Товарищество и доброта
Цель: познакомить ребят с такими социальными качествами, как товарищество и доброта, раскрыть формы их проявления на конкретных примерах.
Ход беседы.
Рассказав школьникам, какой теме посвящается беседа, учитель спрашивает:
- Как вы понимаете слово "товарищество", в чем, по-вашему, оно проявляется?
После того как выскажутся многие учащиеся, надо сделать обобщенный вывод: товарищество - это стремление находиться в коллективе, вместе с товарищами; это и подчинение уполномоченным коллектива, и стремление не подвести своих одноклассников; это и добровольное оказание бескорыстной помощи товарищам, и дружеские отношения между мальчиками и девочками.
Учитель предлагает записать в тетрадях по этике тему беседы и формы проявления товарищества.
Затем следует обсуждение выделенных (названных учениками) форм проявления товарищества на конкретных примерах. Учитель, предоставив детям достаточную самостоятельность в высказываниях, как бы подводит итог:
- Если человек смолоду не научится верности и дружбе, то в зрелые годы ему трудно будет восполнить этот пробел. Жизнь класса станет более интересной и содержательной, если вы будете дружить, помогать друг другу и выполнять решения коллектива. Успех выполнения намеченных задач сообща, результаты коллективной деятельности во многом зависят от организованности и сплоченности вашего класса, личной ответственности каждого за общее дело, от активного участия в ней всех вас. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Важно обратить внимание ребят на то, что только у доброго, деликатного, умеющего прощать человека могут быть настоящие друзья.
Взаимопомощь - одна из важнейших черт товарищества. Настоящий друг никогда не оставит товарища в беде. Но бывает так, что подлинная помощь подменяется ее суррогатом: друг дает списать задание, подсказывает, выгораживает провинившегося товарища и т.д. Это не помощь, это обман. Ребята отучаются всерьез заниматься, ленятся, а товарищи поощряют это безделье. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
- Итак, мы с вами уже говорили о том, что только у доброго, деликатного человека могут быть настоящие друзья. А что такое доброта? Как она проявляется? Доброта проявляется в дружелюбном отношении друг к другу; в заботливом отношении к младшим, в привычке всем делиться с товарищами, в любви к животным.
Учитель предлагает детям записать в тетрадях по этике крылатые слова американского писателя и философа Генриха Торо: "Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает".
Человек с детства спрашивает себя и других: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Способность ощущать печаль другого - одно из свойств настоящего человека. Но важно научиться не только сочувствовать окружающим людям, переживающим какую-либо беду, неприятности, но и жить радостью, удачей, счастьем других. "Разделенное горе - половина горя, разделенная радость - двойная радость" - говорит русская пословица. Если мы не научимся радоваться за других, в душе может родиться зависть - серьезнейший недостаток.
Постоянную помощь следует оказывать вашим родителям, родным: убирать квартиру, покупать продукты, мыть посуду, чистить одежду, обувь, принимать участие в приготовлении обеда, сервировке стола. Когда родители приходят с работы, нужно заканчивать шумные игры, приглушать магнитофон или телевизор, хорошо помочь маме или бабушке снять пальто, подать домашние туфли, взять тяжелую сумку и т.д.
В семье, где несколько детей, надо заботиться о младших братьях и сестрах: читать им книги, рассказывать сказки, разучивать с ними стихи, песни, следить, чтобы их внешний вид всегда был опрятным, и т.д.
В конце беседы даются задания для самостоятельной работы:
а) запомнить формы проявления товарищества и доброты;
б) следить за своими поступками с позиций этих нравственных категорий, контролировать себя и давать оценку своим поступкам.
На следующем занятии или дома ребята оценивают уровень развития данных качеств у одноклассников (перед этим следует еще раз напомнить ребятам критерии оценки объективности).
Варианты бесед для учащихся X - XI классов.
В этих классах может быть целесообразным изменить форму проведения бесед, принятую в младших и средних классах. Здесь уместно, на наш взгляд, предпочесть форму тематического доклада, подготовленного одним из учащихся, иногда учителем. Хорошо, если к такой подготовке будут привлечены еще три-четыре ученика, каждый из которых либо выступит с возможными дополнениями, либо предложит дискуссионные вопросы, позволяющие наиболее полно раскрыть рассматриваемую тему.
После доклада и дополнений к нему ученики побуждаются к высказыванию своих мнений и оценок. Как правило, вопросы, предлагающие разноплановое полемическое обсуждение, лучше подготовить учителю.