Анализ векторного портрета S

Рассмотрим виды разделения портрета целостного влечения: унитенденцию, битенденцию, тритенденцию, квадритенденцию, нуллитенденцию.

1. УНИТЕНДЕНЦИЯ: одиночное стремление выдвигается на передний план.

Вариация
I +0
II 0+
III -0
IV 0-

Здесь выделяются четыре элементарные функции по такому принципу: отдельное стремление, более динамичное, в одиночестве выдвигается на передний план, тогда как три другие остаются на заднем.

Анализ векторного портрета S - student2.ru

В нашем описательном аппарате этот вид разделения можно представить в следующих четырех вариациях:

Вариация На переднем плане На заднем плане Сумма (портрет целостного влечения)
I + 0 0 + + + - -
II 0 + ± - + + - -
III - 0 + ± + + - -
IV 0 - ± + + + - -

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование персональной любви с инфантильным удовлетворением агрессии или без агрессии.

С избыточным давлением: анормальная, прегенитальная сексуальность.

В сексуальном портрете s + 0 на передний план выдвигается одно единственное стремление, а именно - к персональной любви (+h). Три другие элементарные функции сексуальности — любовь к человечеству (–h), агрессия (+s) и пассивная самоотдача (– s) – слабее, чем стремление к персональной любви, и вследствие этого остаются на заднем плане: s– ±.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Доминирование агрессии, садизма, активности с инфантильным удовлетворением любви.

С избыточным давлением: садизм сексуального или иного рода. Стремление к мужской активности, к агрессии, страсть к захвату партнера выдвигается на передний план в одиночестве: +s. Три других сексуальных стремления: индивидуальная нежность (+ h), любовь к человечеству
(–h), пассивная самоотдача (‑s) - удерживаются на заднем плане. Заднеплановый сексуальный портрет: s ±–.

Вариация 3

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование любви к человечеству с постоянным гуманным удовлетворением активности.

С избыточным давлением: подавление сексуальности (гомосексуальность?).

При этом варианте разделения целостности сексуального влечения на передний план выступает единственная тенденция к коллективной любви (– h). Три других стремления: персональная любовь (+ h), агрессия (+ s) и пассивная самоотдача (– s), остаются на заднем плане. Заднеплановый сексуальный портрет s+ ±.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 4

Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование самоотдачи, самопожертвования, пассивности.

С избыточным давлением: мазохизм сексуального или иного рода.

На передний план выдвигается единственное стремление к пассивной самоотдаче, к покорному смирению и мазохизму (– s). Индивидуальная персональная любовь (+ h), любовь к человечеству (– h) и агрессия (+ s) выдвинуты на заднюю сцену. Заднеплановый сексуальный портрет: s ±+.

Во всех этих вариантах - выраженное переднеплановое сильное стремление (+ или -) против трех заднеплановых. Диалектика влечения прослеживается между одним стремлением переднего и тремя стремлениями заднего плана.

Однако более часто просматривается битенденция.

2. Битенденция: два стремления одновременно выдвинуты на передний план.

Два функционально более сильных стремления выдвигаются на авансцену, два других остаются на задней сцене. Этот вид деления целостного влечения (± ±) имеет несколько вариантов разделения. По признаку направления различают 1) горизонтальное, б) вертикальное, в) диагональное разделения портрета целостного влечения.

1) Горизонтальное разделение. Сплавление и самоуправление противоположностей влечения

Вариация 1 + + Анализ векторного портрета S - student2.ru - -
Вариация 2 + + Анализ векторного портрета S - student2.ru + +

Горизонтальное разделение противоположностей одного влечения означает следующее: от четырех элементарных функций отграничиваются две тенденции и таким именно образом, что из двух противоположных потребностей одного влечения всегда сплавляются два одинаково направленных стремления. Более сильная пара тенденций выступает на передний план, более слабая остается на заднем плане. Однако, как на переднем плане, так и на заднем плане судьбы двух сплавляющих тенденций одинаковы. Отсюда функциональное сплавление.

