Предмет, структура и задачи современной социальной психологии

Курса ф-та психологии

В детальной разработке теории коллектива участвовали многие социальные психологи – Б.В. Беляев, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов и др. Таким образом, вопрос относительно предмета СП не был решен. С одной стороны, СП отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов, и сторонники этой точки зрения справедливо утверждали, что вся психология социальная и никакой другой СП не надо. Те же, кто считал задачей СП исследование личности в коллективе и самих коллективов, - не смогли предложить адекватное решение проблем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию.

В результате борьбы мнений закрепилось понимание СП как науки о социальной детерминации психики. Так как в этом случае никакого самостоятельного статуса для СП не предполагалось, попытки построения ее как самостоятельной дисциплины (или хотя бы как части психологической науки) прекратились на довольно длительный срок.

Третий период (вторая пол. 30-х г.г. – вторая половина 50-х г.г. ХХ века).

Во второй половине 30-х г.г. ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Это порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Наступил перерыв в развитии российской СП.

Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва заключались в практической невостребованности результатов исследований. Изучение мнений, интересов, настроения людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны. Более того, тот факт, что СП в тоже время продолжала развиваться на Западе в рамках немарксистской традиции, привел некоторых психологов к отождествлению СП вообще с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность существования СП в нашей стране. Само понятие «СП» стало синонимом реакционной дисциплины.

Но это был перерыв в самостоятельном существовании СП, что не исключало реального существования отдельных исследований, являющихся по своему предмету социально-психологическими. Эти исследования были продиктованы потребностями педагогической практики. Определяющими облик СП были работы А.С. Макаренко. В историю СП он вошел как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Стержневая идея СП концепции А.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило его практическое требование: воспитание личности в коллективе, посредством коллектива и для коллектива.

Четвертый период (вторая половина 50-х – первая половина 70-х г.г. ХХ века).

В этот период сложилась особая социальная и интеллектуальная ситуация в стране: «потепление» общей атмосферы, ослабление администрирования в науке, снижение идеологического пресса, демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческой активности ученых. Для СП было важно то, что возрос интерес к человеку. Начался период возрождения СП. Формально начало возрождения связывают с дискуссией по СП. Эта дискуссия началась публикацией А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ, 1959, №12. Дискуссии продолжились на 11 съезде психологов СССР, на страницах журналов «Вопросы психологии» и «Вопросы философии».

Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета СП и соответственно круга ее задач; 2) соотношение СП с психологией, с одной стороны, и с социологией с другой.

По вопросу о предмете психологии сложилось 3 подхода.

1. Первый, который получил распространение в основном среди социологов, понимал СП как науку о массовидных явлениях психики. В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение , например, изучение психологии классов, других больших социальных общностей. В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения. Предметом изучения СП многие социологи считали общественную психологию – уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп (классов).

2. Второй подход, главным предметом исследования СП видит напротив личность. С одной стороны, больший акцент ставился на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. Другие ученые выделяли положение личности в группе, межличностные отношения, всю систему общения.

3. Третий подход в каком-то смысле синтезировал два предыдущих. СП была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В рамках этого подхода предприняты попытки дать перечень основных проблем СП. По мнению Б.Д. Парыгина СП изучает:

Ø Социальную психологию личности;

Ø Социальную психологию общностей и общения;

Ø Социальные отношения;

Ø Формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, СП исследует:

¨ изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

¨ особенности групп;

¨ психическую сторону процессов общества.

В 70-х г.г. завершилось организационное становление СП. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 году организована первая в стране лаборатория СП в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра СП в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор СП.

Эксперимент

Основным в традиционной социальной психологии является метод эксперимента.

Эксперимент - определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные.

Все эксперименты разделяют на лабораторные и естественные, в зависимости от того, где проводится исследование. Они имеют общие черты –

· экспериментатор произвольно вводит независимые переменные, контролирует их и изменения независимых переменных;

· для их проведения необходимо выделение экспериментальной и контрольной группы, чтобы результаты измерений могли сравниваться с некоторым эталоном.

Большинство экспериментов в социальной психологии было проведено в лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий.

Самость в теории К.Г. Юнга.

