Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.П. № «СЕЛО ПИВАНЬ»

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО  
Директор школы Зам. директора УМР На заседании МО  
_________________ _________________ _________________  
«____» ___________ «____» ___________ «____» ___________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ_______оБЖ____

КЛАСС 5,6,7,8,9

УЧИТЕЛЬ Мельник Елена Владимировна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

5 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час

6 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час

7 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час

8 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час

9 класс Всего 35 часов, в неделю 1 час

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ

ПРОГРАММАразработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010

УЧЕБНИК

· ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 174 с.: ил.

· ОБЖ. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 189 с.: ил.

· ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 143 с.: ил.

· ОБЖ. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 190 с.: ил.

· ОБЖ. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 318 с.: ил.

2012 г.
1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 34 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим.

Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ.

На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.

Обязательный минимум содержания основных разделов курса ОБЖ.

Второй уровень обучение ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

§ описание источников опасности и их видов;

§ основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

§ естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

§ стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

§ техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

§ безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

§ опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

§ 1МП и способы ее оказания пострадавшим;

§ опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровеньобучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

§ проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

§ последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

§ формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;

§ оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

§ овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

§ ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

§ изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

§ основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;

§ обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

§ предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

§ обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

§ постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

§ начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни». Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для формирования у учащихся 5—7 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Программа рассчитана на 35 учебных часа в год в каждом классе, в неделю – 1час.

Учебный план.

Наименование раздела Количество часов по классам
  5 класс класс 7 класс 8 класс 9 класс
Раздел 1 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Отработка практических навыков.                
Раздел 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Отработка практических навыков.                          
Раздел 3 Основы здорового образа жизни.            
Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях -
Всего часов

Основное содержание программы

Класс

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)

Название темы/раздела содержание Кол-во часов
  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Современный транспорт-зона повышенной опасности. Город - как источник опасности; опасные ситуации в доме, подъезде, на улице; Затопление жилища, причины его возникновения. Криминогенная опасность. Пожарная опасность. 24 час.
Оказание первой медицинской помощи Характеристика ранений, оказание первой медицинской помощи пострадавшему; общая характеристика кровотечений; первая медицинская помощь при кровотечениях. 5 час.
Основы здорового образа жизни Движение и здоровье; различные виды неправильной осанки и причины её нарушения; Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье и жизнь человека. Профилактика вредных привычек. 4 час.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы. Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!» 2 час.

Класс

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)

Название темы/раздела содержание Кол-во часов
  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила поведения при возникновении ЧС на транспорте. Зоны повышенной криминогенной опасности. Мошенничество, основные черты мошенничества. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Правила безопасного поведения на воде. Правила поведения на природе; правила поведения человека при попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных условиях. 20 час.
Оказание первой медицинской помощи Характеристика различных травм, ушибов и повреждений. Первая медицинская помощь при травмах; острых состояниях и отравлениях; утоплении, удушении, электротравмах, поражениях молнией. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. 8 час.
Основы здорового образа жизни Режим труда и отдыха; физическая культура и закаливание; профилактика переутомления. Личная и общественная гигиена. Борьба с вредными привычками. 5 час.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы. Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!» 2 час.

Класс

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)

Название темы/раздела содержание Кол-во часов
Оказание первой медицинской помощи Виды переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Способы эвакуации. Повязки, общая характеристика; наложение повязок на конечности. Виды ран; обработка ран. Способы остановки кровотечения. 8 час.
Основы здорового образа жизни Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность. Охрана репродуктивного здоровья подростков. 9 час.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Происхождения и последствия землетрясений, наводнений, лесных и торфяных пожаров; ураганы, бури, смерчи; оползни, сели, обвалы, снежные лавины; цунами. Индивидуальные и коллективные средства защиты. Назначение и устройство убежища. 18 час.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Основы безопасности поведения в толпе. Терроризм и безопасность человека. 2 час.

