Семинар 7. Воображение и мышление

Вопросы

1. Воображение, творчество, креативность.

2. Виды, свойства и закономерности воображения.

3. Приемы воображения

4. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление

5. Роль воображения и творчества в развитии и становлении личности.

Тезаурус: абстрагирование, анализ, агглютинация, воображение, грезы, инсайт, мечты, творческое воображение, креативность.

Указания к выполнению задания:

Сравнительная характеристика мышления и воображения.

С помощью психодиагностических методик исследовать особенности собственных высших познавательных процессов и определить их основные характеристики; (Диагностика вербальной креативности (тесты Дж. Гилфорда и Медника). Тестирование невербальной креативности (тест Э. Торренса)).

Контрольные вопросы

Выделите различия и сходства между мышлением и воображением.

Перечислите механизмы синтезирования образов при воображении. Проиллюстрируйте примерами.

Список литературы

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011

2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2010,

Дополнительная литература

1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.

2.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2002. (глава 1)

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

5. Пономарев Я.А. Психология творения. М., 1999

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

6.http://psychol.narod.ru/links.htm - ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

Семинар 8. Эмоционально-волевая сфера ( 2ч).

Вопросы

1. Эмоции и чувства человека. Сходства и различия.

2.Классификация эмоций и чувств.

3.Физиологические основы эмоций.

4.Психологические теории эмоций.

5.Общая характеристика волевых действий. Функции воли. Структура волевых действий.

6. Психологические теории воли. Волевые качества человека и их развитие.

Терминологический тезаурус:воля, функции воли – побудительная, тормозная, локус контроля, психологическая структура волевого акта, влечение, желание, риск, абулия, апраксия, лень. эмоции, чувства, воля, локус контроля.

Указания к выполнению задания:

1. Проясните различия между эмоциями и чувствами. Сделайте таблицу сходств и различий.

2. Сделайте анализ существующих классификаций эмоций и чувств.

3. Сделайте анализ существующих психологических теорий эмоций.

4. Сделайте схему структуры волевых действий.

5. Проясните функции воли.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте основные характеристики эмоций.

2.Назовите основные виды эмоций.

3.В чем заключается амбивалентность эмоций?

4.Дайте характеристику высшим чувствам человека.

5.Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования пове­дения. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий

6.Какие вы знаете теории воли? Назовите функции воли.

7.Что вы знаете о нарушениях воли?

8 Что относится к волевым качествам человека?

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011

2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.

Дополнительная литература

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

2.http://psychol.narod.ru/links.htm - ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

Семинар 9 Способности. (2ч).

Вопросы

1.Способности и задатки

2. Виды способностей.

3. Понятие интеллекта

4. Развитие способностей

Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, одаренность, склонность, способности, талант, общие и специальные способности, близнецовый метод, интеллект, психометрический интеллект, творческие способности, креативность.

Указания к выполнению задания:

1. Рассмотрите связь задатков со способностями

2. Рассмотрите виды способностей и основания для их выделения

3. Опишите уровни развития способностей

4. Рассмотрите, что понимается под общим и психометрическим интеллектом

5. Проясните онтогенез способностей от задатков до гениальности.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся задатки, способности, одаренность, талант, гениальность?

2. В чем суть близнецового метода? (его построение и возможности)

3. Какова структура интеллекта?

Основная литература

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009

2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. - М.: Владос, 2010, 687 с.

3. Общая психология / Рогов Е.И.. – М.: Владос, 1995

Дополнительная литература

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.-484с. С.413-414

2. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., УМК Психология, 2004. – С. 84-103.

3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., УМК Психология, 2004. – С. 32-42.

4.http://psychol.narod.ru/links.htm - ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы.

3.http://flogiston.ru/library - проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня.

Наши рекомендации