Современные концепции конфликта. М'ми-Гинее время теория конфликтов обрела дополнительную н и

М'ми-Гинее время теория конфликтов обрела дополнительную н и! ицию. Проблематика конфликтологии получила более очертания.

Ное место в разработке теоретических аспектов исследова-

щфликтов заняла структурно-функциональная модель орга-

оЬоснованная американским социологом Толкоттом

к Вслед за Спенсером и не без влияния Сорокина (тот в

ЫНужденно покинул Россию, обосновался в США, где с

• н мнил им же созданный социологический факультет Гар-

II университета) он рассматривал общество как систему

| IV людьми, связующим звеном которой являются нор-

■ и Иарсонс следовал следующим положениям: а) лю-

| 'III,1и система представляет собой относительно устойчи-

1НМ1<нук) п хорошо интегрированную структуру; б) каждый

• и' к'мы имеет определенную функцию, внося тем

н ...... ержание ее устойчивости; в) функционирова-

I гуры базируется на ценностном согласии чле-< обеспечивает необходимую стабильность и

Нормативный компонент социального действия '. ' ч< ГЫрех уровнях: организм, личность, соци-ч | ч> | Во (можность конфликта заложена в са­ми, и ходе которого человек оказывается . " I ВП0< Обам функционирования социаль-

ной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей куль­туры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внут­ренними физиологическими потребностями организма и потреб­ностями человека в социальных отношениях.

Парсонс понимал социальную систему как определенного типа кол­лективность, предъявляющую четыре функциональных требования: адаптацию к внешним объектам, целедостижение, интеграцию подсистем, воспроизводство структурных форм нормативно-цен­ностного образца. При этом считалось, что адаптацию обеспечива­ют экономические отношения, достижение цели — политические условия, интеграцию — правовые нормы и обычаи, воспроизвод­ство структуры — социальные институты, верования и мораль.

Весьма существенно то, что признавались внутренняя противо речивость социальной системы и, следовательно, реальность воз никновения конфликтов. Но в целом Парсонс выступал за поддер жание «гармонического», т.е. бесконфликтного отношения между элементами системы. Конфликт представлялся ему социальной ано малией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать

Близкую с Парсонсом точку зрения на природу и преодоленж конфликтов высказывали представители так называемой индустри альной школы в социологии управления с ее доктриной «человс ческих отношений», популярной в 30—40-е годы. Конфликты рас сматривались ими также как опасная «социальная болезнь», которая нарушает состояние общественного равновесия и сотрудничества.

Например, Элтон Мэйо, изучая влияние различных факторов нп повышение производительности труда, показал (в том числе ни материалах знаменитых хоторнских экспериментов), сколь важны, с одной стороны, взгляд на человека как на социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведе ния, а с другой — несовместимость самой природы человека с же­сткой иерархией подчиненности в строго регламентированной оргл низации. Результатом исследований стали последовавшие рукопо дителям индустриальных предприятий рекомендации:

• держать равновесие на людей в большей степени, нежели ни выпуск продукции;

• идти смелее на замену индивидуального вознаграждения грум повым (коллективным);

• дополнять экономическое стимулирование социально-психч логическим, имея в виду поддержание благоприятной моральней атмосферы, повышение удовлетворенности работой, следование л> мократическому стилю руководства;

• использовать такие средства повышения производительноеш

как «гуманизация труда», «групповые решения», «просвещение служащих», паритетные отношения с профсоюзами и т.п.

Определенное влияние на развитие конфликтологии оказали социо-ю.'и известной Чикагской школы. Они отводили конфликтам место в ряду четырех взаимосвязанных типов социального взаимодействия — соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции, ука-1ывая на то, что конфликтам принадлежит переходная роль от со-рмшования к другим типам взаимодействия, а значит, и место су-"!• и венного источника социальных перемен. Отсюда шло форму-|Ирование практических целей, важных и для управленцев: I иособствовать трансформации конфликтов в сотрудничество, со-|' (и гвовать гармоничным отношениям между социальными груп-" ' т. осуществлять разработку конкретных методик по разреше­нию конфликтных ситуаций.

Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты

1Н и 1мснно возникают даже в тех организациях, которые функцио-

Нируют и управляются безупречно. Это обстоятельство вновь и вновь

| тлило усомниться в том, что какая-либо модель социальной

мы способна обеспечить стабильный консенсус (единодушие,

и плсие). Вместе с тем крепло понимание необходимости учи-

• еетественную неизбежность и закономерный характер соци-

| IV противоречий, перерастающих в конфликты. В итоге с нача-

I

I <>лов в США. Германии. Франции, ряде других западных
>жились и получили распространение современные кон-
П1Ш1 конфликта,
И' |>н"п по времени появления следует назвать концепцию не­
функционального конфликта американца Льюиса Козера.
....... и концепции в том, что конфликты не есть нечто чужерод-
||щ.мое для общества; они — продукт, элемент внутрен-
10ИНИЯ социальной системы, существующего в нем поряд-
и и самих отношений между отдельными личностями и
и фунпами.
предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценное-
и щи . усматривал в нем некую социальную напряжен-
м, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии
ц| и и чипами, интересами определенных социальных групп
I ■ 'ифчикты, по его мнению, выполняют важные фун-
походимы как способ, которым общество время от
| напряженную обстановку, разрешает коллизии и
. и I ну «нпсиьпыми людьми и социальными группами,
щф им том противоборстве заложен позитивный по-
III*) I им, что конфликт способствует социализа-
| шшшию социальных групп, установлению и
' и.. лабильной структуры внутригруппо-

Современные концепции конфликта. М'ми-Гинее время теория конфликтов обрела дополнительную н и - student2.ru вых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недо статках.

Представляется очевидным, что Козер, оставаясь на позициях функционализма, сделал акцент на сотрудничестве. Он подчеркну то выделил значение конфликтов в обеспечении устойчивости и стабильности социальной системы, той или иной организации.

Своей точки зрения — четко выраженного критического отно шения к структурно-функциональному анализу, скептического вое приятия «равновесно-интегральной» модели общественного устрой ства — придерживаются некоторые западноевропейские ученые Среди них выделяется немецкий социолог Ральф Дарендорф, пред доживший концепцию конфликтной модели общества.

Дарендорф стоит на том, что общество в каждый момент под вержено изменениям, в любой своей точке пронизано рассогласо ванием и конфликтом. Всякий элемент социальной системы в том) или иной степени вызывает изменение и дезорганизацию. Каждое общество основано на господстве, на том, что одни принуждают и подчиняют других. Противостояние, конфликты происходят из-зп того, что людей разделяет не только социальное неравенство, т.с неодинаковый доступ к ресурсам, их обладанию и распределении!, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение н отношениях управления и организации, когда одни наделены прл вом командовать, а другие принуждены подчиняться и выполняй, отдаваемые им приказы.

Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы щ общественной жизни, они вездесущи как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имс ют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «со циальных потрясений». Для этого важны по крайней мере три уело вия: во-первых, наличие ценностных установок, признание различии и противостояния конфликтующих; во-вторых, уровень органи м ции сторон — чем выше степень организованности, тем легче до. тичь согласия и исполнения договоренностей; в-третьих, взаими приемлемость определенных правил, соблюдение которых позволя. I сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участму ющими в конфликте.

Особую позицию в отношении конфликтов занимает известным французский социолог Ален Турен. Одна из его книг «Возращение человека действующего», написанная в начале 80-х годов, в пер. воде на русский вышла в 1998 г. Этот труд интересен тем, что ли тор, выступая решительным критиком классической социологии* приверженности структурному функционализму и эволюционизму, полагает, что в условиях перехода к постиндустриальному обим

ОТВу нужно ориентироваться на другое — на социологию действия, активизацию субъекта как действующего лица, способность обще-I гва к самоконструированию через конфликты и общественные циижения.

Он призывает отказаться от иллюзорных, по его мнению, по­пыток анализировать роль субъектов вне всякого отношения к об-|ЦССТвенной системе или от описания социальной системы бездей-■ | \ющих лиц. В первом случае, считает он, происходит преобладание

.... ерального подхода, общество сводится к рынку, а во втором —

!ма облекается в форму чрезмерного функционализма. В дей-

СИИтельности же, как полагает автор книги, свойство человечес-

истем заключается в выдвижении и изменении собственных

II, что и дает основания ориентироваться на социологию дей-

I, на анализ механизмов самопроизводства общественной жиз-

Гурену, механизмами изменения являются конфликты меж-

МКТами общества — действующими лицами — из-за общих

рмых ориентации и управления ими. Общественная органи-

ЮЛЖна быть понята как результат конфликтных отношений

шицественными силами по поводу контроля за культурными

|МИ, в соответствии с которыми общность, коллектив орга-

НОрмативным образом отношения со своим окружением.

