Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

РаБОЧАЯ программа

По дисциплине «Клиническая психология»

Для специальности «060101.65 лечебное дело»

Квалификация «специалист»

Форма обучения очная

Кафедра клинической психологии и психотерапии

Курс 2

Семестр 3

Томск

201__г.

Оборотная сторона титульного листа

Составитель: заведующий кафедрой, доктор медицинских наук

___________ А.Н. Корнетов

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры клинической психологии и психотерапии

Протокол №____ от «____»____________201__ года

Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук

__________ А.Н. Корнетов

«____» ___________ 201_ г.

Согласовано:

1. Научно-медицинская библиотека, должность _____________________ ________________ (______________________)

подпись И.О.Фамилия

«____» ___________ 201_ г.

2. Председатель методической комиссии по специальности

«060101.65 лечебное дело» _______________ С.В. Логвинов

Протокол №____ от «____»____________201__ года

Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование знаний о взаимосвязи психических и физических процессов в норме и патологии; личности больного; представлений о роли клинической психологии в современной клинической медицине; особенностях поведения соматически больных и лиц, страдающих психическими расстройствами; усвоение общих принципов психогигиены, психопрофилактики, психологического консультирования и психотерапии; умения анализировать психологические факторы в лечебно-диагностическом процессе; использовать информацию о психологических факторах в медицинской этике и деонтологии; психологических основах взаимоотношений между врачом, медицинским персоналом, больным и его родственниками; психологических и социальных этиологических факторах; выполнять процедуры психологического клинического интервьюирования, наблюдения и экспериментально-психологического обследования для выявления личностных особенностей больного и его актуального состояния; оценивать изменения психических процессов под влиянием болезни; влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание заболеваний.

Задачи:

- изучение теоретических основ и категориального аппарата клинической психологии, включая предмет, задачи и сферы ее приложения, раскрытие клинической значимости, масштабности задач и межотраслевого характера клинической психологии; принципов, методов и содержания работы клинических психологов в лечебно-профилактических учреждениях, их роли в лечебно-диагностическом процессе, семиотики нарушений психической деятельности;

- рассмотрение методов и средств психологического исследования в клиник; роли психологических факторов в возникновении заболеваний; оценки влияния психического состояния на течение заболеваний;

- приобретение знаний о влиянии психологических факторов и психического состояния пациента на эффективность лечебного процесса;

- выполнять основные приемы психогигиены и психопрофилактики, психологического консультирования, психотерапии и реабилитации в лечебно-диагностическом процессе.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) специалиста

Данная учебная дисциплина входит в раздел «С.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки – 060101.65, Лечебное дело.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в цикле гуманитарных дисциплин ОК-5, ПК-25, ПК-26.

в цикле естественно-научных дисциплин ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-9, ПК-31.

практик ПК-25, ПК-26.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина клиническая психология способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 060101.65 – «Лечебное дело»:

а) общекультурные (ОК):

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б) профессиональными(ПК)

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способность и готовность проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);

- способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков (ПК-30)

ФГОС-3 по специальности 060101.65 – Лечебное дело.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: предмет, основные направления и сферу приложения клинической психологии; психологические факторы, имеющие значение для клинической медицины; соматопсихические основания целостности человеческого организма; биопсихосоциальный подход в комплексной помощи больным; психологические факторы, формирующие клиническое мышление врача; основы гуманного отношения к пациентам; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; принципы работы и функции клинических психологов; основные теории личности, ее типологию; основные типы нарушений психической деятельности; место психологического исследования в клинике и его методы; психологические и социальные этиологические факторы; психологические защитные факторы; возможности и средства психологической помощи; психологические основы взаимоотношений в медицинском коллективе; основные этические и деонтологические категории; современные подходы в психологическом консультировании и психотерапии.

Уметь: применять полученные знания в описании общей структуры личности, выделении типов темперамента и особенностей характера; выявлении психологических и социальных этиологических факторов; распознавании психологических защитных факторов; дифференциальной диагностике адаптивного и неадаптивного поведения.

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области диагностики и квалификации нарушений психической деятельности; установления контакта с пациентом; общения с пациентом.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа.

