1. Широта использования.Если прагматическое ненасилие руководствуется социальными, политическими или государственными соображениями, то принципиальное ненасилие в дополнение к ним или вместо них руководствуется еще высокими моральными целями. С точки зрения принципиального ненасилия, важной является моральная эффективность, оно не может ограничиться только практической эффективностью.
2. Основание. Принципиальное ненасилие отличается от прагматического тем, что имеет моральное основание. В обоих случаях ненасилие получает обоснование; но принципиальное ненасилие получает моральное обоснование, а прагматическое основывается на практической целесообразности, моральные мотивы здесь не являются обязательными. Следовательно, прагматическое ненасилие может быть использовано ради аморальных целей с тем же успехом, как и ради моральных. Ненасилие здесь оказывается всего лишь инструментом, который могут использовать как с добрыми, так и со злыми намерениями. Принципиальное же ненасилие не может быть использовано ради аморальных целей.
| 1.4. Становление и развитие идей этики ненасилия |
| Развитие и становление этики ненасилия (теоретический аспект) тесно связано с формированием человекоцентрированного взгляда на мир. В философии древнего мира идеи ненасилия глубоко прорабатывались в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма, где занимают центральное место. В европейскую культуру идеи этики ненасилия были привнесены Нагорной проповедью Иисуса Христа (Евангелие от Матфея), которая отражает христианское моральное учение. |
Идеи ненасилия в христианстве | В свете проблемы преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия: творческое, освобождающее, самоотверженное ненасилие находится в центре христианской этики. Христианские идеи освобождающей, самоотверженной любви по отношению ко всем людям, преодоления насилия и установления мира на основе справедливости внутри общества были важным шагом в развитии человечества; они заключала в себе новый уровень развития культуры. |
Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – русский писатель и мыслитель – учение о непротивлении злу насилием | Последующими эпохами идея непротивления злу не была воспринята в прямом и обязывающем значении. Господствующим оставался взгляд, оправдывающий разные формы насилия как орудия справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертную казнь (И. Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на ненасилие, которое стало пониматься как первопринцип морали, и, не допускающий никаких исключений, закон поведения, связано с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга. |
Любовь и самопожертвование – пути преодоления насилия и несправедливости. | Л.Н. Толстой был сторонником идеи непротивления злу насилием. В работе «Закон насилия и закон любви» он писал «Будь добрым и не противодействуй злу силою». Этот принцип повелевает воздерживаться от мнимых обид, от возмездия, считает необходимым прощение, любовь вместо мщения во всех без исключения случаях. «Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость». |
Махатма Ганди (1869-1948 гг.) – религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу за освобождение народов Индии от колониального рабства. | Для М. Ганди идея ненасилия – это не только этическое учение, но и ориентир общественно-политического движения. Центральным эвеном учения М.К. Ганди являются понятия «ахимса» и «сатьяграха». Ахимса (не причинение зла всему живому) подразумевает особое отношение к миру как к единому живому организму, все «клетки» которого очень тесно взаимосвязаны, и поэтому насильственное воздействие на одну часть негативно сказывается на всем мире и прежде всего на человеке, ставшем источником насилия. Ахимса – это и трепет перед жизнью, перед бесконечным числом ее проявлений, но это и закон, определяющий взаимоотношения организмов во Вселенной. Ахимса – понятие амбивалентное. Один его полюс составляет абсолютное ненасилие, а другой допускает и убийство в целях защиты. Поэтому у М. Ганди понимание ахимсы двояко. Негативный аспект предполагает лишение жизни безнадежно и мучительно больных людей и животных, угрожающих людям животных, преступников и т.п. А позитивный – законы любви и сострадания: любовь к человеку и животным, милосердие, самопожертвование. |