Всякое сплавление означает самоуправление противоположных стремлений влечения, т.к. в результате сплавления одна тенденция обезвреживает влеченческую опасность другого стремления. К примеру, в сексуальном портрете s + + опасность агрессии (+ s) предотвращается побуждением к нежности (+ h).

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 1

Нормальная сексуальность обыкновенных людей обоих полов. Персональная любовь (+ h) сплавлена с овладением любовным объектом (+ s), дополнена и всегда готова к действию.

Любовь и агрессия взаимоуправляются.

С избыточным давлением: болезненно повышенная сексуальность часто без возможности оттока.

Персональная любовь (+ h) и активное овладение любовным объектом (+ s) сплавляются в нормальную, готовую к действию сексуальность у обыкновенного человека.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Нормальная сублимированная сексуальность. Культурность (– h) и цивилизованность (‑s). Сплавление любви к человечеству (– h) с самоотдачей (- s).

С избыточным давлением: болезненно подавляемая сексуальность (латентная гомосексуальность или садизм?).

Любовь к человечеству (– h) сплавилась с готовностью к самоотдаче и самопожертвованию (– s)

Таким образом, в этих сплавленных векторных портретах противоположные тенденции полностью управляются.

2) Вертикальное разделение. Изоляция, ананкастическое разделение, навязчивости

Вариация 1 ± 0 Анализ векторного портрета S - student2.ru + + Анализ векторного портрета S - student2.ru - -
Вариация 2 0 ± + + - -

Для вертикального разделения характерно то, что оба противоположных стремления всегда одной и той же потребности стоят и на переднем, и на заднем плане. При этом четыре элементарных тенденции разделяются таким образом, что две связанные друг с другом потребности полностью изолируются друг от друга, разъединяются в векторном пространстве, приводя к тому, что одна потребность с обоими своими стремлениями выдвигается на передний план, в то время как другая, тоже с обеими своими тенденциями, остается на заднем плане. Так возникает изоляция двух, биологически связанных друг с другом потребностей.

Этот вариант разделения обуславливает ананкастические явления и характерен для больных навязчивостями.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирует эрос-потребность с сомнением (± h) в том, любить ли одну персону или все человечество. Агрессия чаще всего отсутствует, т.к. она вытеснялась (0 s).

Персона готова к проявлению только эроса в обеих формах, т.е. и персональной любви, и одновременно любви к человечеству. (± h), отсюда амбивалентность. Садомазохистские стремления стоят на заднем плане, отсюда на переднем плане 0.

Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирует садомазохизм (± s), эрос отсутствует либо по той причине, что он вытесняется, либо потому что он растрачен в инфантильной форме (0 h). Амбитенденция и амбивалентность в отношении садизма.

Персона изжила свои эрос-тенденции, поэтому они отсутствуют на переднем плане (0 h). Садомазохизм (± s) готов к проявлению, на переднем плане.

3) Диагональное расщепление противоположностей

Вариация 1 + - Анализ векторного портрета S - student2.ru + + - -
Вариация 2 - + Анализ векторного портрета S - student2.ru + + - -

Для диагонального расщепления характерно, во-первых, то обстоятельство, что от каждой потребности только одно стремление можно найти на переднем плане или на заднем плане; во-вторых, что коллаборирующие тенденции репрезентируют всегда разные судьбы влечения.

Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Персональная любовь (+h) с пассивной самоотдачей (–s). У мужчины: инверсия цели влечения. У женщины: чрезмерная пассивность в любви. Отсутствует активное (+s) участие в партнере и отсутствует любовь к человечеству (- h).

С избыточным давлением: в (+ h) - доминирует неудовлетворенная персональная любовь (гомосексуальность?); в (– s) - доминирует мазохизм.

