В результате освоения дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ психология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 110 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Составитель: | доцент | С.Л. Семенова | |||
Рецензент: канд. психол. наук, доцент УрГПУ | А. А. Печеркина | ||||
Одобрена на заседании кафедры психологии и физиологии.
Протокол от 31 августа 2015 г. № 1.
Заведующая кафедрой психологии и физиологии | Н.О. Садовникова |
Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики. Протокол от 17 сентября 2015 г. № 1.
Председатель методической комиссии Института ППО В.В. Пузырев |
Зам. директора НБ Е.Н. Билева |
Директор Института ППО И.И.Хасанова |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
© Семенова С.Л., 2015 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Важной составляющей образования студентов профессионально-педаго-гических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.
Цель изучения данного курса – формирование у будущих педагогов профессионального обучения общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, способности решать профессионально-педа-гогические проблемы становления личности, общения и деятельности в учреждениях профессионального образования.
Задачи курса:
§ ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
§ формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;
§ освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;
§ формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования;
§ формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;
§ приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
§ освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморе-гуляции;
§ приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.
§ освоение общепсихологических понятий и представлений, необходимых для изучения конкретных дисциплин учебного плана.
Воспитательная цель курса:
§ изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;
§ воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству;
§ формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам;
§ формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;
§ научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:
Знания: основных физиологических понятий; вопросов общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний;
Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса;
Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
«Психология профессионального образования».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
§ способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
§ способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
§ готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
§ готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
учебно-профессиональная деятельность:
§ способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);
§ способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
§ готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8).
научно-исследовательская:
§ готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
§ историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;
§ психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;
§ психологические теории становления и развития личности;
§ теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;
§ особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности;
§ индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в учебной и трудовой деятельностях;
§ психологические теории общения, закономерности и механизмы успешного взаимодействия и общения;
§ психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности;
§ особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения.
Уметь:
§ применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;
§ контролировать и интерпретировать собственное психическое состояние;
§ определять основные детерминанты конкретных психологических явлений и процессов в учебно-воспитательном процессе;
§ разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
§ учитывать в своей профессиональной деятельности социально-пси-хологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;
§ давать психологическую характеристику личности учащегося;
§ регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся;
§ использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека;
§ выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;
§ анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах, личностные особенности с целью их совершенствования.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
§ способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;
§ приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;
§ методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;
§ способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Технологии и менеджмент в металлургических производствах»
«Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве»
«Технологии и оборудование машиностроения»
«Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении»
«Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 2-й | 1-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | 1-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 2-й | 1-й | |
4.2 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Электропровод и автоматика»
«Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии
«Управление производством: энергоснабжение, электромеханика и автоматика»
Таблица 2
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 2-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 3-й | 1-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 3-й | 1-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 3-й | 1-й | |
4.3 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Информационная безопасность»
«Компьютерные технологии «
Таблица 3
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 2-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 3-й | 2-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 3-й | 2-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 3-й | 2-й | |
4.4 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Государственное и муниципальное управление»
«Предпринимательская деятельность»
(с углубленным изучением английского языка)
«Управление документами в организации»
Таблица 4
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 2-й | 2-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | 2-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 2-й | 2-й | |
4.5 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательная программа:
«Правозащитная деятельность»
Таблица 5
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) * | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 2-й | 2-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | 2-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 2-й | 2-й | |
* переаттестация – 72 часа
4.6 . Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Туризм и гостиничный сервис»
«Сервис в социально-бытовой сфере»
«Перевод и реферирование в сфере профессиональной коммуникации (английский язык)» **
Таблица 6
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) * | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 2-й | 1-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | 1-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 2-й | 1-й | |
*переаттестация – 108 часов
** только очная форма обучения
4.7. Объем дисциплины и виды учебной работы
Образовательные программы:
«Арт-дизайн»
«Дизайн и компьютерная графика»
«Дизайн интерьера»
«Ландшафтный дизайн»
«Дизайн имиджа и стиля»
«Дизайн костюма»
Таблица 7
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |||
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | Всего зачетных единиц (часов) | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | |
Аудиторные занятия: | ||||
лекции | ||||
практические занятия (семинарские занятия) | ||||
лабораторные работы | – | – | – | |
другие виды аудиторных занятий | – | – | – | |
Самостоятельная работа: | ||||
изучение теоретического курса | ||||
контрольная работа | – | |||
курсовая работа | – | – | – | |
домашние задания | – | – | ||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | |
График изучения дисциплины | ||||
Курс | 1-й | 1-й | 1-й | |
Семестр | 2-й | 2-й | 2-й | |
Экзамен (семестр) | 2-й | 2-й | 2-й | |
Зачет (семестр) | – | – | – | |
Контрольная работа (семестр) | – | 2-й | 2-й | |
*переаттестация – 108 часов
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Раздел 1. Введение в общую психологию | Входной контроль. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль); составление классификационных схем и таблиц; решение психологических задач | ||||||
2. | 1.1. Психология как наука и как практическая деятельность | 1,2 | Еженед. | |||||
3. | 1.2. Методы психологии | – | Еженед. | |||||
4. | 1.3. История развития психологических знаний | – | Еженед. | |||||
5. | 1.4. Развитие психики и происхождение сознания | – | – | – | Еженед. | |||
6. | Раздел 2. Основы общей психологии | Еженед. | Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль); составление классификационных схем и таблиц; решение психологических задач. Отчет по практическим работам. | |||||
7. | 2.1. Личность, ее структура и проявления | 5,67, | 4,25 | Еженед. | ||||
8. | 2.2. Направленность личности | 8,9 | 4,25 | Еженед. | ||||
9. | 2.3. Личность в системе межличностных отношений | 10,11 | 4,25 | Еженед. | ||||
10. | 2.4. Общепсихологическая характеристика деятельности | 4,25 | Еженед. | |||||
11. | 2.5. Общение и речевая деятельность | – | – | – | 4,25 | Еженед. |
Окончание таблицы 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
12. | 2.6. Познавательная сфера личности | 13, 14, 15, 16 | 4,25 | Еженед. | Отчет по практическим работам. Итоговая контрольная работа. | |||
13. | 2.7. Эмоционально-волевая сфера | 17, 18 | 4,25 | Еженед. | ||||
14. | 2.8. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности | 19,20 | 4,25 | Еженед. | ||||
15. | Изучение теоретического курса | Экзамен | ||||||
Домашние задания | ||||||||
17. | Подготовка к экзамену | |||||||
Итого за семестр | ||||||||
Итого |
Содержание дисциплины