Ненасилие и понятия «ахимса» и «сатьяграха» | Логика ненасилия у М.Ганди: любой человек, пытаясь достичь своей цели, пересекается своими интересами с интересами другого человека. И чаще всего не считается с ними, совершая насилие над тем, кто стоит у него на пути. Подобное поведение вызывает ответное ожесточение и желание отомстить. Так разворачивается конфликт, который растет и обостряется с каждым актом ответного насилия. Единственный выход – разорвать этот замкнутый круг. Кто-то должен остановиться, так как зло не побеждается злом. Однако ранее считалось, что так могут поступать лишь одиночки, отдельные личности, которые обрекают себя на страдание и непонимание (например, Иисус Христос). Но Ганди показал, что эти принципы эффективны и в массовой борьбе за независимость. Сатьяграха – это кампания гражданского неповиновения и ненасильственного не сотрудничества, это метод ненасильственной борьбы, который неукоснительно следует принципу ахимсы. Сатьяграха не допускает насилия не только в действиях, но и на словах, в мыслях, в желаниях. Основные методы воздействия – убеждение, уступки, неповиновение, несотрудничество, честность, доверчивость. Сатьяграха – это не пассивность, это – активное ненасилие. Месть, кару Ганди заменяет прощением, и в этом видит проявление величайшей мудрости и силы. Этот путь связан с лишениями, страданиями и даже смертью во имя справедливости. «Этика ненасилия не для трусов, она для мужественных людей» (М. Ганди). |
Основные принципы этики ненасилия (М.Ганди) | Основные принципы этики ненасилия: 1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения. 2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против вольных или невольных носителей этого зла. 3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца. Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы. 4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности дела, мы должны уважать принципы другой стороны, пытаться их понять. 5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении. |
Мартин Лютер Кинг (1929-1968) – священник из США, возглавивший в начале 60-х годов XX века борьбу против расовой сегрегации в Америке. | М.Л. Кингборолся за права человека в США, особенно за права афроамериканцев. На идеи оказали влияние догматы индуизма, христианства, а также этическое учение Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием и труды М. Ганди. М.Л. Кинг об идее ненасилия: «Мир изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир более похожим на тот, что создал Бог». М.Л.Кинг разработал и использовал тактику массового ненасильственного сопротивления (бойкоты транспорта, «сидячие», «лежачие» и «коленопреклоненные» демонстрации). Он считал принцип ненасильственных действий «жизненной философией, которая определяет не только мое участие в борьбе за расовую справедливость, но и мою связь с людьми, связь с самим собою, я остаюсь верен этому принципу». За свою деятельность в октябре 1964г. он был награжден Нобелевской премией мира. |
Принципы этики ненасилия (Абрамова Л.П., Курс лекций по этике, Санкт-Петербург, 2011) | На сегодняшний день значительную ценность для понимания сущности этики ненасилия представляют работы современных российских философов Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова и А.Е. Зимбули. А.А. Гусейнов писал: «Этика ненасилия находится в принципиально ином отношении к действительности, она обладает достаточным мужеством, чтобы признать ее несовершенство (испорченность, греховность) и одновременно взять на себя ответственность за преобразование такой действительности». Этика ненасилия переводит мораль в практическую область. Она связывает в один неразрывный узел спасение человека и спасение мира, полагая, что путь такого спасения лежит через ненасилие. Основной теоретической задачей этики ненасилия является обоснование реальности, практической осуществимости ненасильственной альтернативы, а основными аргументами – реальные опыты ненасильственной деятельности. Таким образом этика ненасилия одновременно представляет собой и теорию, и практическое усилие (парадигма поведения). |
| 1.5. Практическая реализация идей этики ненасилия |
Теория и практика в этике ненасилия | Идеи этики ненасилия на практике реализуются путем ненасильственного сопротивления или борьбы (А.А. Гусейнов): «Ненасильственная борьба делает ставку на доброе начало в человеке, на то, чтобы стимулировать, усиливать это начало». Она не ставит задачу преодолеть зло насилия, так как это невозможно (моральная амбивалентность природы человек, насилие – часть этой природы). Ненасильственная борьба предлагает путь, стратегию и тактику такого усиления и приумножения доброго начала в каждом человеке. Ненасильственное сопротивление осуществляется в форме ненасильственных акций. Ненасильственные акции, понимаемые как альтернативный покорности и насилию способ поведения в конфликтной ситуации, вполне могут быть осмыслены как конкретная тактика добра в борьбе со злом, практическая этика любви и сотрудничества (А.А. Гусейнов). |