Это сексуальный портрет мягкого, по-женски отдающего себя объекту человека; принимаемая персональная любовь (+ h) связана с пассивностью и самоотдачей (– s). У мужчины - инверсия цели влечения. У женщин отсутствует всякая активность в любви.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Садизм (+ s) с подавлением эроса (- h). Реже культур-садизм или садогуманизм (тип Савонарола).

С избыточным давлением: в (+ s) - экстремальный садизм; в (– h) - экстремальное подавление любви (гомосексуальности у женщин?).

Портрет садиста (+ s), у которого отсутствует персональная любовь (+ h) и который либо подавляет ее (- s), либо сублимирует в форме садогуманизма как агрессивной коллективной любви к человечеству. Этот векторный портрет при определенных условиях может представлять у женщин инверсию цели сексуального влечения, т.е. лесбийскую любовь.

3. Тритенденция: три стремления одновременно выдвигаются на передний план.

При этом виде разделения целостного влечения на переднем плане три тенденции, только одна остается на заднем плане. Четыре возможных судьбы влечения:

Вариация Тритенденция Унитенденция
I Анализ векторного портрета S - student2.ru + + – – – ± + 0
II Анализ векторного портрета S - student2.ru + + – – ± – 0 +
III Анализ векторного портрета S - student2.ru + + – – + ± – 0
IV Анализ векторного портрета S - student2.ru + + – – ± + 0 –

Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru А. а) Садомазохизм (± s) с подавлением эроса (- h) или с любовью к человечеству.

б) Агрессия (+ s) с побуждением к культуре (‑ h) и к цивилизации (- s). Персональная любовь (+ h) отсутствует.

Б. а) Садомазохизм (± s) в соединении с любовью к человечеству или с подавлением эроса (- h).

б) Агрессия (+ s)- в соединении со стремлениями к культуре и цивилизации (s – –).

в) Предфаза активной гуманизации (s – 0).

В этих формах судьбы отсутствует персональная любовь, связь через эрос с одним определенным лицом. Поэтому судьба влечения несчастлива.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru А. а) Побуждение к культуре и к цивилизации (s – –) с персональной любовью (+ h).

б) Женская самоотдача (s + –) с побуждением к культуре (– h). Отсутствует активность (+ s).

Б. а) Тенденция к культуре и цивилизации (s – –) в соединении с эротической персональной любовью (+ s).

б) Мягкая, отдающая себя объекту любовь (s + –) в соединении с культурным стремлением (– h).

в) Предфаза мазохизма (S 0 -).

В этих случаях отсутствует активность, агрессия (+ s) на заднем плане. Поэтому эта судьба влечения часто выступает в форме инактивности.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 3

Анализ векторного портрета S - student2.ru А. а) Нормальная чувственная сексуальность (s + +) с пассивностью (– s).

б) Садомазохизм (± s) с персональной любовью (s + –) без культурного побуждения.

Б. а) Носитель этой судьбы влечения склонен к нормальной чувственно-сплавленной сексуальности (S + +), однако она окрашена самоотдачей и пассивностью (- s).

б) Садомазохистская связь (± s) с пассивной, женской профессиональной любовью (s + –). Культурное побуждение (– h) отсутствует.

в) Предфаза доминирования персональной любви (s + 0).

Вариация 4

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru А. а) Нормальная чувственная сексуальность (s + +) с культурным побуждением (– h).

б) Культурсадизм (s – +) с персональной любовью (+ h), отсутствует самоотдача (– s).

в) Бисексуальная эротика (± h) с агрессией (+ s).

Б. а) Человек с наклонностью к нормальной, чувственной, обыкновенной сексуальности (s + +), имеет при этом интерес к культуре и любовь к человечеству (– h).

б) Садогуманизм (s – +) со стремлением к персональной любви (+ h), но самоотдачи нет (- s).

в) Предфаза доминантности садизма (s 0 +).

Четыре вариации тритенденции стоят близко к бисексуальному целостному влечению s ± ±. Три из этих четырех судеб влечения несут в себе опасность того, что возьмет верх регрессивная унитенденция (+ 0, 0 +, - 0, 0 -). Только одна из четырёх переднеплановых судеб сексуального влечения (s – ±) имеет возможность, в результате спонтанного развития или глубиннопсихологического перевоспитания, определить судьбы активного гуманизированного человека.

4. Квадритенденция: четыре стремления одновременно выдвигаются на передний план.

Объединенность, интеграция или реинтеграция целостного влечения.

Портрет целостного влечения:

Анализ векторного портрета S - student2.ru

Если все четыре элементарных стремления, составляющих влечение, одновременно выступают на передний план, то мы говорим об интеграции или реинтеграции.

Слово "интеграция" обозначает бессознательный процесс, в котором четыре элементарные функции влечения объединяются в целостность влечения.

О реинтеграции, восстановлении единства, мы говорим в случае, если внезапно вновь устанавливается объединенность четырех составляющих стремлений либо после тотальной дезинтеграции (0 0), либо после расщепления (+ – или – +), либо после изоляции (± 0 или 0 ±), либо после сплавления (+ + или - -), либо после монархистического выдвижения одной одиночной тенденции (0 +, + 0, – 0, 0 –).

Диалектически при интеграции возможна только одна форма:

План  
Передний + –
Задний

Все возможные движения взаимосвязанных противоположностей при интеграции разыгрываются только на переднем плане в рамках целостного влечения. О диалектике между передним и задним планами при интеграции не может идти речь. Клиническое или характерологическое истолкование и значение интеграции зависит от множества условий: во-первых, от сферы вектора, т.е. от того, где именно выступает интеграция; во-вторых, от исходных портретов влечения, за которыми следует интеграция; в-третьих, от возраста персоны. Особое значение приобретает интеграция как защитный механизм в сфере бессознательных «Я»‑функций (s hs ± ±).

Интеграция может при определенных условиях обуславливать и влеченческую опасность, например, в векторе S, где она, возможно, указывает на бисексуальность (в частности, при ипохондрии, фобии, депрессии, эпилепсии), или в векторе C, где интеграция может быть знаком тяжелых внутренних дилемм в контактах (конфликты между неизменностью и изменением, верностью и неверностью) при неврозе, навязчивости, истерии, меланхолии или параноидной шизофрении. Интеграция в сфере пароксизмального влечения свидетельствует об этико-моральной дилемме, например, у фобиков, больных навязчивостями и т.д.

Неудивительно, что интеграция как портрет целостного влечения является наиредчайшим портретом влечения также и у влеченчески здоровых людей. Историко-генетически мы то тут, то там находим ее в большинстве случаев в начале и в конце жизни, в векторах S, Р и С. Особое место интеграция занимает в векторе «Я» (Sch), в котором она достигает "своего относительного максимума чаще всего в ювенильном пубертате (13-16 лет). Здесь интеграция означает мобилизации всех возможных бессознательных защитных функций против опасных событий на краю влеченческой жизни, т.е. против сексуальной опасности и опасности контактов. Психопатологически интеграция, особенно в "середине" портрета, играет ведущую роль при фобии, ипохондрии, истерии, страхе.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Здесь нас интересует портрет целостного влечения, в первую очередь, в пространстве сексуального вектора:

Анализ векторного портрета S - student2.ru А. а) Филогенетический и онтогенетический гермафродитизм. Целостное влечение сексуальности, которое при рождении еще стоит на заднем плане как диспозиция ко всем четырем различным сексуальным тенденциям.

б) Бисексуальность (s + – = женщина, s + – = мужчина).

в) Задатки как к чувственной сексуальности (s + +),так и к гуманизации (s – –).

Б. а) Латентная, при рождении еще стоящая на заднем плане, связка всех четырех сексуальных тенденций, т.е. прирожденная гермафродитическая диспозиция человека (s + –: женская; S – +: мужская сексуальность).

