Выбор связи «продукт - рынок»
Связь «продукт-рынок» определяет стратегические границы концепции маркетинга, а ориентация «продукт-рынок» лежит в основе разработки стратегического проекта.
Стратегия развития рынка. Наряду с существующими потребителями предприятие стремится к освоению новых географических регионов, новых сегментов потребителей, увеличивая объем продаж с помощью новых каналов сбыта и т. д.
Главные цели предприятия и возможные стратегии их достижения представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Главные цели компании и возможные стратегии их достижения
Компоненты Бизнеса | Цель | Стратегия |
Рынок | Увеличить объем продаж. | Проникновение на другие внутренние рынки и экспорт в страны ближайшего зарубежья. |
Люди | Квалификацированные работники. | Организовать специальные курсы и стажировки. |
Производство | Улучшить качество продукции | Внедрение автоматизированной системы контроля |
Ценовая политика | Сохранить доступный уровень цен | Провести рекламную компанию |
Определение маркетингового комплекса
Компоненты маркетингового комплекса: продукт, цена, продвижение и сбыт.
Продукт и политика продукта
Продукция, планируемая к выпуску, обладает свойствами, выгодно отличающими ее от продукции остальных производителей, используемые предприятием натуральные продукты, и невысокая цена, позволяют положительно расположить покупателя к себе, и выступать фундаментом конкурентоспособности продукции.
В нашем проекте продукцией является широкий ассортимент кондитерских изделий, которые будут удовлетворять желание потребителей.
Цена и ценовая политика
Учитывая разбалансирование механизма ценообразования, значительный уровень конкуренции на предприятии применяется ценовая эластичность. Цены устанавливаются на основе соглашении между покупателями и предприятием с учетом экономических интересов. Снижение цен предопределено повышением объемов выпускаемой продукции и сокращением за счет этого издержек производства.
Продвижение продукта на рынок
Реклама является одной из важных составных частей маркетинга, и призвана перенести качественные характеристики товара на язык покупателя.
Основной целью и задачей плана мероприятий рекламной компании фабрики на прогнозируемый период, является повышение спроса и стимулирование сбыта выпускаемой продукции.
Главными направлениями рекламной компании являются:
- участие в проводимых международных, региональных, республиканских специализированных универсальных выставках - ярмарках;
- рассылка брошюр, технических характеристик, анкет и рекламно-технической продукции;
- презентация продукции на базах представительств;
- размещения рекламы на страницах ведущих журналов, ориентированных на юридических лиц;
- создание телевизионного имиджа на телевидении;
- размещение рекламы в периодической печати и на транспорте;
- разработка гибкой системы скидок и кредитования для оптовых покупателей.
Анализ каналов сбыта
Каналы товародвижения продукции характеризуются следующими показателями:
Таблица 4 - каналы товародвижения продукции.
Потребители | 2003г., грн. | Удельный вес в общем объеме, % | 2004г. (прогноз), грн. | Удельный вес в общем объеме, % | 2005г. (прогноз), грн. | Удельный вес в общем объеме, % |
Торговая сеть г. Чернигова | 6,60 | 15,00 | 1705105,6 | |||
Фирменная торговля | 3,50 | 9,00 | 1278829,2 | |||
Продтовары | 2,30 | 5,00 | 426276,4 | |||
Колосок | 0,90 | 2,00 | 213138,2 | |||
Базис | 0,70 | 1,50 | 213138,2 | |||
Черниговская область | 10,80 | 16,50 | 1811674,7 | |||
По Украине | 28,30 | 30,0 | ||||
За пределы Украины | 46,90 | 21,00 | 1811674,7 | |||
Всего | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Реализация продукции осуществляется через посредников организации (базы) - около 10,0%, непосредственным розничным структурам - около 20,0%, по прямым контактам с покупателями - около 70,0% (прямой сбыт).
Таблица 5 - Сравнительная характеристики показателей предприятий конкурентов.