Наряду с "Я" (эго) как субъектом сознания Юнг выделяет "самость" как субъект "тотальной психики", включающей и сознательное и бессознательное. Термина "личность" Юнг старается избегать; зато вводит несколько новых категорий, подчеркивающих многоликость и многоуровневость "самости". "Тень" характеризует ее негативную сторону – все низменное, животное, примитивное, что дремлет на дне души. "Лицо" маска, которую индивид выставляет напоказ, для других, чисто объектное отношение, за которым скрыта подлинная индивидуальность. "Душа" – внутренняя сторона личности, в противоположность внешней, "Персоне", существует как женское начало – "Душа" (Anima) и мужское начало – "Дух" (Animus), причем в первом сильнее выражен Эрос, а во втором – Логос.

Барьеры непонимания

Поршнев изучал соц-но-психол-ие механизмы кот создают барьеры на пути коммуникации, пришел к выводу, что речь была способом суггестии/внушения/ и механизм такого внушения следующий: если на лицо полное и безоговорочное доверие, то слова вызывают у слушающего те же образы кот имеет в виду говорящий.Немотря на то что говорящий внушает слушающий, чтобы не стать орудием защищается, он отпускает доверие осторожно в ответ возникает контрсуггестия (противовнушение). Оно является главной причиной возникновения барьеров. Виды контрсуггестии

· избегание

· непонимание

· авторитет.

Избегание и авторитет- это защита от источника коммуникации, а непонимание от самого сообщения. Контрсуггестия - защита от внушения, внушение возможно при доверии, следовательно контрсуггестия - защита от доверия. Мы определяем партнера при помощи стереотипизации.

Избегание-люди избегают соприкосновения с источником информации. Борьба с этим видом контрсуггестиии включает в себя управление вниманием слушающего. Приемом привлечения внимания является прием нейтральной фразы, что не связано с основной темой, но важно для слушаюшего. Прием завлечения: в начале говорящий произносит что-то трудно воспринимаемым образом, тихо, неразборчиво. Установление зрительного контакта, также прием привлечения внимания. Для поддержания внимания нужно развивать навыки слушания, прием навязывания ритма, прием акцентировки, можно использовать служебные фразы (важно отметить, обратите внимание ). Феномен авторитета – разделив людей на авторитетных и нет, одним мы доверяем другим - нет. Непонимание – очень часто опасная информация может исходить от людей кот мы доверяем. Есть 4 уровня непонимания:

· фонетический

· семантический

· стилистический

· логический.

Фонетический – диапазон от неполного до полного. Неполное непонимание, когда говорят быстро, невнятно, мимика не соответствует тексту.

Семантический: степень знакомства, жаргоны, одно и то же слово имеет разные значения, смысловые поля у людей разные.

Стилистический: стиль не соответствует содержанию, отношение формы к содержанию. Сообщение должно быть правильно структурировано. Прием структурирования – правило рамки, рамку создает начало и конец разговора. Начало – цели, перспективы, конец- итоги, степень достижения цели.

Логический уровень непонимание партнера характеризуется тем,что одним из участников общения не принимаются логика и аргументы другого.

Т. о понимание партнера, адекватное представление о его точки зрения, целях, индивидуальных особенностях – главное условие для преодоления всех барьеров.

Мотивированный тактик.

Как альтернатива в 1990-х го­дах ей была предложена модель мотивированного тактика или социального агента (Фиске и Тейлор, 1991), которая во главу угла исследовательских проблем поставила вопросы мотивации и эмоций.

Мотивированный тактик – это «думающий человек, полностью вовлеченный в процесс мышления, обладает множественными страте­гиями переработки информации и выбирающий наиболее соответствующую целям, моти­вам и потребностям». В соответствии с данным подходом люди достаточно наивны в выстраиваемых ими теоретических конструкциях происходящего. В ситуациях, которые не требуют сконцентрированности, они используют модель когнитивного скупца, т.е. часто оказываются в плену своих предубежде­ний и допускают ошибки. Эта же модель часто реализуется и в ситуациях дефицита времени и информации, когда приходит­ся в процессе принятия решений полагаться на наличные ресурсы.

В ситуациях же высо­кой ответственности, зависимости от других людей, мотивирующих их на более серьезное и глубокое принятие решений, они производят и более серьезный анализ информации в попытках нахождения оптимальных решений.

Теории атрибуции

Теория наивного психолога Ф. Хайдера. Ос­новные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулирова­ны Ф. Хайдером.