б) У взрослых указывает на бисексуальность.

в) На переднем плане одновременно два противоположных задатка, к чувственной сексуальности и к гуманизации. Задатки как к чувственной сексуальности (s + +), так и к гуманизации (s – –).

5. Нуллитенденция: ни одной тенденции на переднем плане.

Разложение, дезинтеграция влечения.

На переднем плане 0 0
На заднем плане ± ±

Дезинтеграцией в психологии влечения называется процесс, при котором портрет целостного влечения полностью отступает на задний план. Поэтому на переднем плане, периодически или длительно, влечение показывает распад своего полного целого в форме 0 0. На заднем плане, напротив, влечение восстанавливается во всех своих элементарных функция: ± ±.

Распад портрета целостного влечения на переднем плане сопровождается восстановлением и обновлением (реинтеграцией) на заднем. Поэтому при дезинтеграции - как и при интеграции - нельзя говорить о реальной диалектике между передним и задним планами, т.к. все возможные противоположности движутся только на заднем плане.

Диалектика переднего и заднего планов состоит здесь только в том, что вращающаяся сцена может при случае повернуться на 180° и на место дезинтеграции внезапно вступит интеграция или наоборот.

Истолкование и значение дезинтеграции влечения зависит, как и при интеграции, особо от сферы вектора, от возраста и от предшествующих портретов влечения.

В сексуальном пространстве эта судьба влечения означает:

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru а) стадию после полного удовлетворения обеих сексуальных тенденций;

б) преднамеренную сексуальную абстиненцию, аскезу;

в) периодическую фригидность;

г) конституциональную слабость сексуального влечения (редко).

Анализ вектора P

I. Унитенденция

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование совести. Желание загладить вину (+ e) обнаруживается в истериформной боязни (0 hy), фобиях (боязнь животных, высоты, глубины, боязнь открытых пространств и т.д.).

C избыточным давлением: болезненный страх совести.

Влеченчески-психологически P-портрет означает относительное доминирование совести в аффективной жизни; клинически этот портрет манифестируется в фобии. Реакция 0 hy является указанием на то, что здесь стремление к заглаживанию вины (+ e), изначальная причина которой вытеснялась, проявляется в истериформной боязни. Возбуждающий боязнь объект (животное, высота, глубина, площадь, самолет, железная дорога и т.д.) хорошо знаком человеку, но отношение сознаваемого объекта боязни к объекту, первоначально обусловившему фобию (отец, кастрационное представление и т.д.), им не осознано. Запрятанное на задний план каиновое притязание (Р ±) ясно говорит о том, что сознание вины изначально связано с желанием убийства (отца, брата).

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование тщеславия, выставление себя напоказ (+ hy) без этических тормозов (0 e).

С избыточным давлением: Истериформные двигательные бури конверсии, реже - сексуальный эксгибиционизм.

Здесь унифункционально доминирует стремление к значимости и влиятельности, к выставлению себя напоказ (+ hy) без этических тормозов (0 e). Уже говорилось, что гипертоническая форма (+! hy, +!! hy) отличается от истерических двигательных бурь при конверсии или сексуальном эксгибиционизме в случаях, если «Я» обнаруживает соответствующие защитные реакции, например, отчуждение (Sch – ±) или одобрение к принятию власти (Sch + 0). Пребывающий на заднем плане и борющийся с этической дилеммой (± e) Авель подкрепляет наше предположение, что окружающие - и даже часть врачей - неверно оценивают этическое поведение истериков. Если бы эти истерики не были бы этически настроенными людьми, то они не были бы способны ни к какой конверсии и никаким иным способом не отказывались бы от эротических притязаний. Об этом говорит и реакция ± e на заднем плане.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 3

Анализ векторного портрета S - student2.ru Накопление ярости, ненависти, гнева, мстительности, зависти и ревности, каиновы притязания (– e) без моральных тормозов (0 hy).

