Модель деятельности школы по созданию индивидуальных

Программ профилактики девиантного поведения

Несовершеннолетних

На сегодняшний день в образовательных учреждениях социальный педагог является одной из ключевых фигур сферы педагогической профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ № 3572 от 7 декабря 2000 года).

Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно и одно из приоритетных направлений – профилактика девиантного поведения. Наиболее эффективно осуществление данного направления может быть реализовано через организацию на базе образовательного учреждения социально-психологического консилиума.

Консилиум – это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к противоправным действиям.

Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи:

1. Определение путей социально-психологического сопровождения ребенка.

2. Выработка согласованных решений по определению образовательного и социального маршрута.

3. Динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

4. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.

Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника.

Таким образом, состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в желательно построить такую систему работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Следовательно деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время. решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям.

Социальный педагог в деятельности по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет преимущественно функцию социального представительства интересов ребенка. Он объективно не может осуществлять непосредственное консультирование по вопросам, требующим особой компетентности и подготовки, но с другой стороны, специфика проблем правонарушений, заключается в том, что контактным лицом по отношению к ребенку, переживающему подобную проблему, может стать далеко не каждый педагог. Поэтому социальный педагог - ключевая фигура в профилактической работе с детьми группы риска, осуществляющий представительскую и посредническую функции.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и с их родителями.

Организация контактов социального педагога заключается в следующем:

- установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.

- в осуществлении посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера.

Структурно схему взаимодействия школы с другими органами и учреждениями по профилактике правонарушений, в которой социально-психологический консилиум (СПк) является аналитическим и координирующим центром можно представить следующим образом:

«Взаимодействие специалистов по программе профилактики правонарушений или их рецидивов среди несовершеннолетних»

       
  Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru
    Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru

Административное Научно-методическое

Социально- психологический консилиум ОУ
руководство руководство

       
  Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru   Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru
 

Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru

ОППН, КДН и ЗП
Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru
Родители
практика СПк

               
  Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru   Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru   Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru   Модель деятельности школы по созданию индивидуальных - student2.ru
 

МО классных руководителей и

Наши рекомендации