Класс

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года)

Название темы/раздела содержание Кол-во часов
  Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Культура поведения на дороге. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Решение задач по ПДД. Правила безопасного поведения в быту. Индивидуальные и коллективные действия при пожаре. Эвакуация учащихся при пожаре из здания школы. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Понятия преступление и виды преступлений. 2 час.
Оказание первой медицинской помощи Воздействие химических веществ на организм человека; первая медицинская помощь при поражении ядовитых веществ удушающего действия; при поражении сильно ядовитых веществ обще ядовитого действия; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; при отравлении бытовыми минеральными удобрениями. Техника наложения стерильных повязок. Перевязочные и лекарственные средства. 8 час.
Основы здорового образа жизни Занятия спортом, закаливание организма. 4 час.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Производственные аварии и катастрофы; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; виды аварий; общие сведения о взрыве, пожаре; опасные, аварийно-химические вещества. Аварии с выбросом радиоактивных веществ, правила безопасности, защита населения. Гидродинамические аварии; виды, причины, последствия. Характеристика возможных ЧС на объектах народного хозяйства РХ. 12 час.

Класс

Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)

Название темы/раздела содержание Кол. часов
Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека Организация Единой государст­венной системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (РСЧС). Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Личная гигиена. Физиологические и психоло­гические особенности организма подростка. Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. Факторы, разрушающие здо­ровье человека. Влияние на организм человека вредных привычек. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД. 13 час.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей Профилактика травм в стар­шем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах Экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной останов­ки сердца и дыхания). 6 час.
Правила безопасного поведения в повседневной жизни Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием. 2 час.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях Безлопастное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии. Правила безопасности на уроках физкультуры 5 час.
  «Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований. Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки. Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия. Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов. Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий 9 час.

