Семинар 7. Воображение и мышление
Вопросы
1. Воображение, творчество, креативность.
2. Виды, свойства и закономерности воображения.
3. Приемы воображения
4. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление
5. Роль воображения и творчества в развитии и становлении личности.
Тезаурус: абстрагирование, анализ, агглютинация, воображение, грезы, инсайт, мечты, творческое воображение, креативность.
Указания к выполнению задания:
Сравнительная характеристика мышления и воображения.
С помощью психодиагностических методик исследовать особенности собственных высших познавательных процессов и определить их основные характеристики; (Диагностика вербальной креативности (тесты Дж. Гилфорда и Медника). Тестирование невербальной креативности (тест Э. Торренса)).
Контрольные вопросы
Выделите различия и сходства между мышлением и воображением.
Перечислите механизмы синтезирования образов при воображении. Проиллюстрируйте примерами.
Список литературы
Основная литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011
2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2010,
Дополнительная литература
1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.
2.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2002. (глава 1)
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009
5. Пономарев Я.А. Психология творения. М., 1999
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
6.http://psychol.narod.ru/links.htm - ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы
Семинар 8. Эмоционально-волевая сфера ( 2ч).
Вопросы
1. Эмоции и чувства человека. Сходства и различия.
2.Классификация эмоций и чувств.
3.Физиологические основы эмоций.
4.Психологические теории эмоций.
5.Общая характеристика волевых действий. Функции воли. Структура волевых действий.
6. Психологические теории воли. Волевые качества человека и их развитие.
Терминологический тезаурус:воля, функции воли – побудительная, тормозная, локус контроля, психологическая структура волевого акта, влечение, желание, риск, абулия, апраксия, лень. эмоции, чувства, воля, локус контроля.
Указания к выполнению задания:
1. Проясните различия между эмоциями и чувствами. Сделайте таблицу сходств и различий.
2. Сделайте анализ существующих классификаций эмоций и чувств.
3. Сделайте анализ существующих психологических теорий эмоций.
4. Сделайте схему структуры волевых действий.
5. Проясните функции воли.
Вопросы для самопроверки:
1.Раскройте основные характеристики эмоций.
2.Назовите основные виды эмоций.
3.В чем заключается амбивалентность эмоций?
4.Дайте характеристику высшим чувствам человека.
5.Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий
6.Какие вы знаете теории воли? Назовите функции воли.
7.Что вы знаете о нарушениях воли?
8 Что относится к волевым качествам человека?
Основная литература
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011
2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.
Дополнительная литература
1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009
2.http://psychol.narod.ru/links.htm - ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы
Семинар 9 Способности. (2ч).
Вопросы
1.Способности и задатки
2. Виды способностей.
3. Понятие интеллекта
4. Развитие способностей
Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, одаренность, склонность, способности, талант, общие и специальные способности, близнецовый метод, интеллект, психометрический интеллект, творческие способности, креативность.
Указания к выполнению задания:
1. Рассмотрите связь задатков со способностями
2. Рассмотрите виды способностей и основания для их выделения
3. Опишите уровни развития способностей
4. Рассмотрите, что понимается под общим и психометрическим интеллектом
5. Проясните онтогенез способностей от задатков до гениальности.
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся задатки, способности, одаренность, талант, гениальность?
2. В чем суть близнецового метода? (его построение и возможности)
3. Какова структура интеллекта?
Основная литература
1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.
3. Общая психология / Рогов Е.И.. – М.: Владос, 1995
Дополнительная литература
1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.-484с. С.413-414
2. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., УМК Психология, 2004. – С. 84-103.
3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., УМК Психология, 2004. – С. 32-42.
4.http://psychol.narod.ru/links.htm - ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы.
3.http://flogiston.ru/library - проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня.