Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

- типовые методики расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий и организаций;

- основные документы, составляющие нормативно-правовую базу деятельности организаций;

- виды, структуру, содержание планов организации;

- методики расчета плановых показателей;

- виды, состав и структуру отчетных документов организации;

- критерии выбора эффективных управленческих решений;

- виды и составляющие элементы производственных процессов, показатели эффективности производственных процессов;

- правовые и экономические основы создания предпринимательских единиц.

Уметь:

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

-рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели;

- осуществлять расчеты плановых показателей, обосновывать их;

- разрабатывать плановые документы в соответствии с принятыми на предприятии или в организации стандартами;

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;

- осуществлять выбор управленческих решений на основе критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

- проводить расчет показателей эффективности организации производственных процессов;

- проводить экономические расчеты и обосновывать эффективность создания предпринимательских единиц.

Владеть:

- современными методиками расчета и анализа показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

- навыками применения типовых методик расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий и организаций;

- навыками расчета плановых показателей и составления плановых документов;

- навыками анализа финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий и использования полученных сведений для принятия управленческих решений;

- навыками критической оценки вариантов управленческих решений; расчета критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

- навыками применения методик оценки эффективности организации производственных процессов;

-навыками осуществления расчетов и организационной работы по созданию предпринимательских единиц.

Компетенции по направлениям подготовки

Для направления подготовки 080100.62 Экономика: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-7, ПК-12, ПКВ-1[1], ПКВ-2[2].

Для направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»: ПК-3, ПК-7, ПК-10, ПК-16, ПК-17, ПК-20, ПК-23, ПК-24, ПК-31, ПК-44.

Для направления подготовки 100800.62 Товароведение: ПК-1, ПК-4, ПК-20, ПК-21, ПКВ-2[3], ПКВ-3[4], ПКВ-5[5].

Для направления подготовки 100700.62 Торговое дело: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПКВ-2[6].

4. Структура и содержание дисциплины «Экономика организации»

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

Форма обучения Номер семестра Число недель в семестре Количество часов по плану Количество часов в неделю Самост. работа
Лекции Практ. занятия Самост. работа Дифференцированный зачет Всего Лекции Практ. занятия Лабор. работа Всего В неделю
очная
заочная

Содержание дисциплины

Структурой дисциплины «Экономика организации» для студентов направления 080100.62 Экономика, 100800.62 Товароведение, 100700.62 Торговое дело предусмотрено следующее распределение фонда времени по темам и видам деятельности:

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

(для очной формы обучения)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Самост. работа
1. Тема 1. Понятие организации и её сущность 3 семестр 1 неделя/ 2 и 3 неделя устный опрос по теме, тестирование
2. Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспо-собность организации 3 семестр 2 неделя/ 4 и 5 неделя устный опрос по теме, решение задач
Тема 3. Основные экономические элементы организации 3 семестр 4 и 6 неделя / 6, 7 и 8 неделя устный опрос по теме, решение задач
Продолжение таблицы
4. Тема 4. Персонал организации и организационная культура 3 семестр 8 неделя/ 9 и 10 неделя устный опрос по теме, решение задач
5. Тема 5. Экономика производства 3 семестр 10 неделя / 11 и 12 неделя устный опрос по теме, решение задач
6. Тема 6. Экономические стратегии развития организации 3 семестр 12 неделя / 13 и 14 неделя устный опрос по теме, решение задач
7. Тема 7. Оценка и измерение эффективности деятельности организации 3 семестр 14 и 16 неделя / 15, 16 и 17 неделя устный опрос по теме, решение задач
  ИТОГО 3 семестр 17 недель Форма итоговой аттестации – дифференцирован-ный зачет

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

(для заочной формы обучения)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Самост. работа
1. Тема 1. Понятие организации и её сущность 3 семестр устный опрос по теме, тестирование
2. Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспо-собность организации 3 семестр устный опрос по теме, решение задач
Тема 3. Основные экономические элементы организации 3 семестр устный опрос по теме, решение задач
4. Тема 4. Персонал организации и организационная культура 3 семестр устный опрос по теме, решение задач
5. Тема 5. Экономика производства 3 семестр устный опрос по теме, решение задач
                 
Продолжение таблицы
6. Тема 6. Экономические стратегии развития организации 3 семестр устный опрос по теме, решение задач
7. Тема 7. Оценка и измерение эффективности деятельности организации 3 семестр устный опрос по теме, решение задач
  ИТОГО 3 семестр Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачет

4.3. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Понятие организации и её сущность.

Цель изучения темы: формирование представления об экономической сущности организации, ее основных понятиях, подходах, истории развития

Лекционные вопросы темы:

1. Понятие и отличительные особенности организации.

2. Организация как система. Основные критерии ее формирования.

3. Внутренняя и внешняя среда организации.

4. Миссия и цели деятельности организации.

5. Классификация основных структур управления организацией.

Практическое занятие:

План занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Решение качественных задач для входного контроля знаний (по вариантам).

Вопросы для обсуждения:

1. Различные подходы к определению понятия «организация».

