Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. - 582 с. - (Учебник для вузов).
б) дополнительная литература:
1. Гуревич П. С. Психология: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8120.
2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010. - 582 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-272-00062
3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Владос, 2013. - 687 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.
4. Ступницкий В. П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В. П., Щербакова О. И., Степанов В. Е. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 518 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24808.
в) рекомендуемая литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование = Psychological Testing / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд.. - СПб. : Питер, 2009. - 687 с.
2. Изард К. Психология эмоций = The Psychology of Emotions : пер. с англ. / К. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 460 с.
3. Крайг Г. Психология развития = Human Development : пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд..- СПб. : Питер, 2008. - 939 с.
4. Лейбин В. М. Психоанализ : учеб. пособие / В. М. Лейбин. - 2-е изд..-СПб. : Питер, 2008. - 586 с.
5. Машков В. Н. Дифференциальная психология человека : учеб. пособие / В. Н. Машков. - СПб. : Питер, 2008. - 288 с.
6. Некрасов А. Жизнь без кризисов. Кризис открывает ваши возможности / А. Некрасов. - М. : АСТ, 2009. - 255 с.
7. Немов Р. С.Общая психология: в 3-х т. / Р. С. Немов. - М.: Юрайт Т. 3: Психология личности: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 739 с.
8. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология : учеб. пособие / Е. А. Сорокоумова. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
9. Столяренко А. М. Психология и педагогика = Psychology and Pedagogy: учебник / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 543 с.
г) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронно-библиотечные системы:
http://www.psychiatry.ru/library (библиотека литературы по психиатрии и психологии)
http://www.iprbookshop.ru – электронно-библиотечная система IPRbooks.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Мультимедийные средства.
2. Ноутбук для каждого студента.
Виды и содержание учебных занятий
Теоретические занятия (лекция) 2 часа. Типы (сочетание): информационная, проблемная, лекция-беседа, лекция-визуализация.
Лекция 1. Объект, предмет, задачи и методы психологии.
1.Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
2.Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Этапы развития психологии.
3.Основные направления западной научной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальт - психология, гуманистическая психология и др..
4.Место психологии в системе наук.
5.Становление отечественной психологии.
6.Принципы классификации отраслей психологии.
Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Естественные, изучают природу, гуманитарныеобщество, культуру и историю, технические науки. связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения. Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие? Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче. В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Так что же такое психология как наука?
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях
Психология — сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад. Своим происхождением слово «психология» обязано древнегреческому мифу о Психее. Амур получил в жены царскую дочь Психею. Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает. Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний…Этот миф являлся образцом истинной любви и смысла жизни. Для греков Психея стала символом души, ищущей свой идеал. «Psyche» в переводе с греческого означает душа, «logos» – наука, учение. В названиях книг слово «психология» впервые появилось в XVIII веке у немецкого психолога Христиана Вольфа. («Рациональная психология», «Эмпирическая психология», 1732 – 1734 гг.).«Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других» Эрих Фромм. В центре внимания психологии – человек, его развитие, поведение, общение, деятельность, переживания. Как понять поведение другого человека? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Что же является предметом изучения психологии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс. Для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека. Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности. Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. Чтобы понять предмет исследования нужно знать историю развития психологии как науки.