Само понятие атрибуции, как и модель наивного ученого, были введены Фрицем Хайдером в 1958 году. Ф. Хайдер исследовал как «обычные люди» в условиях «обычной» жизни с позиции здравого смысла, пытаются объяснить события, происходящие в их социальном и физическом мире?

В качестве исходной посылки анализа поведения им взята формула К.Левина, что поведение – это производная от интернальных (личностных) и экстернальных (ситуативных) факторов (Р = F ( P, S).

В качестве интернальных факторов выделяются - интенции (намерения), прилагаемые уси­лия и имеющиеся способности.

Экстернальные же факторы подразделяются на сложность решаемой задачи и влияние случая. Понимание того, какой ряд факторов должен быть ис­пользован, делает мир атрибутирующего более предсказуемым и контролируемым считает Хайдер.

Далее Хайдер в своих идеях основывался на трех принципах:

1. Так как люди рассматривают свое поведение как мотивированное, они пы­таются выявить и мотивы других людей, для чего рассматривают причины и основания их поведения.

2. Поскольку мы конструируем теории причинности для того, чтобы предсказывать и контролировать окружение, мы стремимся ориентироваться на устойчи­вые характеристики окружающего, т.е. черты личности и их способности, а так же стабильные характеристики ситуации, в которой реализуется по­ведение и которые воздействуют на него.

3. Атрибутируя причинность поведения, мы дифференцируем личностные факторы (например, качества, способности) и ситуативные факторы (например, своеобразие ситуации, социальное давление). В первом случае речь идет о внутреннем (или диспозиционном) атрибутировании, во втором - о внешнем (или ситуативном) атрибутировании. Люди приписывают причины либо внешним факторам, либо внутренним.

Функции установок.

Функциональные теории утверждают, что люди имеют такие установки, которые выражают их потребности и способствуют удовлетворению этих потребностей. Когда потребность удовлетворена, надобность в старой установке отпадает. Новые потребности ведут к формированию новых установок, изменение потребностей приводит к изменению установок.

Катц предложил изучать установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет и выделил функции, которые соответствуют, по его мнению, основным потребностям личности.

1.Функция эго защиты. Установки в этой функции способствуют разрешению внутренних конфликтов личности. Человекприбегает к механизмам эго-защиты для регулирования самооценки. Как правило люди используют не один, а сразу множество механизмов Эго-защит. Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый). Проекция сопровождается отрицанием. *Установки могут, например, защищать кого-то от негативных чувств по отношению к себе или по отношению к собственной социальной группе через проекции этих чувств на других людей, например, как членов национальных меньшинств

2.Ценностно-экспрессивная функция и функция самореализации. Установки, выражающие ценности человека, обычно удовлетворяют его потребность в самопрезентации(в управлении впечатлениями Э.Гофман). Катц признавал, что людям необходимо выражать установки, которые отражают их основные ценности и составляют их представления о себе.

Образ и стиль жизни, манера одевать, тип прически, обладание теми или иными вещами, высказываемые мнения, взгляды, поведение – всем этим человек выражает свое Я.

Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение нашего собственного самопонимания,и меньше ориентирован на чужие мнения.

3.Инструментальная (адаптивная или утилитарная) функция. Установки направляют субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Установки помогают людям добиваться желаемых целей, таких, как награда, или избегать нежелательных результатов, таких, как наказание. Поэтому считается, что люди выражают (приобретают) положительные установки по отношению к тем объектам установки, которые удовлетворяют их желаниям (к полезным для себя стимулам, ситуациям), а негативные установки – по отношению к объектам, которые ассоциируются с фрустрацией или с негативным подкреплением.

4. Функции познания (или экономии). Установки помогают нам распределять по категориям входящую информацию по установленной шкале ценностей, а это позволяет нам упростить и понять сложный мир, в котором мы живем. Они упорядочивают картину мира в нашем сознании. Не имея готовых когнитивных схем, в том числе и установок, мы вообще вряд ли смогли бы жить, т.к. все происходящее представлялось бы нам сплошным хаосом.

Таким образом, установки помогают нам организовать мир, используя принцип экономии мышления, избегая опасностей информационных, когнитивных перегрузок (Стенли Милграм).