Сторонники ненасильственных акций стараются соблюдать эти условия. (Гусейнов А.А. Этика ненасилия, Вопросы философии, 1992, № 3, С. 72-81) | Чтобы могла состояться ненасильственная акция, ее сторонникам необходимо: 1. Понять, что как люди, которые только ищут истину, они тоже могут ошибаться и должны быть готовы к изменениям, открыты для диалога и компромиссов; 2. Осознать, что они вполне могли бы быть на месте своих оппонентов, критически анализировать свое поведение под углом зрения того, что могло бы в нем провоцировать враждебную позицию оппонентов; 3. Исходя из убеждения, что как бы индивид ни погряз в преступлениях, он лучше того, что он делает, и в нем всегда сохраняется возможность преображения, искать такой выход, который позволил бы оппоненту сохранить достоинство, ни в коем случае не унижал его; 4. Не настаивать на своем, не отвергать с ходу точку зрения оппонентов, а искать приемлемые решения; 5. Пытаться превращать врагов в друзей, бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним, если насилие, лишь временно заглушает конфликт, но не устраняет его причин, то ненасильственная акция направлена на устранение самой основы конфликта и предлагает перспективу взаимоотношений, когда предшествующее зло не является препятствием для последующего сотрудничества. |
Основные этапы ненасильственных акций (Абрамова Л.П., Курс лекций по этике, Санкт-Петербург, 2011) | Основные этапы ненасильственных акций: 1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя, глубокая информация из различных источников, которые должны представлять широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения. 2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После определения темы выступления привлекаются средства массовой информации, информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану. 3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того чтобы людям было проще проверить свою готовность к акциям ненасилия, в университетах США существуют практики по ненасилию, где любой может проверить себя. 4. Планирование основных действий, согласование с государственными и муниципальными органами, отбор и организация участников. 5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными, могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает точку зрения большинства. 6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции. Намечаются дальнейшие действия. |
| 2. Материалы к семинару-практикуму «Прощение» |
| План: 1. Предварительные замечания (прощение как моральная логика и грамматика) 2. Рассуждения о ситуациях и рассуждения об эмоциях. 3. Алгоритм решения кейса: типология ситуаций, понятия жертвы, преступника, моральных ошибок 4. Моральные ошибки, месть и ее преодоление, непростительное 5. Прощение в системе ценностей. |
| 1. Предварительные замечания (прощение как моральная логика и грамматика).Способность прощать – одна из базовых ценностей человека. Прощение рассматривают чаще всего в экзистенциальном и психологическом плане. Как говорилось в предыдущей лекции, мировые религии подробно говорят о практике прощения в личностном плане духовного роста верующего человека. В последнее время все более актуальным становится социальный аспект прощения в теоретическом, практическом и обучающе-воспитательном аспектах. |
| В последнее время все более актуальным становится социальный аспект прощения в теоретическом, практическом и обучающе-воспитательном аспектах. Мы даже можем говорить об умении прощать как особой универсальной этической компетенции. Как говорилось выше, этическая компетентность – это способность «автоматически» применять навыки этической оценки ситуации и принятия решения моральных дилемм на основе этой оценки. Канадский этик Труди Гувье разработала «методику прощения», как особую рациональную логику, не совпадающую с теологической, политической, правовой логикой. Профессор кафедры философии Университета Летбриджа (University of Lethbridge, Канада). Сфера научных интересов: социальная философия, критическое мышление, проблемы насилия и мира. Т.Гувье - Автор 10 книг, в том числе: "Практическое изучение аргументации" ("A Practical Study of Argument", Wadsworth, six editions), "Социальное доверие и сообщества людей" ("Social Trust and Human Communities", McGill-Queen's University Press 1997) и "Прощение и непростительное" ("Forgiveness and Revenge", Routledge 2002). |
| Разработка Т.Гувье включает в себя 10 кейсов и теоретико-методическое сопровождение по их решению. Занятие проходит по методу кейсов, с соблюдением всех технологических шагов: предварительное знакомство участников семинара-практикума с методикой, содержанием 10 коротких кейсов, а также с дополнительными материалами. К ним относятся: рекомендация ознакомиться с теорией – материалами лекции «Этика ненасилия», по желанию найти дополнительную информацию о Труди Гувье – авторе методики прощения, в которой предстоит работать. |
