Динамическая гимнастика, беби-йога

СВОБОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Познание мира и самого себя ребенком происходит сначала через свободные движения и через оральное восприятие. Ребенок пробует ртом все предметы, получая море информации о вкусе, структуре, форме, влажности, твердости, температуре, объеме предмета. Это развивает его интеллект, выстраивает устойчивые мозговые связи. У него развивается связь вкуса с запахом, и он понимает, что то, что плохо пахнет, не надо есть. Если детям давать в первый год исследовать различные предметы через рот, то потом он не будет восполнять этот пробел на улице, поедая песок, окурки. Начиная с момента, как у ребенка прорежутся зубки, ему надо давать грызть твердую еду, пробовать на вкус, испытывать новые вкусовые ощущения.

В первые 5 лет прорабатывается 1 базовая перинатальная матрица и ребенку важно давать все возможности для творческого развития. На этом этапе надо поощрять инициативу во всем, что ребенок может сделать сам. Ближе к году жизни уже можно не делать всё за ребенка по первому требованию, а давать ему возможность сделать самому. А если он не может сделать что-то сам, то тоже не торопитесь выполнять все, предотвращая его просьбы, стимулируя развитие речи. Ребенку надо учиться объяснить словами, что он хочет, а если его понимают без слов, и у него всё есть, то зачем же ему говорить? Ваша помощь должна быть гибкой и адекватной тому факту, помогает ли она развитию творческих и исследовательских способностей, либо ограничивает их посредством чрезмерной опеки и навязчивой помощи. Творческие способности развиваются в условиях определенной степени свободы. По-возможности не обуславливайте его познание какими-то рамками, в том числе логическими, социальными. От этой свободы восприятия на раннем этапе, мышление позже у детей структурируется качественнее, и логика и социализация получат для своего развития более мощный импульс. А пока – давайте ему возможность исследовать мир во всех красках. Может быть, какие-то из этих красок уже не видите и вы. Какие-то способности у ребенка сворачиваются позже по причине того, что в мире они сейчас не известны, и у взрослых отсутствуют, а потому не поддерживаются у детей. Но если вы их еще и подавите слишком ранним и настойчивым описанием мира, жесткими требованиями, то вы подавите импульс для развития различных способностей.

Существуют таблички Глена Домана для развития образного мышления, зрительной памяти и интеллектуальных способностей ребенка. Их можно применять с раннего детства, в первый год жизни. После методики Глена Домана хорошо применять методики Зайцева, Никитиных.

После родов нервные связи у ребенка хорошо стимулируются беби-йогой, динамической гимнастикой, плаванием, нырянием, закаливанием. Небольшие физиологические стрессы полезны для психики, они предусмотрены самой природой и стимулируют обменные процессы, активизируют различные функции организма, пробуждают его.

Расправление и мягкий массаж суставов и мышц новорожденного посредством беби-йоги и динамической гимнастики способствуют освобождению от мышечных зажимов, полученных ребенком во время родов. Небольшие родовые травмы младенец может получить и во время естественных и мягких родов, потому что рождение само по себе – это все-таки некий стресс, глубокое изменение внешнего и внутреннего состояния ребенка, его окружающей среды, происходящее в очень сжатые сроки. Поэтому правку полезно делать и после домашних родов. Эти зажимы не так опасны, как родовые травмы, нанесенные чрезмерными врачебными манипуляциями, однако все родовые стрессы, даже физиологические, естественные, желательно убирать, помогая ребенку выровнять тело и освободить сознание от болезненных воспоминаний, “разотождествиться” с ними. Мало встречается женщин, настолько готовых к родам, чтобы родить ребенка совершенно мягко, без всяких зажимов. Особенно важную роль играет динамическая гимнастика, беби-йога и акватерапия после больничных родов, произведенных с окситоцином, анестезией, искусственными манипуляциями, ускоряющими процесс родов. Важна правка новорожденного и после стремительных родов, если они сопровождались разрывами. Править важно и после кесарева, ведь когда ничего не подозревающего ребенка вытаскивают из разреза, поворачивают для того, чтобы удобней было достать, он зачастую получает травму. Мне приходилось править кривошею, проявившуюся у полугодовалого ребенка как раз после такого случая. Но лучше это делать в первые дни после рождения, когда память о родах свежа, и сверху не наложились последующие искаженные переживания.

