Глава 21. Современные теории конфликта. вение цивилизаций»; теорема Томаса; «конфликты нового поколения»; понятие «гибкой силы»; теория асимметричного конфликта
вение цивилизаций»; теорема Томаса; «конфликты нового поколения»; понятие «гибкой силы»; теория асимметричного конфликта, противостояние элиты и масс; геоэкономические конфликты.
Вопросы для самоконтроля
1. Как трактуется конфликт в структурно-функциональной теории Т. Парсонса?
2. Что является основой конфликта с точки зрения Р. Дарендорфа? Какие условия необходимы для успешного регулирования конфликтов?
3. От каких факторов зависит выполнение позитивных функций конфликтов по JI. Козеру? Какие функции должны выполнять конфликты?
4. Проанализируйте, как концепт насилия используется в разных теориях для описания конфликтов.
5. Чем, с вашей точки зрения, объясняется популярность концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона?
6. Чем «конфликты нового поколения» отличаются от классических?
7. Что такое «парадокс асимметрии»?
8. Какое значение имеет теорема Томаса для понимания специфики современных конфликтов?
9. Раскройте смысл понятия «гибкая сила» Дж. Ная.
10. Что является ключевым в новой картографии мира в трактовке А. И. Неклессы?
11. Какой термин более адекватен — «разрешение», «регулирование» конфликта или «управление» конфликтом? Аргументируйте свою точку зрения.
12. Чем «расширенное» мироподдержание отличается от «традиционного»?
Литература
Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология. Анализ и менеджмент. М., 2005.
Бауман 3. Текучая современность. СПб., 2006.
Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. СПб., 2005.
Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000.
21.4. Концептуальные объяснения «конфликтов нового поколения» 421
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000.
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. М., 2002.
Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.
Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002.
Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М., 2006.
Неклесса А. И. Homines Aeris. Люди воздуха, или Кто строит мир? М., 2005.
Международные отношения: теории, конфликты, организации / Под ред. проф. П. А. Цыганкова. М., 2004.
Турен А. Возвращение действующего человека. Очерк социологии. М., 1998.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.
Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век. 1914-1991. М., 2004.
Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.
Глава 22. Направления и школы в исследовании мировой политики
Теоретическое осмысление мировой политики имеет длительную историю. С течением времени концептуальные подходы постоянно развивались и изменялись, оказывая при этом значительное влияние друг на друга.
К числу первых попыток объяснения взаимоотношений государств можно отнести «Историю Пелопонесской войны» Фукидида (V в. до н. э.), размышления Цицерона о «справедливых войнах» против вторгающихся врагов (I в. до н. э.), многочисленные хроники действий различных правителей и т. д. На протяжении столетий видное место в политической мысли занимали вопросы войны и мира как способов изменения баланса сил, создания нового мирового порядка.
В XX — начале XXI в. при всем многообразии конкурирующих школ и направлений в изучении мировой политики просматриваются три базовых мировоззренческих и методологических подхода — идеалистический, реалистический и марксистский. Эти подходы эволюционировали, приобретая различные концептуальные формы, которые, по мысли их создателей, призваны соответствовать трансформации объекта анализа.
Идеализм и реализм
Возникновение теоретической школы политического идеализма явилось реакцией части ученых и политиков на беспрецедентные по масштабам социальные бедствия, вызванные Первой мировой войной. Они стремились ограничить силовое соперничество государств, создать демократический миропорядок, который был бы способен утвердить мир и обеспечить процветание человечества.
Политический идеализм формировался под влиянием либерализма Нового времени, особенно идеи И. Бентама о ценности свободы личности, общественного времени и демократических институтов,
Идеализм и реализм 423
а также мысли И. Канта о «вечном мире», основывающемся на признании законных прав всех граждан и всех государств.
Наиболее известными представителями политического идеализма являются Дж. Дикинсон, А. Зиммерн, Ф. Ноэль-Бейкер, а интеллектуальный лидер направления — профессор и президент США Вудро Вильсон,сформулировавший в 1918 г. 14 пунктов послевоенного урегулирования. В частности, им были продекларированы такие принципы, как отказ от тайной дипломатии; моральность внешнеполитической деятельности и дипломатии;' сокращение вооружений до минимума, обеспечивающего национальную безопасность; создание международного органа, который гарантировал бы политическую независимость и территориальную целостность государств — такая организация была создана и носила название «Лига Наций».
Идеализм во внешней политике исходил из оптимистических представлений о природе человека и формируемых им сообществ. По мнению идеалистов, определяющее влияние на социальное бытие людей оказывают такие их качества, как разумность, стремление к благу и справедливости, заинтересованность в мирном общежитии. Поэтому в международных отношениях должны доминировать не конфликты и войны, не противоборство национальных интересов, а сотрудничество и интеграция, возрастающая взаимозависимость мира.
Идеалисты рассматривали мировую политику в рамках правовых и этических категорий, разрабатывали нормативные модели международных отношений, в реализации которых значительную роль играло бы свободно выражаемое общественное мнение, выступающее против войн и вызываемых ими социальных бедствий. Для их убеждений было характерно неприятие силовых средств в качестве важнейшего регулятора международных отношений. Предпочтение отдавалось системе и институтам международного права.
Вместо баланса сил идеалисты предлагали иной механизм регулирования международных отношений — коллективную безопасность. Эта идея основывалась на том соображении, что все государства имеют общую цель — мир и безопасность, а нестабильность силового баланса и войны наносят огромный урон народам.
Идеализм был особенно популярен в межвоенный период, проявив себя в попытках обеспечить мир путем создания международных институтов, прежде всего Лиги Наций. Эта организация олицетворяла тягу народов к миру и безопасности, но не смогла предотвратить ни агрессию Италии против Эфиопии, ни советско-финскую войну и с началом Второй мировой войны прекратила существование.