С избыточным давлением: опасность приближающегося приступа. Реже латентная эпилепсия или ее эквиваленты.

На переднем плане накапливаются грубые каинские аффекты (– e) без моральных тормозов (0 hy). Опасность грубого эффективного приступа ярости, ненависти, гнева, мести, зависти и ревности велика. Желая заявить о себе, заднеплановый Авель (P + ±) чаще всего выходит на авансцену сразу после эффективного взрыва и старается показать раскаяние и доброту.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 4

Анализ векторного портрета S - student2.ru Утаивание эротических и другого рода аффектов. Сензитивный страх отношений, этические тормоза слабые (0 e).

С избыточным давлением: ирреальный мир сексуальной фантазии, псевдология, фантастика.

Этот P-портрет является надежным тестовым знаком для сензитивного страха отношений, который всегда несет на себе параноидную черту. Персона питает страх: "Что сказали бы люди, если бы они знали, что за притязания я в себе прячу?" (– hy). Это частая реакция при параноидных неврозах, ипохондрии, преимущественно с вытеснением (Sch – 0) или торможением собственного «Я» (Sch – +). Этот же портрет с тотальной проекцией, напротив, указывает на серьезные параноидно-проективные нарушения «Я» (P 0 –; Sch 0 –). С женственной «Я» (Sch 0 ±) этот P‑портрет — в случае, если в сексе имеет место инверсия (S + –), а в контактах так называемая биобъектная связь с обоими полами (С + +), — может возбуждать подозрение на гомосексуальность мужчины. Выставляя себя напоказ, заднеплановый Каин, желая исправиться (Р ± +), разоблачает более глубинные основы страха отношений.

2. Битенденция

1) Горизонтальное разделение, сплавление

Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Истериформный аффектный прилив. Наклонность к двигательным бурям. Половодье страха совести, которое выносится на всеобщее обозрение, истериформные конверсии. Циркулярный аффектный прилив (депрессия, мания).

Это «сентиментальный» портрет истериформного аффективного прилива, часто с предрасположенностью к двигательным бурям, в особенности, если аффективный прилив (Р + +) сменяется эффективным отливом (P 0 0) в одной серии обследований. Аффективный прилив возникает в результате того, что половодье тенденций совести (+ е) присоединяется к истериформному тщеславию (+ hy). При этой аффективной полноте душа на заднем плане охвачена паникой (Р – –), внутреннее напряжение не находит выхода вовне посредством двигательной бури.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Внутренняя паника, удрученность и подавленность, вызванная сверхсильными экзистенциальными или эротическими раздражителями.

Иммобилизации: сенсомоторные выпадения функций (персона может притвориться мертвой).

Это аффектный портрет внутренней паники в профиле влечения. Сверхсильные переживания экзистенциальной или аффектной опасности парализуют персону, угнетенную как своими грубыми (– e), так и тонкими (– hy) аффектами. Моральная цензура (– e) запирает путь оттока для накопленных грубо-каинских аффектов (– hy) и вследствие этого наружная аффективная жизнь впадает в оцепенение (аффективная защита посредством притворства мертвым). Персона переживает ситуацию как неприятную удрученность и подавленность. Накапливающийся на заднем плане аффективный прилив (P + +) указывает на то, что персона готова спасаться из теснины непереносимой удрученности посредством двигательной бури.

2) Вертикальное разделение, навязчивости

Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование этической цензуры (± e), которая однако амбивалентна. Этическое раздвоение и сомнение. Этика и мораль изолированы друг от друга в поступке и в поведении. Персона выказывает свои этические раздумья без моральных торможений (0 hy).