Трудоемкость Количество часов
3 семестр (19 4/6 недель)
Общая 54 часа
Зачетных единиц 1,5
Обязательная аудиторная, в том числе: Лекции Практические занятия  
Самостоятельная работа
ИТОГО

Структура и содержание дисциплины

Виды учебной работы

Разделы программы Семестр Количество часов по видам занятий
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего
1. Раздел 1 «Введение в клиническую психологию»
2. Раздел 2 «Диагностическая роль клинической психологии»
3. Раздел 3 «Терапевтическая роль клинической психологии»
  ИТОГО:  

Тематический план дисциплины

Тематический план лекций на 3 семестр

Наименование раздела, тема лекций Кол-во часов
Раздел 1 «Введение в клиническую психологию»
1. Тема 1 «Предмет, задачи и методы клинической психологии»
Раздел 2 «Диагностическая роль клинической психологии»
2. Тема 1 «Психология индивидуальных различий; личность в клинической психологии»
3. Тема 2 «Общая психопатология»
4. Тема 3 «Методы психологического исследования в клинике»
5. Тема 4 «Стресс, копинг, механизмы психологической защиты»
6. Тема 5 «Психологические аспекты соматической медицины»
7. Тема 6 «Поведенческие и эмоциональные состояния в клинической психологии»
Раздел 3 «Терапевтическая роль клинической психологии»
8. Тема 1 «Психологические основы психогигиены, психопрофилактики, психологического консультирования, психотерапии, реабилитации, медикаментозного, хирургического и других видов лечения»
9. Тема 2 «Этика и деонтология в медицине»
  ИТОГО:

Тематический план практических занятий на 3 семестр

Тема занятия Вид занятия Кол-во часов
Аудитор. Самостоят.
Раздел 1 «Введение в клиническую психологию»
1. Тема 1 «Предмет, задачи и методы клинической психологии» практическое
Раздел 2 «Диагностическая роль клинической психологии»
2. Тема 1 «Психология индивидуальных различий; личность в клинической психологии» практическое
3. Тема 2 «Общая психопатология» практическое
4. Тема 3 «Методы психологического исследования в клинике» практическое
5. Тема 4 «Стресс, копинг, механизмы психологической защиты» практическое
6. Тема 5 «Психологические аспекты соматической медицины» практическое
7. Тема 6 «Поведенческие и эмоциональные состояния в клинической психологии» практическое
Раздел 3 «Терапевтическая роль клинической психологии»
8. Тема 1 «Психологические основы психогигиены, психопрофилактики, психологического консультирования, психотерапии, реабилитации, медикаментозного, хирургического и других видов лечения» практическое
9. Тема 2 «Этика и деонтология в медицине» практическое
  ИТОГО:  

Содержание дисциплины

Раздел 1. «Введение в клиническую психологию».

Тема 1. «Предмет, задачи и методы клинической психологии».

История формирования клинической психологии – предпосылки, основные этапы развития.

Предмет клинической психологии – частные и общие закономерности изменений (нарушений) и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Клиническая психология как раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психологической помощи при заболеваниях.

Объект клинической психологии – психические и поведенческие расстройства, соматические заболевания.

Задачи клинической психологии – изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней; изучение влияния болезней на психику; изучение нарушений развития психики; изучение отношений пациента с медицинским персоналом и окружающей его средой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и развитие психологических методов воздействия на психику человека в процессе лечебных и профилактических мероприятий; разработка и совершенствование принципов этики и деонтологии в медицине.

Место психологических исследований и психологической практики в медицине. Психологическое исследование. Процесс психологической диагностики. Задачи клинической психологии в контексте современных тенденций развития медицины. Биопсихосоциальная модель медицины.

Раздел 2. «Диагностическая роль клинической психологии».

Тема 1. «Психология индивидуальных различий. Личность в клинической психологии».

Теоретические подходы к пониманию личности. Теории личности: психоаналитические (психоанализ З. Фрейда, аналитическая теория К. Юнга) теории, социально-психологические теории (А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Г. Салливана), персонология Г. Меррея, организмическая теория, гуманистический подход К. Роджерса, экзистенциальный подход, теория поля К. Левина, психология индивидуальности Г. Оллпорта, конституциональный подход (конституциональный подход В. Шелдона, учение о конституции Э. Кречмера), факторная теория Р. Кэттела, стимул-реактивная теория, теория оперантного подкрепления Б. Скиннера.

Понятие личности. Понятие психической индивидуальности. Определение личности. Структура личности: способности (общие, частные), потребности, интересы, убеждения, темперамент (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический), характер (классификации характера К. Леонгарда, Э. Кречмера, А.Е. Личко).

Личностные характеристики участников лечебно-диагностического процесса. Личность врача, личность медицинской сестры, личность больного.

Тема 2. «Общая психопатология».