ЦЕЛЬНО, конфликт существует на уровне социальной и куль-

оргпнизации, т.е. определенным образом установленного

1 11овсюду, где есть такой порядок, должно наличествовать И фивпние. Не общественная ситуация управляет действием I людей, а она сама является следствием культурных

ЦИИ о общественных конфликтов.
Мфшп I отмечает социолог, — имеет значение и под-
н и качестве реального общественного конфликта толь-
I I акой действующие лица, каждый со своей сторо-
Прйвлять областью своего взаимодействия». И
Шфликт не означает ни противоречия, ни бунта, а
................... .НОЙ формой самопроизводства общества; конф-

■ II либо одной сферой социальной действи-
I Повсюду м должен признаваться во всех областях
........ и!

|ригинальных идей, изложенных Туреном, мож-

II условности охарактеризовать как концепцию

..... .пого конфликта, свойственного постиндуст-

.... и шестую концепцию, названную общей

■ ■' питч! американский социолог и эконо-
I '•< гш ке исходит из противоположных фун-

кциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесу щи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобным! непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе челове ка. Вместе с тем утверждается, что конфликты возникают и разви ваются по общим образцам, проявляются через единые элемент!; неотделимы от социальных условий, их можно предупредить и прс одолеть. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию предотвращению конфликтов составляют три момента: понимать причин возникающих противоборств; разумный выбор согласован ных способов их устранения; нравственное совершенствование лю дей.

Часть зарубежных психологов, следующих неофрейдистском* направлению, считает, что источник конфликта кроется в стрем лении человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой к реализации собственных желаний. Причины конфликтов коре нятся в серьезном противоречии между ценностями личности и А реальным положением в обществе, между завышением, искусен венным стимулированием потребностей и совсем нередкой фи:!"' ческой невозможностью их удовлетворить. Согласно мнению нек торых психоаналитиков, конфликт находит свое разрешение , разного типа моделях («стратегиях») поведения человека: либо :т «стремление к людям», т.е. поиск привязанности, желание обреещ чувство сопричастности к той или иной общности; либо это «стрем ление от людей», характерное доминированием чувства отчужд! ния от остального мира, сужением базы соприкосновения с сопи альной средой; либо это «стремление против людей», которщ выражается в конфронтации с другими и борьбе с ними, в гото| ности жить по «закону джунглей».

Отечественная же наука пока отстает с концептуальной рачр. боткой теории конфликтов. Нужно иметь в виду, что в бывш Советском Союзе с конца 20-х и вплоть до 70-х годов социоло!,,, социальная психология, кибернетика находились в загоне, почт полном забвении. Конфликтология не получала признания и развивалась. Поэтому научные исследования, посвященные опт нию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лип с конца 80-х годов.

Среди них заслуживает быть отмеченной монография В.В. Др| жинина, Д.С. Конторова и М.Д. Конторова «Введение в теорию л л фликта». Выступая с технократических позиций, ее авторы см> центрировали внимание на своеобразных, так называем! эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т.е. там, I применяются сложные системы управления с участием человек оператора.

В книге подчеркивается, что на пороге XXI в. мир стал эргати-

|1м ким, человечество приобрело грандиозные энергетические и

информационные ресурсы. Но и при возросших возможностях че-

ЮВСК пока не в состоянии совладать с самим собой. В результате

II и (бежны конфликты различного масштаба, значимости и свой-

11| I они — стимул и тормоз прогресса, добро и зло одновременно.

11родолжительное время, считают авторы книги, конфликт рас-

| чривался как гуманитарная проблема, не поддающаяся точному

цованию. Но развитие прикладной математики и вычислитель-

н гехники расширили применение количественных методов. На

| г 80-х годов интуитивизм и умозрительная логика уступили

| веяниям. Человечество вышло еще на один виток спирали

теплого прогресса, и теперь почти все конфликты так или

еиязаны с техникой. Социальные конфликты, ведущая роль в

ич принадлежит человеческому фактору, протекают как в

и.мой, так и в технической сферах. Собственно, понятие «эр-

I ми» предполагает единство трех компонентов — индивида,

|| техники.

.... коллектив авторов (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев и др.)

публикациях — «Введение в общую теорию конфликтов», ЦвСКая конфликтология», «Основы конфликтологии» — рас-||н>| природу, причины, субъекты, объекты и наиболее рас-пи иные виды конфликтов в рамках, ограниченных преиму-|п|м юридической конфликтологией. Прежде всего под этим г "и' они анализируют конфликтные ситуации, напряжен-ИНфмикта и механизм его развития, систематизируют спо-■ реждепия и разрешения конфликтов. При этом уче-придерживаются той методологической позиции, по • < •• |■ '■ 11 г ■ 1.1 относятся к нежелательным явлениям, посколь-иозитивное решение назревших проблем социаль-

.... и.ип.по политический — ракурс выдержан в книге

('оциология конфликта». В ней природа, движущие

ни ч I оифликтных противостояний, формы разверты-

II |м (решения конфликтов исследуются и освещаются

и < пом увязке с анализом социально-политичес-

|| I пцих в современном мире, и той ситуации,

| ныне в российском обществе.