Этическая цензура доминирует обеими своими тенденциями (± e) на переднем плане. Стремление к справедливости и совестливости, к терпимости и добродушию, готовность помочь и богобоязненность (+ e) находятся в постоянном антагонизме и борьбе с симультанной тенденцией к несправедливости и бессовестности, к нетерпимости и злобности, со злорадством и богохульством (– e). Возникают этический разлад и сомнения, этические раздумья, тягостно-монотонное перетягивание каната между добром и злом без возможности для одной из сторон достичь победы над соперником. Ситуация еще более осложняется в результате отсутствия или слабости моральной цензуры (0 hy), так что персона в своих этических сомнениях предстает перед окружающими без барьеров стыда. Этот аффективный портрет мы встречаем в особенности у невротиков с навязчивостями или у конверсивных истериков, которые с помощью этической навязчивости сдерживают свои эротические или иного рода аффекты.

Анализ векторного портрета S - student2.ru Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Доминирование моральной цензуры (± hy). Моральное раздвоение и сомнения без этических тормозов (0 e).

Клинически: жалобные сетования, плакания (депрессия, истерия).

Этот портрет мы должны истолковать точно так же, как предыдущий, только разлад и скепсис смещены из этической (± e) в моральную (± hy) сферу нравственности. В персоне навязчивым образом ведется борьба между побуждением к выставлению себя напоказ и побуждением прятать себя (± hy), в то время как этическая цензура безмолвствует (0 e). Если этическая навязчивость (P ± 0) стоит ближе к грубой мужской натуре, то при моральной навязчивости следует выделить скорее тонкую женственную черту. Это согласуется с клиническим явлением плача, сетования при P 0 ±. Мы находим этот портрет в особенности у истериков и депрессивных. Из принципа комплиментарности следует, что этическая навязчивость оставляет на заднем плане моральную навязчивость, а моральная навязчивость — этическую.

3) Диагональное разделение, расщепление

Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru "Кроткий как овечка" Авель. В поведении доминируют: совестливость, терпимость, добродушие, готовность помочь, религиозность (+ e); стыдливость, подавление тщеславия (–hy).

Этот аффективный портрет является отличительным для этико-морального поведения "кроткого как овечка Авеля". Он представляет собой человека, который, с одной стороны, в своей этической жизни стремится к совестливости, справедливости по отношению к окружающим, добродушен, готов помочь и часто религиозен (+ e), а с другой стороны, в своей морали, строго прислушивается к голосу стыда, т.е. он никогда не выставляет себя на обозрение, а подавляет свое тщеславие и прячет свои тонкие переживания (– hy). Общество считает его порядочным, хорошим человеком. Но быть хорошим означает, что злобу, т.е. брата Каина оставили на задний план. Инстанцией, которая совершает это, является «Я».

Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru «Чистый Каин». Накопление ярости, ненависти, гнева, мести, зависти и ревности (– e); побуждение выказывать зло (+ hy). В поступках доминирует бессовестность, несправедливость, нетерпимость, злонамеренность, атеизм.