2. Особенности макро- и микросреды организации.

3. Характеристика подходов к построению и выбору структуры управления, исходя из возможностей и целей организации.

Литература: 2,3,4,5.

Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспособность организации.

Цель изучения темы: формирование представления о жизненном цикле и конкурентоспособности организации, методах ее колличественной оценки, кризисе и банкротстве.

Лекционные вопросы темы:

1. Конкурентоспособность организации: сущность и основные понятия.

2. Основные подходы к оценке конкурентоспособности организации.

3. Жизненный цикл организации.

4. Сущность кризиса в организации.

5. Виды и причины банкротства организации.

6. Основные стратегии и тактики выхода из кризиса организации.

Практическое занятие:

План занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Решение задач.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика и особенности подходов к оценке конкурентоспособности организации.

2. Этапы жизненного цикла организации.

3. Виды и способы антикризисного управления организацией.

Литература: 2,3,5.

Тема 3. Основные экономические элементы организации.

Цель изучения темы: формирование представления об основных элементах и понятиях, используемых в экономике организации

Лекционные вопросы темы:

1. Основные экономические элементы организации: капитал, основные фонды и оборотные средства.

2. Амортизация основных фондов.

3. Затраты.

4. Прибыль.

5. Баланс предприятия.

6. Ценообразование и основные стратегии ценообразования.

Практическое занятие:

План занятия:

1. Устный опрос

2. Решение задач

Вопросы для обсуждения:

1. Основные фонды и оборотные средства: характеристика, состав и структура.

2. Основные методы амортизации.

3. Состав и структура затрат организации.

4. Виды прибыли.

5. Методы ценообразования.

Литература: 2,4,5,9-13.

Тема 4. Персонал организации и организационная культура.

Цель изучения темы: формирование представления об основных характеристиках персонала организации и организационной культуре.

Лекционные вопросы:

1. Персонал организации и его основные характеристики.

2. Мотивация деятельности персонала

3. Оценка деятельности персонала.

4. Оплата труда в организации.

5. Имидж организации и организационная культура.

Практическое занятие:

План занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Выполнение текущих заданий.

3. Решение задач.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура и состав персонала организации. Факторы на них влияющие.

2. Теории мотивации.

3. Способы оценки деятельности персонала организации.

4. Формы и системы оплаты труда персонала организации.

5. Сущность организационной культуры, её цель и этапы формирвоания.

Литература: 1-3,5.

Тема 5. Экономика производства.

Цель изучения темы: изучение производства, как объекта управления организации.

Лекционные вопросы:

1. Производство как объект управления

2. Производственная структура организации

3. Типы производства и особенности управления

Практическое занятие:

План занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Выполнение текущих заданий.

3. Решение задач.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика элементов производственной системы.

2. Виды производственной структуры.

3. Типы производства.

Литература: 2,5.

Тема 6. Экономические стратегии развития организации.

Цель изучения темы: формирование представления об основных экономических стратегиях организации

Лекционные вопросы:

1. Понятие стратегии организации.

2. Виды стратегий.

3. Основные подходы к выработке стратегий организации.

4. Конкурентные стратегии организации.

Практическое занятие:

План занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Выполнение текущих заданий.

3. Решение задач.

4. Тестирование.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы процесса стратегического управления организацией.

2. Подходы к формирвоанию стратегии.

3. Критерии выбора стратегии организации.

4. Виды конкурентных стратегий организации.

Литература: 2,7.

Тема 7. Оценка и измерение эффективности деятельности организации.

Цель изучения темы: формирование представления о способах измерения и оценки эффективности деятельности организации

Лекционные вопросы:

1. Эффект и эффективность: основные понятия

2. Система показателей эффективности

3. Основные подходы к оценке эффективности системы управления организацией

Практическое занятие:

План занятия:

1. Устный опрос

2. Выполнение текущих заданий

3. Решение задач

Вопросы для обсуждения:

1. Методы расчета экономического эффекта и экономической эффективности деятельности организации.

2. Показатели эффективности деятельности организации.

3. Алгоритм оценки эффективности управления организацией.

Литература: 2-6,8-13.

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеурочное время под контролем преподавателя в часы консультаций.

Самостоятельной работой студенты занимаются в течение всего курса обучения. Она предусматривает изучение нормативных и законодательных актов, регламентирующих проектную деятельность, статистических материалов, периодической и учебной литературы по вопросам развития элементов проектной деятельности на предприятиях, в органах местного самоуправления России, изучение зарубежного опыта.

Самостоятельная работа студентов включает:

- изучение студентом тем, соответствующих учебному плану дисциплины, самостоятельно по материалам учебной и научной литературы, рекомендованной рабочей программой дисциплины;

- подготовку к практическим занятиям по соответствующим темам;

- подготовку студентом эссе, докладов и сообщений по вопросам соответствующих тем, отражающих различные проблемы и особенности развития элементов системы управления проектами, как в РФ, так и за рубежом;

- подготовку отчетов в рамках тренинговых научно-практических занятий по закреплению навыков работы проектами в различных областях.

Наши рекомендации