| |
«Рассуждения о ситуациях» | 2. Рассуждения о ситуациях и рассуждения об эмоциях. Методика распаковывания кейсов по теме «Прощение», разработанная Т. Гувье начинается с описания традиционных «рассуждений о ситуациях», к которым относятся теологические, правовые, политические и рассуждения на основе принятых в обществе норм. Все четыре типа рассуждений следует отличать от этических. В ходе дискуссии приходится регулярно обращать внимание участников, что они отклоняются от моральной логики в политическую или теологическую. |
| При рассмотрении соответствующих фактов и интерпретаций важно помнить, что истина может оказаться совсем не тем, чем мы хотели бы ее считать. Уточнять значения, рассматривать точки зрения, устанавливать и исследовать исходные установки просто необходимо, поскольку, когда мы рассматриваем конкретные случаи, возникают очень важные, но «не само собой разумеющиеся» вопросы. Эти вопросы требуют прояснения понятий и фактов, а также тех аспектов, в которых необходимо корректировать универсальные принципы. Здесь мы еще раз акцентируем значение самостоятельной и групповой работы с дополнительной информацией, объем которой не определен для распаковывания каждого конкретного кейса. |
Логические основания этических рассуждений: дедукция, индукция, абдукция, кондуктивное рассуждение и, рассуждение по аналогии | Методика прощения Т. Гувье акцентирует рационально-логический подход в обсуждении ситуаций, в ней содержатся логические основания этических рассуждений, которые могут осуществляться как: а) дедуктивное: ситуация рассматривается с точки зрения универсального морального принципа; б) индуктивное: ситуация рассматривается с точки зрения общего требования (general claim), перенесенного из анализа других подобных ситуаций; в) абдуктивное: аргументация осуществляется в отношении ситуации как «вывод-к-лучшему-объяснению»; г) кондуктивное: доводы за и против рассматриваются и оцениваются с точки зрения их уместности и значимости; д) рассуждение по аналогии: исходная ситуация рассматривается в свете аналогичного случая и к заключению приходят на основании соответствующих сходств и различий. |
«Рассуждение об эмоциях» | Важное место в методике Т. Гувье занимает «Рассуждение об эмоциях». Здесь подчеркивается, что наши эмоции и установки, по крайней мере, косвенно подлежат нашему контролю, и мы можем размышлять, направлять наше внимание, выбирать наши разговоры и действия, а также направлять их. Более того, эмоции и установки, отличаются пропозициональностью (основанностью на убеждениях); они могут быть оценены и изменяться к лучшему на основании рассуждения. Эмоции подлежат оценке в отношении их адекватности или разумности. И самое главное: мы должны всегда помнить, что существует различие между: - переживанием эмоции; - разговором о ней; - действием под ее влиянием. |
| |
Типы ситуаций, в которых имеет место серьезные моральные ошибки: а) ситуация колониального заселения; б) ситуация гражданских войн; в) последствия крайне деспотичного правления | 3.Алгоритм решения кейса: типология ситуаций, понятия жертвы, преступника, моральных ошибок.Алгоритм распаковывания кейсов, разработанный Т. Гувье излагается в пяти мини-лекциях (темах). Перваяиз них «Реакция на проступок (моральные ошибки)» дает основания для классификации ситуаций, в которых имеют место серьезные моральные ошибки. Выделяется три типа: а) ситуация колониального заселения: в процессе колонизации коренные жители становятся жертвами расистской дискриминации, принудительного переселения, диффамации их культуры, политики принудительной ассимиляции, физического и сексуального насилия. б) ситуация гражданских войн: в таких ситуациях, когда две или более сторон борются в национальном государстве, люди, принадлежащие сторонам силового гражданского конфликта, страдают от сексуального и других видов насилия, от лишения свободы, от мучений, от потери жилья и собственности; в) последствия крайне деспотического правления: в таких ситуациях людей за мнимые нарушения закона могли посадить в тюрьму или выслать в чрезвычайно суровый исправительно-трудовой лагерь; у них могли конфисковать собственность, их могли подвергнуть религиозной дискриминации, принудительному переселению, психиатрическому лечению, оскорблению, избиению, пыткам, искалечить или убить. |