Нарушения ощущения. Количественные нарушения ощущений – анестезия (парциальная анестезия, тотальная анестезия; сегментарная анестезия, корешковая анестезия; лепрозная анестезия; диссоциативная анестезия), гипоестезия, гиперестезия (оптическая гиперестезия, акустическая гиперестезия, вкусовая гиперестезия, обонятельная гиперестезия, гиперестезия кожного чувства), гиперальгезия. Качественные нарушения ощущений – парестезия, синестезия, сенестопатии: элементарные сенестопатии, простые сенестопатии (альгические сенестопатии, термические сенестопатии, сенестопатии в виде парестезий, сенестопатии с ощущением физической тяжести), психосенсориальные сенестопатии, интерпретативные сенестопатии (органотопические сенестопатии, ассоциированные сенестопатии, бредоподобные сенестопатии), галлюцинаторные сенестопатии (геометрические сенестопатии; сенестопатии, напоминающие тактильные галлюцинации; сенестопатии с внутренней проекцией тактильных ощущений; сенестопатии, напоминающие галлюцинации трансформации; сенестопатии, напоминающие кинестетические галлюцинации). Нарушения сексуальных ощущений – вагинизм, отсутствие генитальной реакции, диспарейния, ингибированный оргазм, аноргазмия.

Нарушения восприятия. Нарушение константности восприятия. Расщепление восприятия. Иллюзии. Физические иллюзии: иллюзия Декарта, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия невнимательности, проба Н.И. Узнадзе, проба Делоффа). Патологические иллюзии – аффективные, вербальные, обонятельные, вкусовые, зрительные: парейдолии, нарушения восприятия качества цвета. Нарушения сенсорного синтеза. Деперсонализация: соматоагнозия (пальцевая аутотопоагнозия, аутотопоагнозия позы, аутотопоагнозия половины тела, нарушение право-левой ориентировки), псевдоагнозии, аутометаморфопсия (тотальная аутометаморфопсия (макросомия, микросомия), парциальная аутометаморфопсия, синдром Алисы в стране чудес), симптом двойника, зооантропия (ликантропия, галеантропия, киноантропия), чувство трансформации в неодушевленные предметы, сенестезии. Дереализация: метаморфопсии (макропсия, микропсия, дисмегалопсия, полиопсия, порропсия), обманы ориентации (синдром поворота окружающего: простой, ситуационный, «припадочный» варианты), нарушения восприятия времени («остановка времени», «растягивание времени», «утрата чувства времени», «замедление времени», «ускорение времени», «обратное течение времени»), симптом Фреголи, синдром Капгра (иллюзорная форма, бредовая форма, иллюзорно-бредовая форма, ложные узнавания с бредом и сенсорными нарушениями), симптом зеркала. Галлюцинации – истинные галлюцинации, псевдогаллюцинации. Зрительные галлюцинации – элементарные зрительные галлюцинации (фотопсии, фосфрены), сложные зрительные галлюцинации (зоопсии (педункулярные галлюцинации Лермитта, галлюцинации Ван-Богарта), божественные галлюцинации, демономанические галлюцинации, мифологические галлюцинации, фантастические галлюцинации, пантофобические галлюцинации, антропоморфные галлюцинации, полиопические галлюцинации (галлюцинации Джексона), панорамические галлюцинации, сценоподобные галлюцинации, зрительные вербальные галлюцинации Сегла, эндоскопические (висцероскопические) галлюцинации, отрицательные зрительные галлюцинации); характеристики зрительных галлюцинаций по окраске (черно-белые, цветные), размерам (нормоптические галлюцинации, макроптические галлюцинации, гулливер-галлюцинации, микроптические галлюцинации, лилипут-галлюцинации, метаморфоптические галлюцинации, микротелеопсия Ван-Богарта), четкости контуров и деталей (рельефные галлюцинации, аделоморфные галлюцинации), степени сходства с реальными объектами, подвижности (подвижные, калейдоскопические, хаотические, неподвижные), локализации в пространстве (галлюцинации с истинной локализацией, аутоскопические галлюцинации, экстракампинные галлюцинации, гемианоптические галлюцинации, монокулярные галлюцинации, кинематографические галлюцинации, галлюцинации Берце, галлюцинации Пика). Слуховые галлюцинации – акоазмы, фонемы, музыкальные галлюцинации, вербальные галлюцинации: комментирующие (оценочные) галлюцинации, угрожающие галлюцинации, императивные галлюцинации («разумного», разрушительного, нелепого, негативистического, ритуального, магического содержания), уговаривающие галлюцинации (галлюцинаторные увещевания), звучание мыслей, симптом эхо-чтения, симптом эхо-письма, криптолалические галлюцинации; стереотипные вербальные галлюцинации, вербальные галлюцинации-ментизмы, вербальные галлюцинации-неологизмы, вербальные галлюцинации-вербигерации; поэтические галлюцинации, сценоподобные вербальные галлюцинации; предвосхищающие вербальные галлюцинации; моновокальные, бивокальные и поливокальные галлюцинации; галлюцинации Плаута; характеристика слуховых галлюцинаций по локализации, темпу, громкости, отчетливости, естественности. Обонятельные галлюцинации – характеристика по локализации (проекции), качественная квалификация запахов. Вкусовые галлюцинации – характеристика по локализации (проекции), качественная квалификация вкусового восприятия. Галлюцинации кожного чувства – тактильные галлюцинации, гаптические галлюцинации, эротические (генитальные) галлюцинации, стереогностические галлюцинации, температурные (термические) галлюцинации, гигрические галлюцинации. Интероцептивные галлюцинации (висцеральные галлюцинации, галлюцинации общего чувства): галлюцинации присутствия (животных, гельминтов), галлюцинации трансформации (внутренних органов). Моторные (кинестетические) галлюцинации: квалификация по характеру движений. Вестибулярные галлюцинации (галлюцинации чувства равновесия). Функциональные (дифференцированные) галлюцинации: слуховые, зрительные. Рефлекторные галлюцинации: квалификация по модальности ощущения. Гипнагогические галлюцинации: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, речедвигательные. Гипнопомпические галлюцинации: зрительные, слуховые. Галлюцинации Боннэ: зрительные, слуховые. Ассоциированные галлюцинации Сегла. Комбинированные галлюцинации: квалификация по модальности восприятия, синестезические галлюцинации Майер-Гросса. Галлюцинации воображения Дюпре. Аффектогенные (психогенные) галлюцинации. Индуцированные галлюцинации: коллективные индуцированные (внушенные) галлюцинации, симптом Липмана, симптом Ашаффенбурга, симптом Рейхардта-Ригерта, симптом Пуркинье, проба Бехтерева, проба Осипова. Галлюциноиды. Эйдетизм.

