Тема: Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание).

Ø М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание).

Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).

Дополнительный материал:

Портреты композиторов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыкальная композиция. Какой бывает музыкальная композиция».

III. Работа по теме урока.

Пытаясь понять и объяснить и любое музыкальное произведение, мы убеждаемся, что его содержание неотделимо от формы, что в композиции (строении сочинения) обнаруживает себя вся система образов, характеров и настроений. По сложности или простоте композиции, по её масштабности мы судим о сложности и масштабности содержания, которое тоже бывает очень разным, то обращаясь к малым проблемам жизни, то ставя глобальные, общечеловеческие задачи.

Напоминаю:

«Мы называем художественным образом то явление в музыке, литературе или изобразительном искусстве, которое отображает какое-то важное событие в жизни» Д. Кабалевский.

1. В образе воплощены какие-то жизненные явления личности, но личность всегда связана с атмосферой эпохи, в которой живёт.

2. В образе всегда отражается личность художника и эпохи, в которой он живёт.

Большое искусство, искусство больших мыслей и глубоких чувств способно пробудить в человеке его лучшие качества.

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой» - говорил сам Бетховен. Его девиз – «Через борьбу – к победе!» - очень чётко выражен в пятой симфонии. В ней – картины напряжённых боёв во имя той светлой жизни, мечта о которой всегда живёт в людях и которую они сами хотят создать.

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

«Люди сами строят свою судьбу!» - утверждал Бетховен.

Вера Бетховена в жизнь, в победу удивительна. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов: безрадостное детство (пьяные оргии отца, болезнь и смерть любимой матери, опостылая служба с одиннадцати лет), постоянные неурядицы, потеря друзей и, наконец, самый страшный удар – глухота. Чтобы понять всю меру несчастья глухого композитора, достаточно представить себе слепого художника. Но Бетховен не сдавался. Он сочинял музыку. И какую! «Аппассионата», Пятая, Девятая симфонии и т. д. В самый трудный час он писал: «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». Жизнь подтвердила девиз композитора. Он сражался и победил. Победил потому, что сражался.

Ромен Роллан писал: «Он – самый лучший, самый боевой друг всех, кто страдает и борется».

Ø Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа.

Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).

IV. Итог урока.

«Музыка симфонии так могуча и так сильна, что оказалась способной воплотить борьбу всего человечества со всеми несправедливостями, вставшими на его пути. И не только борьбу, но и образ грядущей победы!»

Д. Кабалевский.

V. Домашнее задание.

Выучить песню и подготовить к ответу.

Урок 21

Тема: Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание).

Ø Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Снежинка (пение).

Дополнительный материал:

Портрет Ф. Шопена.

Ход урока:

I. Организационный момент.

“Полонез” Ф.Шопена.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

“Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота”. Р.Роллан

Сегодня у нас с вами состоится еще одна встреча с искусством: миром чувств и раздумий, откровений и открытий.

Обратили ли вы внимание, что сегодняшний урок начался сразу же с музыки? Знакома ли она вам? Что это за произведение? Кто его автор?

Д: - Да, эта музыка нам знакома. Это “Полонез” польского композитора Фридерика Шопена.

У: - Верно, действительно, это “Полонез”, а вы знаете, что это такое?

Д: - Это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах.

У: - Верно, а что вы помните об авторе этой музыки, Фридерике Шопене?

Д: - Это композитор первой половины 19 века, блестящий пианист. Его музыка отличается большой виртуозностью, изяществом, танцевальностью и мечтательностью.

У: - Молодцы, действительно, Шопена называли самым поэтичным композитором. Но мне бы хотелось напомнить вам, что судьба этого человека сложилась трагически, т.к. большую часть своей короткой (около 40 лет!) жизни и последние дни он провел на чужбине, вдали от горячо любимой Родины, которую он очень любил, безмерно тосковал о ней и всю свою музыку посвятил ей.

“Шопен вдалеке от родимого края,

Влюбленный в прекрасную Польшу свою,

О ней вспоминая, сказал умирая:

“Варшаве я сердце свое отдаю!”