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ V класс

№ урока План-дата План-факт Тема Содержание Количество часов Информационные технологии
Всего практ контр
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 24 час. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде – 19 часов
Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) – 4 часа
1.     Пожарная безопасность. (РК) Познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в ОУ, учить мерам пожарной безопасности и правилам поведения в случае его возникновения. Рассмотреть источники пожара в ОУ, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара.   Видеокассета: Противопожарная безопасность
2.     Особенности города как среды обитания человека. Познакомить детей с источниками и зонами повышенной опасности в современном городе. Показать школьникам особенности города как среды обитания человека; научить мерам безопасности в зонах повышенного риска      
3.     Правила поведения в зонах повышенной опасности Познакомить детей с источниками повышенной опасности и правилами поведения: городском и общественном транспорте, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки. Промышленные предприятия.    
4.     Системы обеспечения безопасности Познакомить детей со службами, обеспечивающими безопасность населенного пункта, с правилами вызова служб; разъяснить основы взаимодействия с государственными и муниципальными службами безопасности; повторить номера телефонов и содержание информации при их вызове. и воздуха в быту.    
Правила безопасного поведения в быту – 9 часов
5.     Городское и сельское жилище, их характеристика Познакомить детей с городским и сельским жилищем и их системами жизнеобеспечения; рассмотреть особенности строительных материалов; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время аварийных ситуаций в жилище.      
6.     Пожары в жилых помещениях. Познакомить с причинами пожаров в жилых помещениях. Учить правильно использовать системы жизнеобеспечения, мерам пожарной безопасности в быту.     Видеокассета: Противопожарная безопасность
7.     Осторожно! Огонь! Учить детей быстро и грамотно действовать при возгорании бытовой домашней электротехники, при возгорании одежды. На макете дома показать возможные пути и способы эвакуации. Познакомить с первичными средствами тушения пожаров, учить их использовать. Видеокассета: Противопожарная безопасность
8.     Затопление жилища. Познакомить с причинами затопления и возможными последствиями. Учить правилам поведения при затоплении, построить правила вызова служб безопасности.      
9.     Электричество. Это должен знать каждый! Учить правильно обращаться с электроприборами. Научить, как уберечься от поражения электрическим током. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению при поражении электрическим током,     Видеокассета: Противопожарная безопасность
Итого в 1 четверти  
10.     Бытовой газ. Пожаро-взрывоопасно! Познакомить детей с различными видами газа, дать представление, чем опасен бытовой газ; учить как избежать отравление газом и грамотному поведению при утечке бытового газа      
11.     Опасные вещества и средства бытовой химии. Познакомить с опасными веществами и средствами бытовой химии, используемых в домашних условиях. Познакомить с действием опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Учить мерам безопасного пользования и правилам хранения.      
12.     Взрыв и обрушение дома. Познакомить детей с основными причинами разрушения зданий, формировать психологическую устойчивость к стрессу готовность к грамотному поведению при взрывах и обрушениях зданий      
13.     Экстремальные ситуации в жилище. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в сложившейся ситуации (невозможность попасть в квартиру). Предотвращение или алгоритм действия в подобной ситуации.        
Правила безопасного поведения на улицах – 2 часа
14.     Опасные природные явления. Толпа и паника. Познакомить с правилами поведения во время гололеда. Выяснить с учащимися, чем опасны толпа и паника и выработать стратегию поведения при панике в толпе и бегстве.        
15.     Собака бывает кусачей Правила поведения с животными. Правила безопасного обращения с домашними и бродячими животными. Разобрать с учащимися в каких случаях собака может напасть и как действовать в этой ситуации.      
Правила безопасного поведения на транспорте – 4 часа
16.     Дорожное движение и его участники Актуализировать знания учащихся по изучению ПДД, полученные в начальной школе. Средства безопасности на дороге. Движе­ние пешеходов по улицам и дорогам. Правила бе­зопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колон­ны и групп людей (детей). Правила безопасного пове­дения велосипедистов на улицах и дорогах. Рассмотреть условия безопасности на дороге, развивать наблюдательность, ответственность при нахождении на улице; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению на дороге.    
17.     Городской и общественный транспорт. Метрополитен. Рассмотреть причины возникновения до­рожно-транспортных происшествий на общественном транспорте. Учить правилам безопасности на городском об­щественном транспорте и поведе­ния при аварийных ситуациях (пожаре, столкнове­нии, перевороте, опрокидывании) на городском обще­ственном транспорте, при неизбежном столкнове­нии; при падении автомобиля в воду. Познакомить с видом общественного транспорта – метрополитен. Учить правилам безопасного поведения в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метропо­литена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пу­ти и т. п.).    