Нарушения внимания. Количественные нарушения внимания (сужение объема внимания, чрезмерная истощаемость внимания, тугоподвижность внимания, апрозексия, гипопрозексия, гиперпрозексия). Качественные нарушения внимания (нарушение направленности внимания, парапрозексия, ослабление распределения внимания, чрезмерная отвлекаемость).

Нарушения памяти. Количественные нарушения памяти – гипермнезия, гипомнезия, амнезия: фиксационная амнезия, перфорационная амнезия, прогрессирующая амнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, ретроантероградная амнезия, конградная амнезия, аффектогенная амнезия, алкогольная амнезия (палимпсест, феномен разрывной памяти Д. Гудвина), транзиторные амнестические эпизоды (транзиторная глобальная амнезия), мотивированная амнезия, скотомизация памяти, постгипнотическая амнезия, периодическая амнезия, детская амнезия. Качественные нарушения памяти – парамнезии: феномен ранее виденного (deja vu), феномен ранее слышанного (deja entendu), феномен ранее пережитого (deja vecu), феномен ранее испытанного (deja eprouve), феномен ранее рассказанного (deja raconte); феномен никогда не виденного (jamais vu), феномен никогда не слышанного (jamais entendu), феномен никогда не пережитого (jamais vecu); редуплицированная парамнезия Пика; псевдореминисценции, экмнезии; конфабуляции; криптомнезии. Агнозии – зрительные агнозии (предметная агнозия, лицевая агнозия, оптико-пространственная агнозия, буквенная агнозия, цветовая агнозия, симультанная агнозия), тактильные агнозии, слуховые агнозии (аритмия, амузия).

Нарушения мышления. Нарушения динамики мышления – ускорение мышления (тахифрения), скачка идей, замедление мышления (брадифазия), тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость), закупорка мышления (шперрунг), обрыв мысли, наплыв мыслей (ментизм). Нарушения связанности мыслительных процессов – разорванность мышления, соскальзывание, бессвязанность мышления, инкогеренция, вербигерация, неологизмы. Нарушения целенаправленности мыслительного процесса – разноплановость, обстоятельность, персеверация, резонерство, формализм, реактивная детализация, ипохондрическая детализация, неясное (расплывчатое) мышление, паралогическое мышление (суеверия, нарушения идентификации, символическое мышление, анимистические представления), патологический полисемантизм, патологическое фантазирование, бредоподобное фантазирование, нарушения эгоцентрического мышления, аутистическое мышление. Нарушения мышления по продуктивности. Навязчивые идеи (обсессии): бесплодное мудрствование (умственная жвачка), навязчивый счет (арифмомания), навязчивые репродукции, навязчивые сомнения, навязчивые опасения, навязчивые (овладевающие) представления, навязчивые воспоминания, контрастные представления. Сверхценные (доминирующие) идеи. Бредовые идеи: персекуторные бредовые идеи (бред преследования, бред физического воздействия, бред психического воздействия, бред отравления, бред ограбления, бред ревности, бред обыденных отношений (бред малого размаха), бред эротического презрения Керера, бред притязания (ревендикации), бред сутяжничесства); экспансивные бредовые идеи (бред величия, бред могущества, бред бессмертия, бред богатства, бред изобретательства, бред высокого происхождения, бред реформаторства, мессианский бред, эротический (любовный) бред, бред невиновности и помилования Дельбрюка); депрессивные бредовые идеи (бред самоуничижения (самоумаления), бред самообвинения (вины), бред обвинения, ипохондрический бред, нигилистический бред, бред греховности, бред обнищания, бред физического уродства (дисморфомания), бред одержимости («внутренняя зоопатия»), дерматозойный бред («наружная зоопатия», «бред кожных паразитов»), бред метаморфозы); бредовые идеи, которые могут иметь любое содержание (бред отношения, сенситивный бред отношения, бред особого значения, бред двойников (положительного двойника, отрицательного двойника, симптом Фреголи), бред интерметаморфозы (метаболический бред, бред постоянного изменения), антагонистический (манихейский) бред, бред инсценировки).

