Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
Отечественная филология
(Русский язык и литература;
Русский язык и литература. Коми язык и литература)
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Сыктывкар 2011
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История мировой (зарубежной) литературы:
История зарубежной литературы второй половины XIХ века
Блок дисциплин Б3.Б.4.5
Семестр 5
Общая трудоемкость – 72 ч., 2 зач. ед.
В том числе:
Аудиторные 36 ч., из них:
Лекции 18 ч.
Практические занятия 18 ч.
Лабораторные занятия 0 ч.
Самостоятельная работа 36 ч.
Промежуточный контроль – зачет
Аннотация дисциплины
Дисциплина «История мировой литературы. Часть 5: История зарубежной литературы второй половины XIX века» входит в блок Б3 ООП «Филология» (профиль «Отечественная филология»).
Целью дисциплины является формирование у студента системы знаний об истории литературы Западной Европы и США на протяжении столетия (вкупе с предшествующим курсом).
Результатом освоения дисциплины должно стать усвоение студентом суммы фактов, необходимых для понимания специфики литературного развития, закрепление навыков историко-теоретического рассмотрения зарубежной литературы, совершенствование приемов анализа литературных произведений различных родов и жанров.
Цели и задачи дисциплины
Предметом курса является литературный процесс в странах Западной Европы и США второй половины Х1Х века. Задачи курса – усвоение студентами определенной суммы фактов, необходимых для понимания специфики литературного развития в разных странах, закрепление навыков историко-теоретического исследования на материале зарубежной литературы, совершенствование приемов анализа произведений различных литературных родов и жанров.
Главная цель курса – формирование у студентов целостной системы знаний об истории литературы западноевропейской и тесно связанной с ней североамериканской на протяжении столетия (вкупе с предшествовавшим курсом). Поставленной цели отвечают, во-первых, нетрадиционные хронологические рамки курса, так как комплекс явлений, обычно определяемый как «конец века», в нашем курсе не выделяется из завершаемого им столетия. Во-вторых, той же цели способствует расширение географии изучаемого материала, в связи с чем в рабочую программу включены разделы «Бельгийская литература» и «Норвежская литература», ранее не рассматривавшиеся в ряду ведущих национальных литератур.
В изучении разнообразных литературных явлений второй половины Х1Х века сохраняется традиционное распределение материала по культурно-национальному принципу, а в рамках национальных литератур – по литературным направлениям и художественным системам (реализм, эстетизм, натурализм, символизм).
Особое внимание уделяется своеобразию индивидуального творческого метода крупнейших художников слова (принципы типизации и способы воплощения авторской позиции у Г.Флобера, теория и практика «экспериментального романа» Э.Золя, художественное новаторство Уолта Уитмена и Э.Верхарна, и т.д.) и переходным эстетическим явлениям (импрессионизм и символизм в поэзии П.Верлена, эстетизм и реализм в творчестве А.Франса, натурализм и неоромантизм в романах К.Гамсуна и т.д.).
.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс «История зарубежной литературы второй половины XIX века» входит как учебная дисциплина в блок дисциплин общепрофессионального цикла (Б3) Федерального государственного стандарта ВПО, регламентирующего подготовку выпускников по направлению 032700.62 «Филология» со степенью бакалавра.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами образовательной программы, как «История русской литературы XIX века», отдельными разделами курсов «Философия», «Культурология», «История искусств».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения курса «История зарубежной литературы второй половины XIX века» у выпускника, обучающегося по направлению 032700.62 «Филология», формируются следующие компетенции:
Общекультурные (ОК)
ОК – 1: Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Профессиональные (ПК)
ПК – 1: Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.
ПК – 2: Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Уметь рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи.
Понимать национальную специфику изучаемых литератур, видеть межлитературные связи.
Уметь анализировать литературные произведения разных жанров в единстве формы и содержания.
Знать основные литературные манифесты изучаемых в курсе направлений (эстетизм, натурализм, символизм).
Владеть навыками конспектирования и реферирования научной литературы.
Уметь пользоваться справочной и критической литературой.
Уметь самостоятельно подготовить к зачету вопросы, не освещенные в лекционном курсе.