Итого 2 четверть  
18.     Транспортные аварии. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Характеристика же­лезнодорожного транспорта. Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во вре­мя поездки. Правила безопасного поведения пасса­жиров при крушении поезда; при авариях, связан­ных со столкновениями и экстренными торможе­ниями; при пожаре в поезде; при сильном задымле­нии.      
19.     Авиационный транспорт. Морской и речной транспорт. Расширить знания учащихся об основных видах опасных аварийных ситуаций на авиационном, морском и речном транспорте, правилах безопасного поведения; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в случае аварийной ситуации. Познакомить с правилами безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при декомпрессии (раз­герметизации салона), при пожаре в самолете, при вынужденной (аварийной) посадке на воду. Правила безопасного поведения па водном транс­порте. Характеристика водного транспорта. Индиви­дуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что делать, если человек упал за борт судна.        
Правила безопасного поведения в социальной среде – 5 часов
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях – 3 часа
20.     Личная безопасность. Что мы называем опасными и безопасными местами в населенных пунктах. Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома и при общении с посторонними людьми в подъезде, перед домом, в лифте, в подъезде, на лестничной площадке. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях: подъезде, лифте, лестничной площадке.        
21.     Криминогенные ситуации в доме Познакомить с криминогенными ситуациями и опасностями, которые могут возникнуть дома (звонок в дверь, попытка открыть дверь силой и т.п.), при общении с посторонними людьми; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению в криминогенных ситуациях        
22.     Криминогенные ситуации на улице. Правила безопасного поведения при возникно­вении криминогенных ситуаций на улице. Обеспе­чение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Как избежать опасных домога­тельств и насилия. Что делать, если вы оказались за­ложником. Познакомить с мерами предосторожности, чтобы не попасть в заложники и правилами поведения, если такая ситуация уже сложилась. Формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность грамотному поведению в криминогенных ситуациях        
Изменение среды обитания человека в городе – 2 часа
23.     Загрязнения воды и почвы. Выяснить вместе с учащимися, какую роль играет в жизни человека вода. Причины и последствия загрязнения воды, воздуха и почв города. Познакомить с разными способами очистки воды.      
24.     Загрязнения воздуха. Выяснить, какое вредное воздействие оказывают промышленные предприятия для воздуха и что такое кислотные дожди. Как бороться с загрязнением воздуха? Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом. Последствия опустынивания зе­мель.        
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения – 1 час.
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени – 1 час
25.     Средства индивидуальной защиты органов ды­хания. Назначение фильтрующих гражданских про­тивогазов. Правила пользования противогазом. По­ложения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Как правильно определить размер (рост) противогаза.      
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 5 часов
Средства оказания медицинской помощи – 1 час
26.     Домашняя медицинская аптечка Учить правильному хранения аптечки и проверки лекарственных средств. Познакомить с перевязочными и лекарственными средствами и правилами приема лекарственных средств.        
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях – 1 час
27.     Понятия травма, рана, повреждение. Дать общие сведения о травмах и повреждениях ор­ганизма человека. Разъяснить понятие о травме (повреждении) и ране, открытых и закрытых травмах. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицин­ской помощи при незначительных открытых ранах      
Первая медицинская помощь при острых состояниях – З часа
28.     Кровотечения. Общая характеристика кровотечений. Наруж­ное и внутреннее кровотечение. Артериальное, веноз­ное, капиллярное и смешанное кровотечения.        
Итого 3 четверть  
29.     Первая медицинская помощь при кровотечении Основные способы временной остановки кровотече­ния. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки    
30.     Индивидуальный перевязочный пакет Правила применения инди­видуального перевязочного пакета. Первая медицин­ская помощь при кровотечении из носа.    
Основы здорового образа жизни – 4 часа
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни - 2 часа
31.     Здоровье человека и его составляющие. Основ­ные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения чело­века, направленная на сохранение и укрепление здо­ровья. Составляющие здорового образа жизни.      
32.     Развитие и изменение организма подростков. Харак­теристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих на­рушений осанки. Изменения в характере подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием.      
Факторы, укрепляющие здоровье человека - 1 час
33.     Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одеж­де, головным уборам, обуви.    
Профилактика травм в школьном возрасте - 1 час
34.     Компьютер – друг или враг? Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре те­левизионных передач.    
35.     Это должен знать каждый! Годовое тестирование.      
Итого 4 четверть  
ИТОГО:  
                     