Нарушения речи. Афазии – моторная (экспрессивная) афазия (телеграфный стиль речи, аграмматизмы, литеральные парафазии, вербальные парафазии, контаминации, речевые персеверации), афферентная моторная (кинестетическая афазия), сенсорная афазия, амнестическая афазия (акустико-мнестическая афазия, оптико-мнестическая афазия), семантическая афазия, динамическая афазия. Дизартрия. Аномия. Алалия. Дислалия. Лепетная речь. Афония. Дисфония. Моторные нарушения речи. Алексия. Дислексия. Акалькулия. Расстройство спеллингования. Расстройство экспрессивной речи. Расстройство рецептивной речи. Мутизм – элективный (избирательный) мутизм, транзиторный мутизм. Голосовые тики. Заикание. Речь взахлеб. Пуэрильная речь. Скандированная речь. Нарушения речи по темпу: логорея, тахифазия, брадифазия, олигофазия. Речевые итерации (стереотипии, словесные тики): палилалия, вербигерация, персеверации, «возвращающиеся выражения», логоклония, эхолалия, копролалия, эхография, палиграфия. Нарушения связанности речи: мимо-ответы, шизофазия, парафазия, паралогия.

Нарушения эмоций. Аффективные нарушения – апатия, гипотимия, гипертимия, апатия, эйфория, дисфория, тоска, слабодушие (эмоциональная гиперестезия), бредовое (основное) настроение, чувство потери чувств, растерянность, беспокойство, тревога, паника, страхи (фобии): агорафобия, клаустрофобия, оксифобия (айхмофобия), гипсофобия (акрофобия), антропофобия, дисморфофобия, клаустрофобия, нозофобия, танатофобия, сидеродромофобия, монофобия, лалофобия, зоофобия, орнитофобия, пантофобия. Нарушения эмоциональных реакций – эмоциональная вязкость, эксплозивность (взрывчатость, недержание аффекта), эмоциональная вязкость, эмоциональная монотонность, эмоциональная лабильность (эмоциональная неустойчивость), эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость, утрата эмоционального резонанса, паратимия, эмоциональная парадоксальность, эмоциональная двойственность (амбивалентность), патологический аффект.

Нарушения воли и влечений. Количественные волевые нарушения – абулия, гипобулия, гипербулия. Качественные волевые нарушения (парабулии) – дипсомания, дромомания, пиромания, клептомания, мифомания, гэмблинг, трихотиломания, суицидомания. Автоматизмы: ассоциативный (идеаторный), сенсорный (сенестопатический), моторный (двигательный). Нарушения пищевого влечения – количественные: анорексия, булимия, полидипсия; качественные: полифагия, парарексия (пика). Нарушения сексуального влечения – количественные: нимфомания, сатириазис, промискуитет, фригидность; качественные: инцест, эго-дистония (гомосексуализм, гетеросексуализм, бисексуализм), садизм, мазохизм, садо-мазохизм, пигмалионизм, нарциссизм, орализм, анализм, транссексуализм, фетишизм, фетишистский трансвестизм, трансвестизм двойной роли, эксгибиционизм, вуайеризм, фроттеризм, некрофилия, геронтофилия, педофилия, зоофилия, вампиризм, пиролагния. Навязчивые действия (компульсии) – ритуалы. Аутизм.

Нарушения психомоторики. Количественные психомоторные расстройства (акинезия, гипокинезия, гиперкинез); мимические проявления количественных психомоторных расстройств (амимия, гипомимия, гипермимия). Качественные психомоторные расстройства (дискинезии): негативизм, автоматическая подчиняемость (проскинезия Леонгарда), эхопраксия, стереотипии, акинезия, ступор, паракинезии (парапраксия), импульсивные действия, каталепсия («симптом восковидной гибкости»); мимическое проявление качественных психомоторных расстройств (парамимия). Автоматизмы: сомнамбулический, амбулаторный. Апраксии – кинетическая (моторная) апраксия, регуляторная (идеаторная) апраксия, пространственная апраксия (апрактоагнозия, конструктивная апраксия); кинестетическая апраксия. Припадки. Эпилептические припадки – генерализованные припадки, фокальные (парциальные, локальные). Диссоциативные припадки.

Нарушения интеллекта. Умственная отсталость: классификация по глубине. Деменция.

Нарушения сознания. Количественные нарушения сознания: оглушение (обнубиляция, сомноленция), сопор, кома. Качественные нарушения сознания: делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания, пролонгированный абсанс, аменция.

Нарушения сна. Количественные нарушения сна: инсомния (ранняя бессонница, средняя бессонница, поздняя бессонница), гиперсомния. Качественные нарушения сна (парасомнии): нарушение режима сна-бодрствования (инверсия ритма сна), ужасы во время сна (ночные ужасы), кошмары.

Тема 3. «Методы психологического исследования в клинике».

Классификация методов психологического исследования. Интервьюирование, экспериментально-психологические (патопсихологические, нейропсихологические) методы исследования.

Психологическое интервьюирование. Функции психологического интервьюирования: диагностическая, терапевтическая. Принципы психологического интервьюирования: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов, адекватность, последовательность (соблюдение алгоритма), гибкость, беспристрастность опроса, контроль получаемой информации. Длительность психологического интервьюирования. Этапы психологического интервьюирования: установление «доверительной дистанции», ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности, определение доминирующих мотивов проведения интервью; выявление жалоб (пассивное и активное интервью), структурирование проблемы; оценка желаемого результата интервью и терапии, определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса; оценка антиципационных способностей пациента, обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии, антиципационный тренинг.

Экспериментально-психологические методы исследования. Классификация: патопсихологические, нейропсихологические методы исследования.

Патопсихологические методы исследования. Патопсихологические методы исследования внимания: таблицы Шульте, корректурная проба, счет по Крепелину, методика Мюнстерберга. Патопсихологические методы исследования памяти: тест десяти слов, пиктограмма. Патопсихологические методы исследования восприятия (исследование сенсорной возбудимости): пробы Липмана, Ашаффенбурга, Рейхардта-Ригерта, Пуркинье, Бехтерева, Осипова. Патопсихологические методы исследования мышления: тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение, ассоциативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограмма, тест дискриминации свойств понятий. Патопсихологические методы исследования эмоций: шкала депрессии Цунга, вопросник депрессии Бека, вопросник тревоги Бека, шкала тревоги Спилбергера. Патопсихологические методы исследования интеллекта: тест Равена, тест Векслера. Патопсихологический метод исследования индивидуально-психологических особенностей: Миннесотский многопрофильный опросник личности.

Нейропсихологические методы исследования. Нейропсихологическое исследование речи: спонтанной и диалоговой, автоматизированной, повествовательной (монологической), отраженной речи, понимание обращенной речи, понимание словесных значений. Нейропсихологическое исследование нарушений письма: списывание коротких фраз, письмо букв, слогов, слов и фраз под диктовку, запись автоматизированных энграмм. Нейропсихологическое исследование нарушений чтения: методики чтения идеограмм, букв в наборе, выполненном разными шрифтами, «зашумленных» букв, простых предложений и коротких рассказов. Нейропсихологическое исследование нарушений счета: чтение, называние, написание предложенных чисел; произведение автоматизированных счетных операций; сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел, письменный счет, решение простых задач. Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса: оценка идеаторного и идеомоторного, конструктивного, динамического, орального праксиса. Нейропсихологическое исследование нарушений восприятия шумов, ритмов и мелодий: узнавание знакомых шумов, идентификация ритмов, воспроизведение предъявляемых на слух ритмических последовательностей, узнавание популярных мелодий. Нейропсихологическое исследование нарушений схемы тела: методики право-левой ориентировки (показывание собственной левой руки, правой руки экспериментатора, сидящего со скрещенными руками); оценка пальцевого гнозиса (демонстрация испытуемым пальцев по подражанию, по вербальной инструкции, называние пальцев, воспроизведение позы пальцев по зрительному образцу). Нейропсихологическое исследование нарушений ориентировки в пространстве: ориентировка в реальном пространстве (узнавания своей палаты, места нахождения), пространственные отношения (рисование плана совей комнаты с указанием расположения дверей, окон, мебели), нахождение частей света (по условной географической точке, поставленной экспериментатором на листе бумаги), узнавание времени на «слепом» циферблате, установка «стрелок» часов по вербальной инструкции. Нейропсихологическое исследование стереогнозиса: методика узнавания реальных предметов с помощью осязания (при закрытых глазах). Нейропсихологическое исследование нарушений зрительного гнозиса: оценка узнавания реальных предметов, изображений предметов, наложенных друг на друга изображений предметов, изображений предметов с «недостающими» признаками или на «зашумленных рисунках», идентификация и классификация цветов по оттенкам, оценка лицевого гнозиса (узнавание испытуемым знакомых лиц, идентификация фотографий незнакомых лиц по заданному образцу или при кратковременном предъявлении).

