Психолого-педагогическая характеристика

I.Общие сведения:

Ф.И.О. : Квасова Ирина Андреевна

Дата рождения 09.01.1996

Обучается в 3 «Б» классе школы-интерната I вида № 4

Мед.диагноз: нейросенсорная глухота, анофтальмия справа, ЗПР.

Учебная деятельность: успехи хорошие, успешно справляется с учебной программой (программа

для детей с ЗПР). Претендует на роль лидера в классе.

Внешний вид и поведение во время обследования: девочка опрятна, послушна. В ситуации

обследования вела себя адекватно, соблюдала дистанцию со взрослым, в ситуации общения

заинтересована.

II. Ребенок и коллектив:

Особенности коммуникативных качеств девочки изучались во время наблюдения. Девочка коммуникабельна, легко общается со сверстниками, используя невербальные средства общения (мимико-жестовый язык). Проявляет лидерские качества, организаторские способности. Со слышащими людьми использует для общения или при необходимости дактиль или письменную речь на уровне элементарных фраз, что естественно недостаточно для полноценного общения. Характер межличностного взаимодействия - позитивный. Стиль взаимодействия со сверстниками и педагогами - демократичный.

III. Психологическая характеристика личностного развития

а) Из проведенного наблюдения за учебной деятельностью девочки было выявлено, что учебная мотивациясформирована недостаточно. Преобладает внешний и позиционный мотивы учения. Познавательная активность средняя. Девочка в учебной деятельности ориентирована на мнение учителя и отметку. Инициатива проявляется в основном в соревновательных ситуациях.

б) Особенности эмоционально-волевой сферыбыли раскрыты с помощью проективной методики «ДДЧ», а так же в ходе наблюдения. Девочка уравновешена, ее эмоциональный фон положительный, ровный. Однако наблюдаются тенденции к отчуждению, уединению. Недостаток эмоциональной теплоты дома, потребность в чувстве безопасности, как показывает методика «ДДЧ» может привести к депрессивным настроениям, замкнутости девочки. Все это может свидетельствовать о нарушении родительско-детских отношений в семье девочки. Реакции на похвалу, одобрение адекватная. Способна к сопереживанию, эмпатии. Не конфликтна. Уровень самоконтроля соответствует возрасту. В ситуации утомлениятеряет контроль над деятельностью: не способна адекватно оценивать свою работу, теряет желание довести дело до конца, допускает ошибки и не стремится их исправить. Однако девочка способна к проявлению волевых усилий. Чаще самостоятельна, но требуется поддержка со стороны взрослых.

в) Наблюдается недостаточный уровень развития самосознания. Самооценка и уровень притязаний завышены (характерно нереалистическое отношение к собственным возможностям).

IV. Психологическая характеристика познавательной деятельности

а) Свойства и особенности зрительного восприятиябыли изучены в процессе наблюдения за учебной деятельностью, а так же с помощью «разрезных картинок» Векслера и таблиц Шульте, которые показали высокий уровень развития таких свойств восприятия, как константность, предметность. Девочка без труда узнавала и называла (письменно или дактилем) знакомые предметы, как в реальном изображении, так и в измененном (наложенные, зашумленные, перевернутые изображения). Скорость восприятия зрительных образов высокая. При достраивании части объекта до целого девочка допустила ошибки в двух из четырех случаев. Характер ошибок свидетельствует о недостаточной сформированное™ целостности и последовательности восприятия: девочка дорисовывала лишь часть недостающей детали, при этом правильно обозначая объект (жестом или дактилем). При складывании сложных объектов «разрезных картинок», девочка испытывала серьезные затруднения, пока не была оказана организующая помощь, после чего, она справилась с заданием.

Слуховое восприятие практически не сформировано. Девочка не пользуется остаточным слухом, предпочитает выражать свои мысли жестами, дактилем или письменной речью.

б) Вниманиебыло исследовано с помощью «Пиктограмм» Векслера, методики «Продолжи ряд» и в процессе наблюдения за учебной деятельностью. Для девочки характерна высокая скорость включения в работу, но также постепенное нарастание утомления, что сводит к минимуму характеристики внимания: высокий уровень устойчивости внимания в начале занятия и низкий в итоге. Девочка в период утомления часто отвлекается на посторонние стимулы, допуская много ошибок. Сужается объем внимания.

в) Памятьизучалась посредством адаптированной методики Лурии «10 слов» и в процессе наблюдения. У девочки хорошо развита кратковременная память и долговременная память на зрительные образы. Объем запоминания составляет 8 объектов, что соответствует отметке возрастной нормы.

г) Для изучения мышлениябыли использованы методика «4-й лишний», контент-анализ классных работ по математике (тетради), так же наблюдение. Исследование показало, что для девочки характерна средняя скорость мыслительных процессов. Аналитический компонент преобладает над синтетическим. Лучше и быстрее протекают процессы сравнения, затрудняется при решении словесно-логических задач, требующих языкового обобщения и классификации. В процессе группировки девочка опирается на второстепенные признаки, затрудняется в назывании элементарных предметов, явлений, что говорит о бедном запасе представлений и несформированности понятий. Преобладают наглядно-действенный и наглядно-образный виды мышления.

д) Речь исследовалась в ходе наблюдения и контет-анализа тетрадей по развитию речи. Наблюдение показало, что устная речь практически отсутствует, девочка не использует ее как средство коммуникации. Активный вербальный словарь беден. Пассивный словарь широкий, девочка понимает инструкцию с использованием вспомогательных средств. Значительно нарушено понимание речи. Нарушены синтаксическая и грамматическая строи речи. Отсутствует монологическая речь, трудности вступить и поддерживать диалог.

е) Невербальные средства общения у девочки наиболее развиты. Она пользуется невербальными средствами общения с легкостью, адекватно использует мимику и пантомимику. ж) Воображение репродуктивное, элементы творческого воображения отсутствуют.

V. Выводы о психологическом развитии ребенка

В результате проведенного психодиагностического обследования были выявлены следующие

особенности психологического развития девочки: Недостаточная учебная мотивация, низкая

сформированность операций мышления, высокая отвлекаемость объясняет пробелы в

теоретических знаниях.

Нарушения личностного развития выражается в низком уровне развития самосознания,

недоразвитии мотивационной структуры.

Характеристику составила Студентка ИКП 53 гр Крылова Э.П.

Наши рекомендации