Динамическую гимнастику желательно освоить с инструктором. Однако я знаю женщин, которые обучились этому просто по фотографиям, пособиям и видеоматериалам, и очень даже хорошо. Я приезжаю к ним после 3 месяцев от родов и вижу, что мне даже особо нечему их учить, кроме корректировки захватов, которые зачастую при самостоятельном обучении упускаются. А вот беби-йоге обучается далеко не каждый не только самостоятельно, но даже и с находящимся постоянно рядом инструктором. Здесь важна интуиция, способность чувствовать ребенка, чуть ли не дар править. Это ведь настоящая правка новорожденного, наподобие мануальной терапии. Делать это можно, только если вы и сами имеете большой опыт в занятиях хатха йогой. У каждого ребенка своя гибкость. Она зависит от гибкости мамы, ее занятий хатха йогой и пранаямой во время беременности, ее питания, отсутствия в ее рациона соли, мясной пищи, от мягкости родов и от генетических предпосылок. Я не сторонница беби-йоги с усилиями, с преодолением сопротивления ребенка, делать ее следует лишь настолько, насколько она расслабляет малыша. Это вы можете оценить по облегченной серии вздохов (как бывает у детей постарше после слез) и по тому, что ребенок во время йоги засыпает, а если прекращаешь делать, то “просит дальше”, начинает сам изгибаться, пытаясь принять ту или иную асану, плакать, проявлять беспокойство, которое тут же уходит, если мы возобновляем с ним занятия беби-йогой.

Через час-два либо в течение суток после родов проверяются 6 основных рефлексов ребенка. Шаговый, сосательный, ползательный, хватательный, плавательный, нырятельный рефлексы. Эти рефлексы важно проверить, поддерживать и тренировать после родов. Поддержание этих рефлексов с рождения способствует физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребенка. Рефлексы эти присутствуют у здорового ребенка после рождения и сворачиваются, если им не уделять должное внимание. Если же их ежедневно стимулировать, то ребенок тренируется и его физическое и интеллектуальное развитие получает мощный импульс и происходит в полной мере и поэтапно. На эту тему рекомендую почитать исследования нейрофизиолога Глена Домана о возможности стимулирования активности мозга детей от 0 лет.

ПОЛЗАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС

Сразу после рождения ребенок может ползать. Если ребенка выкладывать спать на животик, то он может прекрасно тренировать ползательный рефлекс сам, когда проснётся. С первых же дней ребенок хорошо ползет на животе, если подталкивать его немного под ступни. Лежа на животе, он отталкивается от ваших рук, выпрямляя ноги. Сначала – перемещая две руки и две ноги одновременно, далее, по мере развития, перемещая то правую, то левую руку, то правую, то левую ногу. Далее он начинает опираться на ладони, приподнимает верхнюю часть туловища. Потом он поднимается на колени и ползет, опираясь на ладошки и на колени. Хорошо, если после этого ребенок проходит стадию ползания на четвереньках, как животные, опора ногами на коленки заменяется опорой на всю ступню ног, коленки при этом освобождаются и поднимаются вверх. И если ребенка тренировать, то он проходит этот этап ползанья на ладошках и на ступнях. Для этого начиная с рождения нужно ежедневно ставить ребенка в позу, показанную на рисунке: “Тренировка тазобедренных суставов новорожденного иллюстрация 1.” Эта поза является профилактикой дисплазии, хорошо разрабатывает тазобедренные суставы, поэтому ребенку потом не трудно опираться на ступни при ползанье. И он с радостью это делает, ведь это позволяет ему легко маневрировать в переходе с ползанья на прямохождение, беспрепятственно вставать и снова возвращаться на четвереньки. Защищая его от падений, это даёт ему уверенность и устойчивость при переходе на ноги. Это естественная стадия возможна и закономерна лишь при условии хорошей тренированности ребенка и гибкости тазобедренных суставов. Такое органичное перемещение с ползанья на хождение хорошо развивает у ребенка опорно-двигательный аппарат, нервные связи, отвечающие за координацию, мышцы ног, помогая ему крепко стоять на ногах и не падать все первые годы жизни. Проходя все стадии развития двигательного центра мозга, ребенок получает хорошую базу для развития интеллектуальных способностей. Для того, чтобы ребенок прошел стадию ползанья на обеих ступнях, важно начинать развитие тазобедренных суставов именно с самого рождения. Если не лениться и ежедневно ставить ему ножки на ступни, когда он лежит на животике, то он успеет подготовиться как раз к моменту, когда ему особенно потребуется гибкость в ногах. Для усиления эффекта при этом можно совершать мягкие покачивания из стороны в сторону, имитируя движения, сопровождающие ползание. Если ребенку больно так делать, значит, есть проблема с тазобедренными суставами. Тем важнее практиковать это ежедневно – мягко и понемногу – столько, сколько позволяет данный ребенок.

Если ваш ребенок упал с кровати, не стоит поднимать панику. Его мозг находится в жидкой среде, и это защищает ребенка от сотрясений мозга. Чем младше ребенок, тем меньше шансов ему получить сотрясение мозга при падении. Череп же у ребенка состоит преимущественно из хрящевой ткани, что защищает кости ребенка при падении. Природа и в этом плане очень гармонично защищает детей от травм.

БЕБИ-ЙОГА

Наши рекомендации