Тема 4. «Стресс, копинг, механизмы психологической защиты».

Теоретические подходы к изучению стресса. Учение Г. Селье о неспецифическом адаптационном синдроме. Понятия «стресс» и «стрессовый процесс»: стресс как событие, стресс как расстройство, стресс как промежуточная переменная, стресс как трансактный процесс.

Классификационные подходы к стрессу. Классификация форм стресса по Г. Селье: эустресс, дистресс. Категории стрессоров: фрустрации, конфликты (приближения-избегания, двойного приближения, двойного избегания), прессинг. Систематики стрессоров: критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры, хронические стрессоры.

Следствия стресса. Варианты негативного влияния стрессоров: физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие. Основные виды стрессовых реакций: эмоциональные (страх, печаль, гнев), физиологические (нейрогуморальные изменения, вегетативные проявления), поведенческие (бегство, нападение). Процессы оценки стресса по Р.С. Лазарусу. Влияние социальной сети: позитивное, негативное.

Копинг. Понятие «копинг»: копинг-реакции, копинг-действия. Таксономия копинг-реакций и копинг-действий: копинг, ориентированный на ситуацию (активное влияние, бегство / уход, пассивность); копинг, ориентированный на ре-презентацию (поиск информации, вытеснение информации); копинг, ориентированный на оценку (переоценка / придание смысла, изменение цели).

Механизмы психологической защиты. Адаптивные механизмы психологической защиты. Неадаптивные механизмы психологической защиты по А. Фрейд: реализация в действии, отрицание реальности, замещение, фиксация, проекция, рационализация, реактивное образование, регрессия, вытеснение, сублимация, аннулирование.

Тема 5. «Психологические аспекты соматической медицины».

История изучения взаимосвязи психических и соматических факторов в медицине. Психосоматический дуализм. Материалистический монизм: концепция комплементарности (взаимного дополнения), концепция эмерджентного психонейронального монизма. Психосоматическая теория. Биопсихосоциальный подход в медицине.

Психологические факторы в клинике внутренних болезней. Влияние психологических факторов на сердечно-сосудистые заболевания: эссенциальная гипертензия (гнев), ишемическая болезнь сердца (личность типа A). Влияние психологических факторов на состояние иммунной системы: нарушение иммунного ответа под действием психосоциальных факторов, психонейроиммунология (гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная ось, нейрохимические факторы и иммунная система, обусловленная иммунносупрессия, иммунная обратная связь), токсичность стрессоров, образ жизни как фактор угрозы для здоровья. Влияние психологических факторов на заболевания других органов и систем: желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной и мочеполовой систем, кожи.

Отношение пациентов к соматическим заболеваниям и их симптомам. Внутренняя картина болезни. Уровни внутренней картины болезни: болевая сторона болезни, эмоциональная сторона болезни, интеллектуальная сторона болезни, волевая сторона болезни. Типы личностной реакции на заболевание: содружественная, спокойная, неосознаваемая, следовая, негативная, паническая, разрушительная. Варианты психосоциальной реакции на болезнь: угроза или вызов, утрата, выигрыш или избавление, наказание. Типы отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный, дисфорический. Переживание болезни во времени: премедицинская фаза, фаза ломки жизненного стереотипа, фаза адаптации к болезни, фаза «капитуляции», фаза формирования компенсаторных механизмов. Этапы восприятия и отношения к болезни члена семьи: игнорирование болезни, осознание болезни и активные усилия к быстрейшему выздоровлению члена семьи, затухание активности и игнорирование больного члена семьи, перестройка структуры семьи и инкапсуляция больного. Алекситимия. Анозогнозия, гипонозогнозия. Аггравация. Симуляция, диссимуляция. Ятрогении.

Качество жизни. Определение. Факторы, влияющие на качество жизни.

Умирание и смерть. Стадии реакции пациента на известие об обнаружение у него неизлечимой болезни: психологический шок и отрицание, озлобление, «сделка», депрессия, принятие. Правила психологического ухода за умирающим пациентом.