5.Социально-регулятивная функция. Взаимодействуя с другими людьми, мы вольно или невольно составляем о них свое представление, иначе говоря, формируем в их отношении установки. Одни люди нам нравятся, другие – нет. Наши установки в отношении окружающих помогают или препятствуют нашим социальным отношениям. *Если у человека общая мизантропическая, то есть негативная установка в отношении людей, то его взаимодействие с окружающими будут сведены к минимуму. Да и они станут отличаться напряженностью.

Интересные подходы к анализу функций аттитюдов в социальной общности намечены в работе М.Смита, Д.Брунера и Р. Уайта (1956). Основной постулат их работы состоит в том, что индивид выражает то, или иное мнение лишь потому, что оно служит либо средством сохранения отношений с другими людьми, либо как орудие их разрыва. Иными словами, мнение, отражающее установку, может выполнять 2 функции: идентификации с группой или противопоставления себя группе.

Установки людей не узко специализированны, а полифункциональны, т.е. выполняют не одну, а несколько функций и, соответственно, удовлетворяют одновременно несколько потребностей

Измерение установки

Парк отметил важный признак аттитюда – латентность, т.е. недоступность для прямого наблюдения.

Шкала оценок Лайкерта

Одна из наиболее популярных стандартных шкал установок была создана Лайкертом в 1932 г. Ее огромная популярность объясняется главным образом снижением затрат на исследования.

Она строится следующим образом.

1. Первый этап построения шкалы Лайкерта состоит в создании очень большого количества утверждений (около 100), релевантных (соответствующих) данной установке.

2. На втором этапе опрашивается большая выборка из респондентов, представляющих популяцию людей, чьи установки требуется оценить, с тем, чтобы выявить совокупность пунктов по пятипозиционной рейтинговой шкале.

*Например: «Я считаю, что планы развития ядерной энергетики представляют огромную опасность в индустриальном обществе»

+2 Да, в высокой степени

+1 Да, в умеренной степени

0 Не знаю или не могу сказать точно

-1 Нет, в умеренной степени

-2 Нет, в высокой степени

3. На третьем этапе вычисляется предварительная установочная оценка путем суммирования ответов опрашиваемых субъектов по различным пунктам. Для того, чтобы убедиться, что все утверждения отражают одну выявляемую установку, они подвергаются анализу путем соотнесения каждого из них с общей оценкой по всем пунктам. В силу того, что только те пункты, которые высоко коррелируют с общей установочной оценкой, рассматриваются как индикаторы лежащих в их основании установок, утверждения, не отвечающие этому требованию, исключаются из окончательной шкалы. И тогда эта окончательная шкала соответствует критерию Лайкерта на внутреннюю согласованность (высокие корреляции каждого отдельного пункта (утверждения) с общей оценкой).

4. Окончательная оценка установки выводится из суммирования ответов в соответствии с баллами слева от них.

Шкалы Лайкерта очень популярны в психологических исследованиях. Однако проблема состоит в двусмысленности умеренных тестовых оценок. Неясно, как интерпретируются умеренные оценки, т.к. они могут отражать как умеренность ответов всей выборки, так и в равной степени наличие очень противоречивых примеров ответов.

Семантический дифференциал

Проблема со шкалами, подобными шкале Лайкерта, заключаются и в том, что для каждого нового объекта установки должна создаваться новая шкала.

Семантический дифференциал, который был предложен в работе Осгуда, Сючи и Танненбаума ,предоставляет возможность измерения разных установок одной и той же шкалой. Разрабатывая семантический дифференциал, Осгуд и его соавторы предъявляли своим испытуемым определенные понятия, такие, как «отец», «политика», «я» и т.п. Затем их просили оценить каждое понятие по различным биполярным оценочным шкалам, на полюсах которых были расположены такие биполярные прилагательные, как «приятный /неприятный», или «сильный/слабый». Используя факторный анализ, Осгуд и его соавторы выделили три базисных направления, в соответствии с которыми можно описывать все понятия: оценка, сила и активность.

Итоговая установка вычисляется путем суммирования оценок по каждому пункту шкалы, которые обычно варьируются в пределах от +3 до –3.

*Например:

Хороший +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Плохой

Приятный +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неприятный

Ценный +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Бесполезный

Чистый +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Грязный

Дружеский +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Враждебный

Проблемы рассмотренных шкал состоят в том, что все измерения, которые основываются на самоотчетах, начинаются с предположения, что респондент имеет мотивы и в состоянии раскрыть истинную установку. Но существует много данных, доказывающих, что люди часто не имеют установок и дают социально ожидаемые ответы.

