Формы синтезирующей деятельности воображения

1.Агглютинация –создание нового образа путем присоединения в воображе-

нии частей или свойств одного объекта другому.

2.Увеличение или уменьшение объекта или его частей.

3. Схематизация –может возникать в результате неполного, поверхностного

восприятия объекта, а также в случае забывания каких-либо несуществен-

ных деталей или частей объекта.

4.Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, ти­пичных при-

знаков образа.

Мышление– это порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Признаки мышления

1.По особенностям протекания процесса мышления выделяют следующие признаки:

а)обобщенное отражение действительности;

б)опосредованное по­знание объективной реальности;

в) решение конкретной задачи;

г)неразрывная связь с ре­чью.

2.По разновидностям форм мышления выделяют:

а)понятия –определения, в которых отражаются общие, существен­ные и

специфические признаки предметов и явлений действитель­ности;

б)суждения–система логических мыслей, представленных в словес­ной

форме, в которой отражаются связи между предметами и явле­ниями дейст-

вительности или между их свойствами и признаками.

Виды мышления

1) по степени развернутости выделяют:

а) дискурсивное мышление;

б)интуитивное мышление;

2)по степени новизны и оригинальности выделяют:

а)творческое мышление;

б) воспроизводящее мышление;

в)критическое мышление;

3)по степени произвольности:

а) произвольное мышление;

б)непроизвольное мышление;

4)по степени включенности в действительность:

а) реалистическое мышление;

б)аутистическое мышление;

в)отвлеченное мышление.

В процессе мыслительной деятельности человек познает мир с помощью особых умственных операций, таких как:

1.Анализ – это мысленное разложение целого на части, мысленное выделе-

ние из целого различных его сторон, действий и от­ношений.

2.Синтез – это мысленное объединение частей, свойств и дей­ствий в единое

целое.

3.Сравнение – это установление сходства или различия меж­ду предметами

или явлениями, их отдельными признаками.

4.Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их об-

щим и существенным признакам.

5. Абстракция –состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства

или признаки изучаемого объекта, отвлекает­ся от остальных.

6.Конкретизация–предполагает возвращение мысли от общего и абстракт-

ного к конкретному с целью раскрытия содержания.

7.Классификация –это распределение множественных предме­тов, вещей и

явлений по группам на основе какого-либо признака, который оказывается

присущим каждому предмету данной груп­пы.

8.Систематизация выражается в расположении отдельных пред­метов, фак-

тов, явлений и мыслей в определенном порядке – про­странственном,

временном или логическом.

Характеристики мышления

1.Самостоятельность мышления –проявляется, прежде всего, в уме­нии

увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими

силами.

2.Гибкость мышления – заключается в умении изменять наме­ченный в на-

чале план решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям пробле-

мы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения, и которые не уда-

лось учесть с самого начала;

3.Быстрота мышления определяется тем временем, в течение которого по-

лучается окончательный ответ на по­ставленный вопрос.

4.Широта мышления – это способность охватить весь вопрос в це­лом, не

упуская в то же время и необходимых частностей.

5.Глубина мышления – выражается в умении проникать в сущность сложных

вопросов, умении видеть проблему.

6.Критичность мышления –это умение человека объективно оце­нивать

свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне прове­рять все выдвигаемые

предположения и выводы.

7. Содержательность мышления –состоит в степе­ни насыщенности созна-

ния суждениями и понятиями о тех или иных вещах и явлениях, о тех или

иных областях дей­ствительности.

8.Продуктивность мышления выражается в количестве самостоя­тельно соз-

даваемых, ценных в каком-либо отношении мыслей в течение определенно-

го времени.

Наши рекомендации