовки специалистов по направлению «Педагогическое образование». Становление базовой профессиональной компетентности бакалавра предполагает формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности, развитие способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию.

Цель освоения дисциплины

становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности, развитие способности слушателей к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию, формирование навыков применения психологических знаний в будущей профессиональной педагогической деятельности и повседневной жизни.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б.3).

Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие:

Общекультурных компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и

полемики (ОК-16).

Общепрофессиональных компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

Профессиональных компетенций:

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· теоретические основы и понятийный аппарат психологической науки как необходимой базы для изучения других разделов, включенных в программу курса «Психология»;

· ключевые принципы и основные психологические подходы;

· психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

· способы личностного и профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

· использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития;

· применять разнообразные методы изучения психологических феноменов в профессиональной деятельности;

· понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем;

· адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними, находить пути изменения (коррекции) себя, выбираемых маршрутов образования и перспектив роста.

Владеть:

· навыками проектирования собственной программы профессионально-личностного роста на основе знаний своих психических особенностей;

· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.)

· способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

· способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

· различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачётных единиц (324 часа).

Содержание дисциплины

Таблица 1

Наши рекомендации