Высокая установочно-поведенческая корреляция была зафиксирована у «самоосознающей личности», они обычно ладят со своими установками. Внимание самоосознающей личности фокусируется на себе, на собственных эмоциях, желаниях, нормах, установках. Внимание же личности с низким уровнем самоосознания направлено на других людей и их окружение.

Социальные психологи пришли к выводу, что для того, чтобы побудить человека сосредоточить внимание на своих внутренних убеждениях, нужно заставить их взглянуть на себя в зеркало, услышать свой голос на магнитофоне, надеть именную табличку и т.д.(метод выставления зеркал).

5. Теория обоснованных действий.Фишбейн и Айзен предложили модель установочно-поведенческой взаимосвязи, которая вводит компонент социальных нормкак основной фактор. Эта модель называют теорией обоснованных действий, а ее расширенную версию – теорией планируемого поведения (Айзен и Мадден).

Айзен и его коллеги предположили, что наше поведение зависит от НАМЕРЕНИЯисполнить или не исполнить это поведение.

1) Поведенческое намерение определяется, в первую очередь, положительной или отрицательной оценкой человека последствий этого поведения, т.е. установкойпо отношению к поведению. Например, установка студента относительно хорошей успеваемости: хорошая учеба приведет к позитивным последствиям (большая стипендия, хорошее распределение и т.д.) плохая – к негативным последствиям.

2) Вторым детерминантном поведенческого намерения является так называемая субъективная норма,т.е. ожидание студента, что значимые другие: друзья, близкие и т.п., ожидают от него данного поведения – хорошей учебы).

В первоначальном варианте теории обоснованных действий отмечались лишь эти два фактора, которые воздействовали на поведенческие намерения, и , соответственно, на поведение. Расширенная теория планируемого поведенияприбавила еще один фактор – различимый контроль за поведением - ожидание человеком облегчения или затруднения выполнения запланируемого им поведения. ).Например, они ( студенты) способны преодолеть все возможные проблемы, которые могли бы препятствовать их хорошей успеваемости.

Эти теории проверялись во многих эмпирических исследованиях и получили значительное эмпирическое обоснование. Однако некоторые ученые усомнились в предположении о рациональности принятия решения человеком из-за его ограниченных способностей перерабатывать информацию, что составляет основу модели обоснованного действия (Фазио).

Теория самовосприятия

Дэрил Бем , выступая с необи­хевиористских позиций, разработалтеорию самовосприятия, в ко­торой утверждает, что мы начинаем понимать то, что делаем, лишь понаблюдав за собственным поведением. Основная идея Д. Бема состоит в том, что люди чаще всего не зна­ют и не осознают собственных установок. Поэтому установки не могут влиять на их поведение, не могут выступать причинами по­ведения. Связь здесь скорее обратная: поведение, став предметом собственного наблюдения и рассуждения человека, выявляет ус­тановку.

Эффект сверхоправдания. Суть его в том, что люди объяс­няют свое и чужое поведение теми условиями, в которых оно осу­ществляется. Теория самопонимания исходит из повседневных представлений и утверждает, что если вознаграждать людей зато, что и без того приносит им удовольствие, то постепенно они перестанут это удовольствие испытывать. Таким образом, вознаграждая людей за действия, приносящие им удовлетворение, вы тем самым можете заставить их объяснять свое поведение оплатой, а не полученным удовольствием.

Теоретическая тяжба между двумя теориями тянулась до тех пор, пока, наконец, Рассел Фазио, Марк Занна и Куппер , то есть третья сторона, не заявили, что правы обе стороны.

Внимательное изучение результатов исследования, получен­ных сторонниками как одной, так и другой теории, показало, что теория самопониманиялучше подходит для объяснения ординарных ситуаций, где поведение незначительно расходится с установкой, в то время как с помощьютеории диссонансалегче объяснять ситуации, где поведение людей существенно отли­чается от их установок.

Эффект вживания в роль - ролевая игра, требующая от человека активного конструирования своей роли и импровизации, способна более эффективно изменять установки, чем пассивное восприятие убеждающих сообщений.Тюремный эксперимент Ф.Зимбардо. Действия, предписанные социальными ролями, формируют установки исполнителей ролей.

