Ограничьте личное пространство

Бывают случаи, и весьма пренеприятные, когда руководитель пытается вторгнуться в ваше личное пространство. То он заглядывает на экран компьютера, пытаясь узнать, чем вы заняты. То прислушивается, какие разговоры и с кем вы ведете по телефону, причем сердится, если вы не прервали разговор и пренебрегли им ради невидимого абонента. То просматривает вашу записную книжку, которую вы случайно забыли на столе. То без приглашения (вы даже не успели открыть рот, чтобы предложить угощение) берет с вашей тарелки печенье, пирожное или фрукты. Согласитесь, дорогие коллеги, что подобное вторжение в вашу приватность нельзя назвать желанным. Будь это кто-нибудь из ваших коллег, вы, не задумываясь, поставили бы невежу на место. А как быть с шефом?

Промолчать – значит признать его право на дальнейшие поползновения подобного рода. Выказать недовольство его невоспитанностью? Рискованно. Реакцию руководителя предугадать сложно, а вы вряд ли готовы расстаться со своим рабочим местом из-за такого пустяка. Конечно, все зависит и от характера вашего руководителя. Все люди разные. Кто-то может оскорбиться подобным замечанием, а кто-то, напротив, даже принесет извинения за свой поступок. Самое оптимальное решение – показать, что вы видите действия руководителя, но относите их к автоматическим, так сказать, совершенным по рассеянности или в состоянии задумчивости. Поэтому дружелюбно, без язвительных и нравоучительных интонаций, в тот момент, когда вы говорите по телефону, а он материализуется рядом с вами, извинитесь перед абонентом, завесьте звонок и поинтересуйтесь: «Вы что-то хотели мне сказать, Иван Иванович?» Даже если он просто подслушивал, ему на ходу придется придумать для вас задание и ретироваться, так как, по логике вещей, дальнейшее его пребывание в приемной будет неоправданно. Если же страсть к подслушиванию окажется сильнее или он сделает вид, что решил почитать в приемной газету, смело продолжайте разговор. Пусть слышит, что вы звоните по рабочему вопросу. Если же разговор был сугубо личный, извинитесь перед абонентом и повесьте трубку.

«А что предпринять, если шеф протянул руку к моей записной книжке?» – спрашивает нетерпеливый читатель. Что предпринять? С энтузиазмом воскликните: «Как хорошо, Иван Иванович, что вы обратили внимание на мою записную книжку. Я ведь совсем про нее забыла! Так бы и оставила на работе!» И с улыбкой протяните руку за книжкой. Естественно, что шеф будет вынужден тут же вернуть вам вашу собственность.

Продолжая тему «вторжения», отдельно хочется сказать о том типе руководителей, которые считают своим долгом постоянно поправлять каждое действие сотрудника. Иными словами, такой начальник не способен делегировать вам все полномочия в рамках поставленной задачи. Даже если он обещает дать вам карт-бланш, знайте, он будет постоянно вмешиваться со своими советами и назиданиями. Любую вашу инициативу будет губить на корню и требовать от вас действий, строго им предписанных. Ваша задача, если вы не хотите исполнять роль марионетки, максимально деликатно, но решительно пресечь действия шефа. Апеллируйте к нему как к несомненному лидеру и наставнику (чуть-чуть лестных отзывов не повредит!). Скажите, что рассматриваете порученную работу как некий контрольный срез тех знаний, которые вы почерпнули, работая с ним. Отметьте, что для чистоты эксперимента хотели бы сделать ее самостоятельно от начала и до конца, а также заверьте, что всеми силами постараетесь оправдать его высокое доверие. Как сказали бы психологи, предложите ему игру: вы – экзаменуемый, он – экзаменатор. Как вы понимаете, принимая правила этой игры, которые исключают какие-либо подсказки со стороны экзаменатора, шеф вынужден будет отказаться от вмешательства. Более того, в нем наверняка проснется инстинкт охотника, пристально наблюдающего из засады за своей «жертвой». Но учтите, коллеги, вам действительно надо будет справиться с этой работой на «отлично», иначе руководитель больше никогда и ничего вам не доверит. И помните: даже если результат ваших усилий превзойдет все ожидания начальства, не ждите, что кто-то станет петь вам дифирамбы. Чаще всего руководители считают, что их задача – контролировать, направлять и критиковать за ошибки, в то время как любое хорошо и грамотно сделанное дело, отличный результат рассматриваются как само собой разумеющееся.

Безусловно, перечислить все трудные случаи, причиной которых может быть непростой характер руководителя, не только нереально, но и бессмысленно. Важно лишь уяснить, что всегда и в любой ситуации следует проявлять сообразительность, такт и выдержку – показатели вашего профессионализма и залог будущего успеха.

Наши рекомендации