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VI класс

№ урока План-дата План-факт Тема Содержание материала Количество часов Информационные технологии  
Всего контр практ  
Безопасность и защита человека в среде обитания - 20 часов  
Правила безопасного поведения в природной среде – 5 часов  
Правила безопасного поведения в условиях природной среды – 4 часа  
1.     Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Противопожарная безопасность. Правила поведения во время террористического акта.        
2.     Опасные и экстремальные ситуации в природе. Понятие опасной и экстремальной ситу­ации. Основные виды экстремальных ситуаций в при­роде и их причины.     Видеокассета: «Чрезвычайные ситуации» сборник №2  
3.     Вынужденное автономное существование. Понятие о вынужденном авто­номном существовании. Возможные причины попада­ния человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транс­портного средства в малонаселенной местности; за­блудились в лесу (горах, степи); отстали от группы в турпоходе и др.).        
4.     Как не попасть в экстремальную ситуацию. Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешест­вию (походу) — важный этап обеспечения безопаснос­ти. Сбор сведений и изучение местности. Подбор лич­ного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе. Выбор и подготовка одежды и обуви. Требова­ния к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы про­ветривания и просушивания одежды и обуви. Осо­бенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.        
Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде – 2 часа  
5.     Выживание . Психологические основы выживания в при­родных условиях. Психическое состояние челове­ка при автономном выживании в природных усло­виях.        
6.     Как действовать в экстремальной ситуации. Понятие о факторах и стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм че­ловека. Способы преодоления стрессоров выжива­ния. Преодоление страха и стрессового состоя­ния. Ощущение и восприятие. Память и мышление.        
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях – 8 часов  
7.     Как найти выход. Правила определения направления выхода. По­теря ориентировки как наиболее частая экстремаль­ная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Опре­деление направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения.   презентация  
8.     Движение по азимуту Движе­ние по азимуту. Способы переправы через реку и пре­одоления болот. Особенности определения направле­ния выхода в зимнее время.        
9.     Понятие об ориентировании. Способы ориентиро­вания на местности. Ориентирование но компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам. Видеокассета 3: Сборник фильмов по БДД №2  
Итого 1 четверть    
10.     Правила оборудования временного жилища. Ос­новные требования, предъявляемые к месту сооруже­ния временного жилища. Виды и способы сооруже­ния временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах.        
11.     Правила и способы добывания огня. Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблю­дение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.     презентация  
12.     Обеспечение водой Обеспечение пита­нием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. Кипячение воды и при­готовление растительной пищи при отсутствии посу­ды.     презентация  
13.     Обеспечение питанием. Съедобные растения, насе­комые, животные. Правила поиска и сбора раститель­ной пищи. Меры безопасности при употреблении жи­вотной и растительной пищи. Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных.     транспаранты  
14.     Сигналы бедствия Сигналы бедствия в условиях вынужденного авто­номного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодо­вой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.   презентация  
15.     Акклиматизация Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклимати­зация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов.      
Смена климатогеографических условий – 2 часа          
16.     Акклиматизация Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требова­ния к здоровью человека, которые необходимо учиты­вать при планировании смены климатогеографиче­ских условий.        
Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения – 5 часов  
17.     Индивидуальные средства защи­ты.   Средства защиты органов дыхания и кожи     презентация  
Итого 2 четверть    
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 5 часов  
18.     Индивидуальные средства защи­ты.   Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза в условиях зараженного воздуха.      
19.     Коллективные средства защи­ты. Виды убежищ. Устройство убежища. Порядок за­полнения убежища        
20.     Коллективные средства защи­ты. Правила поведения в убежище. Чего нельзя делать при нахождении в убежище.      
21.     Медицинские средства защиты Аптечки индивидуальная АИ-2, ее назначение. Правила использования      
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов  
Средства оказания медицинской помощи – 1 час  
22.     Аптечка первой медицинской помощи (по­ходная).   Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания ме­дицинской помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помо­щи.   Видеокассета: Первая медицинская помощь  
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях - 2 часа  
23.     Понятие о закрытых повреждениях. Признаки закрытых повреждений: ушибы, растя­жения, разрывы связок и мышц, вывихи, перело­мы, сдавливания.        
24.     ПМП при закрытых повреждениях Первая медицинская по­мощь при закрытых повреждениях: ушибах, растя­жениях, разрывах связок и мышц, вывихах, перело­мах, сдавливаниях. Профилактика закрытых повреждениях   Видеокассета: Первая медицинская помощь  
25.     Как помочь пострадавшему. Способы переноски пострадав­ших.   Видеокассета: Первая медицинская помощь  
Первая медицинская помощь при острых состояниях – 5 часов  
26.     Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. При­знаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита.      
27.     Первая медицинская помощь при тепловом и сол­нечном ударах, солнечном ожоге. Признаки теплово­го и солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской по­мощи при солнечном ожоге.   Видеокассета: Первая медицинская помощь  
Итого 3 четверть    
28.     Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях.      
29.     Переохлаждение организма. Оказание первой ме­дицинской помощи при переохлаждении.      
30.     Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой медицинской помощи при утопле­нии.     Видеокассета: Первая медицинская помощь  
Основы здорового образа жизни – 6 часов  
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни – 3 часа  
31.     Репродуктивное здоровье Развитие и изменение организма подростков        
32.     Я расту. Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения.        
33.     Отцы и дети Взаимоотношения с родителями.        
Факторы, укрепляющие здоровье человека – 3 часа  
34.     Рациональное питание Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном питании. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение органических (белков, жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минераль­ных веществ и воды) веществ в питании человека.        
35.     Зачем мы едим Ра­циональное, сбалансированное и калорийное пита­ние. Режим питания. Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию.        
Итого 4 четверть    
ИТОГО:    
                       

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ VII класс

Наши рекомендации