Композиция в учебном рисунке
Первой задачей в рисунке любого предмета на листе бумаги является его композиционное размещение. В зависимости от точки наблюдения, размеров и формы предмета (или группы предметов) следует определить, какая величина является определяющей — ширина или высота. От этого зависит расположение прямоугольного листа бумаги на мольберте —горизонтальное или вертикальное.
Чтобы облегчить поиски композиционного решения учебной постановки, можно воспользоваться вырезанным на небольшом листе плотной бумаги «окошком» —форматом, пропорционально в несколько раз уменьшенным по сравнению с основным листом. Через это прямоугольное отверстие, прищурив один глаз, как в видоискателе фотоаппарата, можно найти наиболее целесообразную для данной учебной задачи композицию. То приближая к глазу «окошко» (в таком случае предметы натурной постановки будут читаться меньшими по размеру), то удаляя рамку, двигая ее вправо, влево, вниз или вверх, находят место и масштаб изображаемых предметов. Пользоваться рамкой удобно, так как ее края как бы ограничивают определяющую предмет пространственную среду, что
помогает отчетливо представить себе «модель» как нечто самостоятельное и целое.
Компоновка будущего изображения предметов на листе — сложная и ответственная задача, ибо найденное на листе место и размер модели впоследствии изменить трудно. Кроме того, переделки приводят к потере времени и порождают чувство неудовлетворенности. Зато удачная композиция закладывает основы интересного, выразительного рисунка на протяжении всех после-
Рис. 11. Варианты композиции натюрморта:
а — изображение слишком велико, 6 — изображение мало и сдвинуто вверх, в — изображение
сдвинуто вниз, г — правильная композиция
дующих стадий работы: линейно-конструктивного построения, лепки формы тоном и т.д.
Сам процесс компоновки содержит элемент творческого поиска. Чтобы правильно вести компоновку и закрепить зрительное впечатление от модели, полезно «проиграть» композиционное размещение предметов на листе мысленно, как бы представив их себе уже нарисованными.
Целесообразно также сделать на небольших листках несколько эскизов-набросков как варианты композиции. Наиболее удачный вариант композиционного решения переносят на основной лист, пропорционально увеличивая размер изображенных предметов.
Законы композиции требуют соблюдения некоторых требований:
1) уметь определить геометрический центр формата листа. Де
лается это просто: по диагонали соединяют противоположные углы
листа или делят лист пополам по вертикали и горизонтали;
2) рисуя натюрморт, уметь найти его композиционный центр.
Обычно в натюрморте это наиболее крупный или наиболее важный
в смысловом отношении предмет. Иначе говоря, в натюрморте
всегда какой-то предмет является главным, а остальные —второс
тепенными;
3) необязательно добиваться совпадения геометрического и
композиционного центров.
Рассмотрим в качестве примера варианты композиционного размещения натюрморта. Нельзя рисовать отдельно друг от друга предметы, представляющие группу. Проще представить их целиком, объединить мысленно в единую группу.
Ориентируясь на геометрический центр листа, откладывают крайние точки по высоте и ширине объединенной в единое пятно группы предметов натюрморта. При этом необходимо следить, чтобы все задуманное уместилось на листе целиком и не возникало желания сдвинуть натюрморт вверх, вниз, вправо или влево. Изображаемые предметы должны так располагаться на плоскости формата листа, чтобы им не было «тесно», чтобы они не подступали близко к границам листа. Неприемлемо и слишком мелкое изображение, так как предметы натюрморта в таком случае будут «плавать» на плоскости листа и восприниматься невыразительными, второстепенными. Свободное поле в компоновке играет не менее важную роль, чем рисунок самих предметов.
Удачным считается такое композиционное решение, при котором изображаемые предметы достигают гармонии равновесия и выразительности (рис. 11).
Контрольные вопросы
1.Какова роль композиции в учебном рисовании? 2. Что такое масштаб изображаемых предметов и как правильно его найти в композиции учебного рисунка?
Домашнее задание:сделать три варианта композиционного размещения одиночного предмета (куба или параллелепипеда) на одном листе бумаги, стараясь найти наиболее удачную композицию.