Таким образом,отдельные виды поведения-исполнение чужой роли или защита определенной точки зрения–способствуют такому мышлению, которое приводит к формированию новых установок илипредставлений о себе.

Курса ф-та психологии

Предмет, структура и задачи современной социальной психологии

Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет. Нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Каждое психологическое направление по-своему решает вопрос о его содержании. В качестве такового рассматриваются поведение индивидов как функция социальных стимулов (Джонс, Джерард), зависимость и взаимозависимоть между индивидуальными поведениями (Зайонц), символическое поведение людей (С. Московичи). Г. Олпорт, подводя некоторый итог развития американской социальной психологии в конце 60-х гг., видел цель этой дисциплины в объяснении того, как реальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивидов.

В настоящее время существуют различные взгляды на предмет современной социальной психологии. Автор одного из самых известных учебников по социальной психологии в качестве предмета этой науки выделяет совокупность явлений, определяющих то, «как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу» (Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 2009. – С. 9). Исходя из этого, и учебный материал в данном пособии разделен на 3 части:

1 часть «Социальное мышление»: рассматриваются вопросы самовосприятия, восприятия других людей, природа и способы формирования убеждений и суждений; соотношение между поведением и установками.

2 часть «Социальное влияние»: представлены результаты исследования влияния культуры на человека, конформизма, влияние группы на человека, групповые процессы и др.

3 часть «Социальные отношения»: анализируются психологические основы предрассудков, агрессии, дружбы, любви, конформизма, конфликтного взаимодействия и другие вопросы отношений.

В отечественной науке, в силу долгого доминирования одной философской системы, картина не столь пестрая, но единства в понимании предмета социальной психологии также нет.

Предметом социальной психологии по Н.И. Шевандрину является факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности людей включенных в социальные группы, а также психологические закономерности самих групп.

Б.Д. Парыгин считал, что предметом социальной психологии должны выступать социальная психология личности, социальная психология общностей и общения, социальные отношения, формы духовной деятельности. В.Н. Мясищев полагал, что социальная психология изучает психическую деятельность людей в группе под влиянием взаимодействия, особенности групп и психическую сторону процессов общества. (приводится по: Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – С. 16).

Г.М. Андреева, один из ведущих российских специалистов в методологических вопросах социальной психологии, в результате длительной дискуссии между российскими философами, психологами и социологами, сформулировала следующее определение социальной психологии: «Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные факторами их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп».

Предмет социальной психологии определяет ее структуру. Основными разделами социальной психологии являются следующие.

1. Психология совместной деятельности и общения. В рамках данного раздела изучаются психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместная деятельность понимается как организованная система совместной активности индивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.

2. Социальная психология личности. В отличие от психологии личности, социальную психологию интересуют особенности проявления и формирования личности в различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.

3. Психология межличностных отношений. Данный раздел социальной психологии посвящен анализу психологических характеристик взаимоотношений между субъектами (проявление симпатии/антипатии, совместимости, срабатываемости).

4. Психология социальных групп. Особое место в социальной психологии занимает проблема больших и малых групп. Исследователей интересуют процессы возникновения, функционирования и развития различных групповых общностей, особенности влияния группы на личность и др.

Социальная психология решает широкий спектр задач. Обозначим лишь некоторые из них, сгруппировав по трем областям: теоретической, сфере образования и социальной практики.

В области теории важнейшими задачами социальной психологии являются:

- разработка социально-психологических концепций, адекватных социальной действительности, позволяющих давать научное объяснение актуальных социально-психологических проблем и разрабатывать программы их разрешения;

- участие в комплексном изучении человека и социальных процессов;

- обобщение эмпирических данных и разных теорий, определение перспективных направлений развития социальной психологии и др.;

В сфере образования выделяют следующие задачи:

- разработка практических рекомендаций по механизмам оптимальной социализации личности;

- повышение социально-психологической культуры (развитие навыков общения, взаимодействия, управления и т.д.);

- разработка и внедрение социально-психологических методик повышения качества обучения и личностного развития молодежи и др.

В социальной практике

- разработка социально-психологических методов позитивного влияния на личность и группу;

- повышение эффективности деятельности человека и группы в разных сферах в результате максимального использования социально-психологических механизмов;

- участие в разрешении актуальных социальных проблем человечества и др.

Наши рекомендации