Попробуйте вспомнить, в каких произведениях Шопен “отдавал свое сердце”, какие произведения сочинил? Плакаты на доске могут помочь вам, выберите из них нужное (на доске несколько плакатов с названиями музыкальных жанров):

ОПЕРА ВАЛЬС   МАЗУРКА СИМФОНИЯ ПРЕЛЮДИЯ КОНЦЕРТ ПОЛОНЕЗ БАЛЕТ НОКТЮРН КАНТАТА

Д: - Фридерик Шопен сочинял вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны.

У: - Молодцы, вы замечательно справились с заданием, верно назвали все жанры.

У: - Сегодня удивительная музыка Фридерика Шопена поможет нам понять еще одну тайну музыки – тайну музыкальной формы, о которой мы продолжаем разговор уже в течение нескольких уроков. Сейчас мы обратимся к одной из самых простейших форм музыки. Взгляните на доску и прочтите название темы сегодняшнего урока – “Музыкальный шедевр в 16 ти тактах” (записываем).

Художественно-педагогической идеей сегодняшнего урока взяты слова французского писателя начала 20 века Ромена Роллана, прочтите их, подумайте и скажите, как вы их понимаете в связи с формой музыки, с которой нам предстоит познакомиться сегодня?

Д: - Наверное, форма музыки, о которой пойдет сегодня речь очень маленькая и простая.

У: - Произведение, которое мы услышим, носит название “Прелюдия № 7”. Вспомните, что такое “прелюдия”?

Д: - Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

У: - Верно. Так вот произведение Ф.Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы (показываю в учебнике стр.78).

Сейчас вы услышите это произведение, а вы выполните небольшое творческое задание, разделившись на 3 группы (можно по рядам).

1 гр.

Найдет и запишет определения из словаря эстетических эмоций, отражающие чувства и переживания этого произведения.

2 гр.

Подумает и определит, одна ли здесь музыкальная мысль или их несколько. Найдите кульминацию этого произведения, отметьте ее поднятием руки.

3 гр.

Предположит, о чем этой музыкой мог рассказать композитор слушателю.

Итак, слушаем и работаем.

Исполнение “Прелюдии” и опрос и анализ ответов ребят.

У: - Молодцы, вы очень верно определили изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино благородные исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные и нежно-танцевальные истоки.

Мы будто слышали музыкальное послание композитора. Это послание, как мы убедились, весьма лаконично: в музыке оно получило название – период.

Период – один из элементов музыкальной формы, в построении которого выражена одна музыкальная мысль. Период делится на 2 равных предложения. (Показать их, записать определение периода в тетради.)

Давайте послушаем это произведение еще раз, но теперь уже с посланием самого автора.

На фоне музыки чтение фрагмента письма Ф.Шопена:

“…Милая моя, далекая, единственная!

Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой? Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя родина…

Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

У: - Итак, какая же мысль заключена в музыкальном шедевре из 16-ти тактов Шопена?

Д: - Любовь и память о Родине, Польше.

У: - Вы наверное, помните, ребята, из наших предыдущих бесед о творчестве Фридерика Шопена, что любовь к Родине этого талантливого человека была настолько велика, что после его смерти по просьбе Ф.Шопена сердце его было вынуто из груди и, как священная реликвия, переправлено на родину, в Варшаву. Сегодня оно замуровано в стене одного из главных костелов (храмов) Варшавы и об этом свидетельствуют такие поэтические строки:

“Стоит в Варшаве церковь,

Там стена скрывает человечества святыню –

Шопена сердце –

Тишина полна биеньем сердца этого поныне!”

…Вот такая короткая жизнь, но яркая, цельная, во имя любви к Родине. Жизнь – словно миг, мгновение.

Сегодня на уроке прозвучит еще одно произведение, которое подтвердит мысль о скоротечности жизни.

Ø Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание).

Эта прелюдия так невелика, что всю её целиком можно уместить на небольшом фрагменте обыкновенной страницы.

Период, небольшое законченное музыкальное повествование, может заключать в себе всевозможные отступления, расширения, дополнения, однако в Прелюдии Шопена ничего этого нет. Её форму отличает повторное строение: то есть мелодия во втором предложении начинается с того же мотива, что и в первом, равная продолжительность предложений, состоящих из восьми тактов (в музыке это называется квадратностью), простота фактурного изложения.

Наши рекомендации