■ оциология конфликта исходит из того, что юрмальное явление общественной жизни, его шниются полезным и нужным делом. Всеоб­щи мо миф, вводящий людей в заблужде-

......... 1м п отдельные лица будут достигать

мгпов и своих действиях, если не будут

закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а после­дуют определенным правилам, направленным на регулирована конфликтов.

Отечественные психологи полагают, что человек объективна выступает в системе самых многообразных и противоречивых ка­честв. Важнейшее из них — быть субъектом, т.е. творцом своей ис­тории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осу­ществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, созерцание и другие виды специфической человечес­кой активности — творческой, нравственной, свободной. Под субъектом психологи понимают как отдельную личность, которая действует в высшей степени активно, настойчиво стремится к це­лям, поставленным перед собой, так и сообщество людей, объеди­ненных общими интересами.

За последнее десятилетие в России и теоретическая, и приклад­ная значимость конфликтологии возросла. В известной мере это вызвано социально-экономическими реформами в стране, станов­лением рыночных отношений и, в частности, усложнением взаи­мосвязи экономических партнеров, сталкивающимися интересами предпринимателей и вообще хозяйствующих субъектов, обостре­нием разного рода противоречий между производителями и потре­бителями товаров и услуг, нестыковками в распределении и по­треблении благ, соблюдении социальных гарантий, прав и обязанностей граждан. На интересе к проблеме конфликтов, прак­тическим путям их улаживания также сказываются кризисное со­стояние экономики и социальной сферы, снижение нравственных требований в обществе, рост социальной напряженности в стране.

Во всех современных концепциях конфликта содержится утвер­ждение, что любые действия людей, включая и конфликтность. социальны, так или иначе связаны с социальной средой. Конф­ликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию только на основе глубокого уяснения приро­ды общества и особенно человека, закономерностей социальных отношений и взаимодействия людей.

Вопрос о сущности человека, его роли и предназначении в мире представляется, да и в настоящее время остается фундаменталь­ным, базовым для понимания конфликтов. Сохраняют свое значе­ние сформулированные немецко-американским социологом Эри­хом Фроммом идеи о постижении в равной мере как закономерно-( гей, которые определяют развитие общества, так и законов, управляющих жизнью индивида. «Самые прекрасные, как и самые фОШШВЫС наклонности человека, — утверждал ученый, — не выте-I (и фиксированной, биологически обусловленной человечес-КОЙ природы, В возникают в результате социального процесса фор-

мирования личности». Людские страсти, заботы и тревоги — это продукт культуры, развития цивилизации.

Именно отсюда следует формулирование цели «гуманистичес­кого преобразования» и социума, и самого человека. На вопросы «кто есть человек, что движет им, чем определяется поведение как отдельной личности, так и достаточно больших групп людей?» се-кщня паука отвечает следующим образом: основной движущей си-пой человеческого поведения являются потребности людей — ви­тальные (сугубо жизненные, обеспечивающие существование), социальные (общественные) и идеальные (духовные); эти потреб­ности изначально заложены в человеке и не происходят одни из

цругих.

Мировое развитие в XIX, а еще более в XX столетии убедитель­но показало правоту приверженцев социальной справедливости, согласия и мира между людьми. Утверждение этой исторической тенденции закреплено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Соот-иетствующие статьи международного документа первостепенной важности, в частности, гласят: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе брат­ства... Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в ко­тором только и возможно свободное и полное развитие его лично­сти».

Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, проявляются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии. Приходится считаться с наличием не­совпадающих по содержанию принципиальных положений и раз­нообразием концепций, с необходимостью самостоятельно выб­ранного взгляда на конфликты, их сущность и предназначение.

Контрольные вопросы и задания:

1. В каких формах с древности и до нового времени шло в мире накопление знаний о конфликтах?

2. Когда начала складываться конфликтология как отдельная область научных исследований?

3. Назовите имена известных зарубежных и российских мыслите­лей XIX—XX вв., внесших заметный вклад в разработку теории

конфликтов.

4. Изложите сущность концепции позитивно-функционального

конфликта Л. Козера.

5. Какие принципы положены в основу концепции конфликт ной модели общества Р. Дарендорфа?

6. Укажите особенности концепции А. Турена и всеобщности социального конфликта.

7. Охарактеризуйте основное отличие «общей теории конфлик­та» К. Боулдинга от других концепций конфликта.

8. Чем определяется возросший интерес к теории и практике конфликтов в современной России?

Наши рекомендации