Общая характеристика воображения. Виды воображения и их роль в деятельности человека
Воображение - процесс преобразования и порождения новых образов на
основе прошлого опыта, являющихся и продуктами творческой деятельности и прообразами для нее.
Воображение не сводится к образному мышлению. Мышление стремиться познать как можно лучше и точнее и отразить реальную действительность. Воображение - придумать что-то такое, чего не бывает. Человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, может вообразить картину того, чего он в действительности никогда не видел. Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.
Приемы фантазирования:
- агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (нр, русалка, кентавр),
- схематизация (предполагает отбрасывание каких-то элементов, нр, схема метро). Причины схематизации: сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; в результате неполного, поверхностного восприятия объекта.
- акцентирование (преувеличение какой-то одной черты, свойства, нр, карикатуры - акцентируют нос, горб),
- миниатюризация и гиперболизация (изменение величин, нр, в сказках - богатыри-великаны).
Виды воображения: пассивное (образы воображения самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируются сами, нр, сновидение, мечта, галлюцинации) и активное (образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями творческой деятельности человека). Активное воображение бывает: воссоздающее (опирается на подсказку, нр, на описание, схему) и творческое(весь образ сочиняет сам субъект).
Схема развития воображения Рибо (19век): с увеличением опыта растет воображение, которое затем замедляется и начинает угасать. Три этапа:
1)бурное развитие воображения у детей (игры, сказки),
2)начинает работать рацио (наша критичность), вследствие чего рост воображения замедляется (но фантазия все еще есть),
3)воображение проникается рацио и они сливаются в единую
функцию, творчество падает.
Качества воображения:
- сила (отчетливость образов),
- широта (количество новых образов),
- критичность (близость к реальности).
Методы:
1. метод Гельброннера, метод недорисованных рисунков;
2. размытые фотографии;
3.метод лингвистической изобретательности (даются 3 слова, нужно придумать предложения, где эти слова вместе. Ставятся очки);
4.метод Роршаха.
У разных людей воображение проявляется в различных областях. Существующую роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности (интересы). Значение воображения велико в художественном творчестве, научном творчестве, экспериментальном исследовании.
Типы воображения
по степени волевых усилий по степени активности
преднамеренное непреднамеренное активное пассивное
|
|
Воссоздающее Творческое Мечта |
Грезы |