«Я» несет ответственность за то, что в определенных случаях проявляется всегда существующий брат Авеля, Каин, со всеми его грубыми аффектами. Эта реакция в профиле влечения является портретом «чистого Каина», так называемого «злого» человека. Каинова злобность питается из двух стремлений. Во‑первых, накапливаются грубые аффекты: ярость, ненависть, гнев, месть, зависть и ревность (– e). Во-вторых, эти грубые аффекты пускаются в ход и выставляются как довод при первом же удобном случае (+ hy). Каин не стыдится быть злобным братом. Этот выбор «каинова бытия» в жизни индивида определяется, наряду с наследственной предрасположенностью, главным образом ошибками воспитания в самом раннем детстве. Среди соперничающих братьев, один из которых предпочитается одним из родителей, тот, кто обойден родительской любовью, часто развивает в себе каиновы притязания. У него появляется побуждение желать смерти своему сопернику или даже несправедливому родителю. Трагическая судьба каинитов начинается уже в раннем детстве. У них нередко наблюдается упорное недержание мочи по ночам, днем они легко приходят в ярость и творят много бед дома и в школе. По причине особых интерфакториальных отношений между факторами е и p эти каиниты всегда склонны к генерализации, т.е. к расширению каинисткого «пространства ревности», чувствуя себя обойденными даже в своих профессиональных успехах; постепенно круг людей, к которым они питают ярость и ненависть, к чьему успеху завистливы и ревнивы, растет. Мы находим этих каинитов в особенности среди фабрикантов, торговцев, ученых, литераторов, политиков, к которым не пришел долгожданный успех или признание. Нередко из бывшего мстительного «Каина-недержателя мочи» выходит со временем научный или литературный критик, беспощадный ко всякому автору, которому удалось достичь в литературе или науке большего, и предается своей мстительности, сидя в редакции убогим «Каином-чернильницей». На этих каинов нельзя озлобляться. Их судьбы вызывают скорее сострадание, чем презрение: ведь библейский Каин задушил брата из своей бесконечной люб-
ви к Богу Отцу - обстоятельство, которое легко забывают, осуждая его. Эти каинские натуры оказываются замешанными в любой политической авантюре, а во времена диктатуры или революции становятся ожесточеннейшими клеветниками и доносчиками. Только небольшая часть всех каинитов посягает на своих мнимых врагов в несдержанном аффективном деянии (убийство в ярости и ненависти, из ревности). Другая часть прячет свои каинские притязания за социально дозволенной псевдокритической деятельностью. Только небольшой процент каинитов пробивается на путь истины. Каиниты составляют одну пятую, «авелиты» - более чем треть обычного населения. И хотя чистый Каин всегда держит у себя на заднем плане своего мягкого брата Авеля, глубинным психологам крайне редко удается повернуть вращающуюся сцену аффективной жизни от зла к добру, потому что окружение не способно любить своих врагов - каинитов.

З. Тритенденция

Вариация 1

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru а) Каинская натура (P–+) прячет себя (–hy), свою грубо-аффективную натуру.

б) Морально сомневающийся (± hy) подавляет Каина (– e). Возможна фаза подавления грубых аффектов.

в) Паника (P – –) истериформно выносится на обозревание (+ hy). Эта реакция может представлять внутреннюю панику
(Р – –) с симультанной тенденцией к приданию себе значимости и к истериформным выразительным движениям (+ hy).

г) Предфаза опасности взрыва грубых аффектов (P – 0). Так как реакция ± hy означает также и предфазу реакции 0 hy, мы должны истолковать портрет P – ± и как предфазу следующего за ним эффектного портрета Р – 0 и сообразно с этим считаться с опасностью взрыва грубых аффектов.

д) Симультанно действует и фобическая заднеплановая натура (P + 0), которая может вновь выйти на авансцену.

В общем и целом, добротно действует тот интерпретатор теста, который видит в этом аффективном портрете прячущего себя Каина.

Вариация 2

Анализ векторного портрета S - student2.ru Анализ векторного портрета S - student2.ru а) Авель (P + –) подавляет Каина (– e). Авелева натура (P + –) вопреки мягкости и добросердечию (+ e) накапливает в себе также и грубые аффекты (– e).

б) Этически сомневающийся (± e) прячет себя (– hy), постепенно перемалывает, истирает себя между жерновами желания делать добро (+ e) и поступка зла (– e).

в) Паника (P – –) с желанием загладить вину (+ e). Эта реакция может выражать аффективное состояние внутренней паники (P – –), к которому примешивается постоянное стремление загладить вину (+ e).

г) Предфаза сензитивного страха отношений (Р 0 –). Если на реакцию ± e в этом портрете посмотреть как на предшественницу реакции 0 e, то этот портрет можно истолковать как предфазу аффективного состояния Р 0 –.

д) Заднеплановое доминирование тщеславия (Р 0 +) в результате симультанного контрастного действия может навязывать этому портрету также истериформную окраску.

Наши рекомендации