Тема 6. «Поведенческие и эмоциональные состояния в клинической психологии».

Девиантное поведение. Определение. Биопсихосоциальный подход в понимании причин девиантного поведения. Типы девиантного поведения: делинквентное поведение, аддиктивное поведение, патохарактерологическое поведение, психопатологическое поведение, девиации в результате гиперспособностей человека.

Суицидальное поведение. Суицид (самоубийство): определение, способы, распространенность, половой диморфизм. Парасуицид (суицидальная попытка): определение, способы, распространенность, половой диморфизм. Суицидальные мысли: активные, пассивные. Самоповреждения.

Горе, скорбь и тяжелая утрата. Определение. Причины реакции горя: смерть любимого человека; потеря любимого человека в результате разлуки, развода или заключения в тюрьму; утрата объекта или лишение положения, которые имели эмоциональную значимость; утрата предполагаемого объекта любви; потеря, связанная с заболеванием, травмой или ранением. Стадии реакции горя по Дж. Боулби: оцепенение или протест, тоска и желание вернуть потерянного человека, дезорганизация и отчаяние, реорганизация. Психологическая помощь при горе.

Обученная беспомощность. Определение. Классические опыты. Основные проявления.

Синдром эмоционального выгорания. Определение. Факторы риска. Клинические проявления.

Раздел 3. «Терапевтическая роль клинической психологии».

Тема 1. «Психологические основы психогигиены, психопрофилактики, психологического консультирования, психотерапии, реабилитации, медикаментозного, хирургического и других видов лечения».

Психологические основы психогигиены. Определение. Цели и задачи. Разделы психогигиены: личная (индивидуальная), общественная (социальная). Психогигиенические направления: возрастная психогигиена (психогигиена детства, юношества, зрелого возраста, старшего возраста), психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семейных взаимоотношений (психогигиена воспитания, психогигиена сексуальных отношений), психогигиена употребления психоактивных веществ, психогигиена сна, психогигиена труда (умственного труда, физического труда, инженерная психогигиена, военная психогигиена, спортивная психогигиена).

Психологические основы психопрофилактики. Определение. Цели и задачи. Направления психопрофилактики: неспецифическая, специфическая. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третичная.

Психологическое консультирование. Определение. Цели и задачи. Консультативный контакт: создание обоюдного доверия, поддержание консультативного контакта. Информирование пациента (клиента). Обучение навыкам саморегуляции.

Психотерапия. Определение. Цели и задачи. Основные подходы в психотерапии. Методы психодинамической психотерапии – психоанализ: метод свободных ассоциаций, анализ сновидений (проявленное содержание, латентное содержание), анализ сопротивления, анализ переноса; характерологический анализ; гуманистический психоанализ; интерперсональная терапия; анализ объектных отношений; патогенетическая психотерапия; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Методы поведенческой психотерапии – контролируемая экспозиция: систематическая десенсибилизация, экспозиция in vivo; аверсивная терапия: метод наказаний, скрытая (викарная) сенсибилизация; моделирование; систематическое использование подкрепления: управление случайностью, формирование ответа, жетонная система, заключение контракта о поведении (поведенческий контракт), лечение с помощью биологической обратной связи. Методы когнитивно-поведенческой психотерапии – рационально-эмотивная терапия; терапия «прививкой стресса»; когнитивная психотерапия А. Бека. Методы гуманистической психотерапии – клиент-центрированная психотерапия; гештальт-терапия; экзистенциальная психотерапия. Интегративный подход в психотерапии.

Психологические основы реабилитации. Определение реабилитации. Классификация реабилитации ВОЗ: медицинская реабилитация, профессиональная реабилитация, социальная реабилитация. Основные принципы реабилитации: партнерство, разносторонность воздействий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость воздействий. Этапы реабилитационного процесса: этап восстановительного лечения, этап социализации или ресоциализации, этап социальной интеграции или реинтеграции.

Психологические основы медикаментозного лечения. Комплайенс. Плацебо-эффект.

Психологические основы хирургического лечения. Предоперационное психическое состояние. Психологическая подготовка больного к операции. Постоперационное психическое состояние. Психологическое сопровождение больного в послеоперационный период.

Психологические основы электросудорожной терапии, транскраниальной магнитостимуляции и других видов лечения.

Тема 2. «Этика и деонтология в медицине».

Этика в медицине. Исторические модели моральной медицины: модель «не навреди», модель «делай добро», принцип «соблюдения долга», биоэтика. Определение этики. Права пациентов. Информированное согласие и его модели: событийная, процессуальная. Компетентность. Проблема эвтаназии.

Деонтология в медицине. Определение. Клятва российского врача. Врачебная тайна.

Наши рекомендации