МО – моральная ошибка | События такого рода классифицируются как серьезные моральные ошибки (МО). Люди могут по-разному объяснять эти факты, и они могут стремиться понять и оценить их с различных точек зрения. Но они не могут сделать так, чтобы эти события ушли. Они также не могут исправить последствия этих действий. Хотя мы не можем восстановить прошлое, чтобы исправить его, тем не менее в ситуациях, типа (а), (б) и (в) можно хотеть преобразовать неправильное в правильное, или исправить моральную ошибку. Хотя никакое общество или государство не могут изменить события прошлого или в буквальном смысле исправить ошибки прошлого, игнорирование этих моральных фактов впоследствии вряд ли можно считать проявлением мудрости. |
Опасность «непрощенного» | Т.Гувье раскрывает опасность «непрощенного» как замолченного или преданного забвению: ошибки, которым не уделяется внимания, скорее всего повторятся, и жертвы, которыми пренебрегают, скорее всего затаят нездоровые обиды. |
Механизмы социального «прощения» | Перечень механизмов правильного реагирования, предлагаемых в методике записывается участниками: - уголовные суды над главными преступниками, - комиссии правды, - механизмы поддержания справедливости в сообществе, - публичные извинения, - программы компенсации и реабилитации. Подчеркивается, что моральные ценности, определяющие эти процессы, отличаются от возмездия, наказания. |
1. «Жертвы, месть и возмездие» Уровни жертв: - первичные (Ж1) – те, кому вред нанесен непосредственно; - вторичные (Ж2) – члены семьи Ж1, которые пострадали в результате смерти Ж1; - третичные (Ж3) – члены сообщества, которые пострадали в результате смерти Ж1 Важно учитывать при решении кейсов! | Следующий этап решения кейсов раскрывается темой «Жертвы, месть и возмездие». Жертвы – это люди, которым нанесен вред. Выделяется три уровня жертв. Первичные жертвы – те, кому вред нанесен непосредственно. Предположим, что в гражданской войне убит мужчина. Он является первичной жертвой (Ж1). Если у него есть жена и дети, другие члены семьи, которые пострадают в результате его смерти, то они являются вторичными жертвами (Ж2). Следующий уровень – это члены сообщества, которым также эта смерть нанесет ущерб и приведет их в состояние ужаса. Их можно назвать третичными жертвами (Ж3). В случае, когда убит Ж1, ответ на преступное действие в руках вторичных жертв и сообщества (Ж2 и Ж3). |
Обычным ответом на моральные ошибки является желание мести и подготовка действий и компаний мести за нанесенный ущерб, тем не менее, существуют как практические, так и моральные аргументы против мести как реакции на преступление или моральные ошибки. С практической точки зрения, месть причиняет вред людям, лишь в редких случаях принося удовлетворение жертвам, она еще больше разжигает враждебность напавшего и ведет к непрекращающемуся насилию. С моральной точки зрения, месть уязвима для основательной критики, поскольку стремление жертв получить удовлетворение посредством намеренного причинения вреда другим, вне морали (как говорится в старой пословице «зла злом не поправишь»). Месть следует отличать от воздающего наказания, которое налагается в рамках права. |
Люди могут и должны быть прощены, моральные ошибки – НЕТ! | 4.Моральные ошибки, месть и ее преодоление, непростительное. «Концепция прощения»Т.Гувье. содержит следующие идеи. «На противоположном от мести конце спектра располагается прощение», «Без прощения нет будущего». Фундаментальное положение нетеологической теории прощения: люди могут быть прощены за совершение определенных действий. Именно людей прощают, а не действия. |
Этапы процесса прощения | Если мы представим жертву (Ж), которая прощает преступника (П), за моральную ошибку (МО), тогда прощение включает следующие элементы: - Ж преодолевает свой гнев, чувство обиды и мстительность по отношению к П; - Ж преодолевает свое чувство обиды по отношению к МО; - Ж замещает ощущение враждебности по отношению к П признанием П как человеческого существа, который обладает потенциалом для установления взаимоотношений морального равенства; - Ж предлагает П начать все заново; - Ж относит МО к прошлому и не позволяет ей определять настоящее или будущее. |
| Очень важной ступенькой в освоении алгоритма прощения становится понимание того, что прощение следует отличать: - от понимания; - от извинения (excusing); - от попустительства (condoning); - от забвения. Прощение – не единичный акт, это процесс, который требует времени |
Типы прощения | Выделяются три типа прощения: двустороннее, одностороннее и побуждающее. |
Прощение и непростительное | В «Вопросы о непростительном» Т.Гувье выводит «универсальную» формулу прощения: |
«Универсальная» формула прощения | Люди, даже преступники (П) всегда могут быть прощены, но вот моральные ошибки (МО) – нет. |
