Общая характеристика воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отра­жения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным пред­ставлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в про­шлом не воспринимал или не совершал, у него могут возни­кать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышле­нием, воображение характеризуется большей, чем при мыш­лении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойственен только человеку в яв­ляется необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, пред­ставляет, что надо делать и как он будет делать. Таким обра­зом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельнос­ти человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания матери­альной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образо­вание новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуали­зация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созда­нию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения пред­ставляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удер­жания, закрепления, изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действи­тельности. Но в любом случае источник воображения — объек­тивная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит от­четливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не офор­милось в логическую категорию, тогда как своеобразное соот­несение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдель­ный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнару­живая свой целостнообразующий по отношению к определен­ной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целост­ный образ ситуации строится раньше расчлененной и детали­зированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос како­го-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической це­лостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное или непроизволь­ное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целе­направленного решения научных, технических и художествен­ных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называе­мых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предпола­гает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором твор­ческого поиска.

ВОПРОС 40

Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди ко­торых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фанта­зия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — спо­собность понимать другого человека, проникаться его мысля­ми и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды вообра­жения, поэтому, видимо, необходимо перевести их характери­стики.

Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагмента­ми, единицами конкретной информации в определенной обла­сти, их перемещением в различных комбинациях относитель­но друг друга. Стимуляция этого процесса создает объектив­ные возможности для возникновения оригинальных новых свя­зей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной ка­тегорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное вообра­жение направлено больше вовне, человек занят в основном сре­дой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъек­тивными проблемами. Активное воображение, наконец, и про­буждается задачей и ею направляется, оно определяется воле­выми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, услов­ных изображений, знаков и т. д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом, вос­создающее воображение — это процесс, в ходе которого проис­ходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антициптирующее воображение лежит в основе очень важ­ной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происхо­дит из одного корня со словом «видеть», что показывает важ­ное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек мо­жет «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функ­цией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче пред­ставлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или обще­ства в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллек­туальных операций. Первый — операции, посредством кото­рых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ас­социацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта эле­менты его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого вообра­жения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциа­ции — существенное препятствие для творческого воображе­ния.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъектив­ным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В об­разах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлет­воренные, большей частью неосознанные потребности личнос­ти. Образы и представления пассивного воображения направ­лены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоции и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит не­реальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалис­тического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и актив­ного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

ВОПРОС 41

Мысленный эксперимент

Одной из наиболее очевидных форм проявления деятель­ности воображения в науке является мысленный эксперимент. К мысленному эксперименту обращался еще Аристотель, до­казывая невозможность пустоты в природе, т. е. используя мысленный эксперимент, чтобы отвергнуть существование тех или иных явлений. Широкое применение мысленного экспе­римента начинается, видимо, с Галилея. Во всяком случае, Э. Мах в своей «Механике» полагает, что именно Галилей пер­вым дал достаточное методологическое указание на мыслен­ный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мысленный эксперимент не сводим к оперированию поня­тиями, но представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационально­го познания.

Мысленный эксперимент — это вид познавательной дея­тельности, строящийся по типу реального эксперимента и при­нимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется здесь деятельность воображения, что и дает осно­вание называть данную процедуру воображаемым эксперимен­том.

Мысленный эксперимент — деятельность, осуществляемая в идеальном плане, способствующая появлению у познающего субъекта новых эвристических возможностей как в логико-по­нятийном, так и в чувственно-образном отображении действи­тельности. Мысленный эксперимент, замещая в некотором роде материальный, служит его продолжением и развитием. Субъект может произвести, например, косвенную проверку истинности знания, не прибегая к реальному экспериментированию там, где это затруднительно или невозможно. Кроме того, мыслен­ный эксперимент позволяет исследовать ситуации, нереализу­емые практически, хотя и принципиально возможные.

Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельнос­ти. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в опери­ровании образами в мысленном эксперименте ведет к его раз­рушению. В мысленном эксперименте активность развертыва­ется в идеальном плане, и специфическими основаниями объек­тивности в данном случае являются логическая корректность оперирования с образами, с одной стороны, и активность вооб­ражения — с другой. Причем решающая роль, как и должно быть в эксперименте, принадлежит здесь «чувственной» сторо­не, т. е. воображению.

Мысленный эксперимент, таким образом, отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей, так сказать, идеальностью, а с другой — присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Так с помощью воображения, достаточно жестко направля­емого логикой, Галилей представляет ситуацию, в которой при­чины, мешающие свободному движению тела, полностью уст­ранены. Тем самым он преступает грань реально возможного, но зато со всей возможной очевидностью демонстрирует осу­ществимость инерциального движения — тело будет сохранять свое движение бесконечно долго.

Продуктивная мощь воображения представила здесь си­туацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физи­ки. И Галилей отдавал себе отчет в том, что аристотелевской физике противостоит воображаемый результат мысленного эксперимента — тело, продолжающее движение в отсутствии движущих его сил, есть нечто невозможное с точки зрения физики.

Таким образом, именно логическая оппозиция конкуриру­ющих теорий образует контекст, в котором вполне допустимы­ми оказываются недопустимые (с какой-либо из конкурирую­щих позиций) предположения и «сумасшедшие* гипотезы. Короче, допустимым оказывается воображение во всех смыс­лах этого слова.

ВОПРОС 42

Наши рекомендации