Моральный статус субъекта – основа прощения | Именно люди, а не действия, являются объектами прощения или непрощения. Аргументы в пользу прощения, даже перед лицом последствий самых тяжких деяний основаны на различении между субъектом и действием, а также моральным статусом субъекта, который, поскольку является человеческом существом, заслуживающим уважения к его личности, – обладает способностью к исправлению и преображению. |
2. «Рассуждение и применение» | 5. Прощение в системе ценностей. Анализируя «Рассуждение и применение»принципов прощения, Т.Гувье акцентирует важность человеческих ценностей, которые можно отнести к двум группам: |
Ценности группы А | А. Ценности и принципы, связанные с уважением к личности, человеческим достоинством и правами человека (право на жизнь; право не быть наказанным, если не доказана вина; право на честный суд в случае обвинения; право на обращение, исключающее дискриминацию и на равенство перед законом; право на собственность; право жертв на возмещение ущерба; обязанность наказывать или соответствующим образом относиться к преступникам). Основанные на способности человека к размышлению, к выбору и моральному действию, эти ценности имеют международное признание и служат основанием прав человека. Эти ценности имеют деонтологическое основание. |
Ценности группы Б | Б. Ценности, связанные с благополучием, безопасностью и миром. Для того, чтобы люди в обществе действительно обладали правами человека, это общество должно характеризоваться высоким уровнем порядка и законности. Необходимым условием физической безопасности людей является мир. Мир можно определить, как отсутствие войны и наличие ненасильственных механизмов для управления поведением в обществе. Без мира, жизнь настолько нестабильна, что права человека и моральный выбор значат очень мало. Мир и благополучие – это ценности, имеющие консеквенциональное основание. |
| В процессе поиска решений предложенных кейсов необходимо учитывать обе моральные перспективы: принципы (А) и последствия (Б). Технологию прощения, разработанная Т.Гувье, направлена на формирование навыков моральной оценки, этической аргументации и выработки решений высокой степени этичности. Посредством этой технологии происходит развитие ключевых этических компетенций, которые интегрируют будущего выпускника в профессиональное сообщество. |
3. Десять кейсов: ситуации для обсуждения
К методике прощения, разработанной Т. Гувье, прилагаются десять коротких ситуаций для обсуждения (кейсов), которые и предлагается решить участникам семинара-практикума. Задание, как и положено, участники получают заранее, они могут ознакомиться и попробовать самостоятельно «распаковать» ситуации. В меодике Т.Гувье кейсы имеют только нумерацию, мы же присвоили им названия, которые позволяют в ходе групповой дискуссии легко переходить от одного сюжета к другому в целях аргументации тех или иных выводов.
–1–Джо, Индейцы в Канаде
Джо – коренной житель Канады, ему 60. Когда ему было 10, его забрали из семьи в школу-интернат, который принадлежал Католической церкви, действующей под эгидой Канадского правительства. В то время политика канадского правительства в отношении образования коренного населения была расистской и колониальной. Цель этой политики состояла в том, чтобы сделать коренное население Канады максимально похожим на белых, посредством обучения аборигенов европейско-канадским обычаям, английскому языку и мастерству в таких сферах, как фермерство, механика, шитье и приготовление пищи. В интернате пища были очень скудной, детей били за то, что они говорили на своем языке, и за многие другие поступки, которые считались неприятными. Многие дети подвергались также сексуальному насилию. Школа располагалась вдали от того места, где жили родители Джо, и монахини препятствовали тому, чтобы дети поддерживали связь со своими родителями. Из-за системы устройства интернатов, детство Джо было несчастным. Монахини и другие учителя постоянно твердили ему, что он грязный индеец и никогда не попадет на небеса, если не забудет своих индейских привычек. Когда Джо вышел из школы, он был настолько растревожен и несчастен, что превратился в алкоголика и стал принимать наркотики. Только много лет спустя, когда Джо было уже за пятьдесят, он начал приходить в себя и выстраивать лучшую жизнь.
Вопросы для обсуждения:
1. Несет ли некоренное население Канады какую-либо ответственность за несчастья, которые пережил Джо и тысячи таких, как он?
2. Заслуживает ли Джо какую-нибудь компенсацию за то, что ему причинили? Если да, то какую и от кого он должен ее получить? От тех, кто оскорблял его? От церкви? От канадского правительства?
Источник: Miller J.R. Shingwauk's Vision: A History of Native Residential Schools. Toronto: University of Toronto Press 1996.