Показатели, которые сравниваются | Сравнительная оценка с продукцией фирм-конкурентов («+» - лучше, «0» - равно, «-» - хуже) | ||
Производитель – Чернигов | Производитель – «Свиточ» | Производитель – Киев | |
1. Ассортимент | + | ||
2. Отпускная цена | |||
3. Применение натуральных продуктов | + | - | |
4. Упаковка | |||
5. Качество | + |
План производства
При формировании производственного плана предприятие ориентируется в большей степени на рыночный спрос а не на загрузку производственных мощностей.
Отсюда, основным документом предприятии является бюджет продаж.
Поскольку этот документ отображает будущие продажи предприятия, то он определяет и объем производства продукции и затраты различных видов ресурсов.
Бюджет производства
Бюджет продаж составляется на основе результатов прогноза продаж.
Прогноз продаж - это предположение будущих объемов реализации продукции или услуг.
Таблица 6 - Прогнозируемый бюджет продаж
Показатель | 2004г. по кварталам | Всего за 2004г. | Всего за 2005г. | |||
I | II | III | IV | |||
Объем продаж, т. | 610,00 | 459,00 | 478,00 | 752,00 | 2299,00 | 2528,00 |
Цена за единицу, тыс. грн. | 4,09 | 3,99 | 4,02 | 4,57 | 4,21 | 4,22 |
Доход от продаж, тыс. грн. | 2497,30 | 1833,70 | 1920,10 | 3437,00 | 9688,10 | 10656,91 |
Расчет количества материалов, которые необходимо приобрести в бюджетном периоде, содержит плановый документ – бюджет приобретения материалов.
Объем закупки материалов рассчитывается по формуле:
Объем закупки материалов = производственная потребность в материалах + необходимый запас материалов на конец периода – начальный запас материалов.
Объем закупки материалов (2001г.) = 4140,00 + 849,00 – 832,00 = =4157,00тыс. грн.
Объем закупки материалов (2002г.) = 4554,00 + 933,90 – 915,20 = =4572,70тыс. грн.
Производственная потребность в материалах определяется бюджетом использования материалов (приводится ниже).
Таблица 7 - Бюджет приобретения материалов
Показатель | 2004г. по кварталам | Всего за 2004г. | Всего за 2005г. | |||
I | II | III | IV | |||
Объем производства, т. | 609,00 | 461,00 | 480,00 | 750,00 | 2300,00 | 2530,00 |
Материальные затраты на единицу за т., тыс. грн. | 1,80 | 1,80 | 1,80 | 1,80 | — | — |
Производственная потребность, тыс. грн. | 1096,20 | 829,80 | 864,00 | 1350,00 | 4140,00 | 4554,00 |
Необходимый запас на конец периода, тыс. грн. | 166,00 | 173,00 | 270,00 | 240,00 | 849,00 | 933,90 |
Общая потребность, тыс. грн. | 1262,20 | 1002,80 | 1134,00 | 1590,00 | 4989,00 | 5487,90 |
Начальный запас, тыс. грн. | 252,00 | 180,00 | 170,00 | 230,00 | 832,00 | 915,20 |
Объем закупки материалов, тыс. грн. | 1010,20 | 822,80 | 964,00 | 1360,00 | 4157,00 | 4572,70 |
Бюджет производства определяет запланированные номенклатуру и объем производства продукции в бюджетном периоде.
Объем производства вытекает из бюджета продаж с учетом запланированных запасов готовой продукция.
Поэтому бюджет производства базируется на формуле:
Объем производства = Объем продаж + Необходимый запас готовой продукции на конец периода - Запас готовой продукции на начало периода.
Таблица 8 - Бюджет производства
Показатель | 2004г. по кварталам | Всего за 2004г. | Всего за 2005г. | |||||||||
I | II | III | IV | |||||||||
Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | |
Объем продаж | 2497,3 | 1833,7 | 1920,1 | 3437,0 | 9688,1 | 10656,91 | ||||||
Необходимый запас готовой продукции на конец периода | 229,3 | 159,8 | 168,7 | 319,9 | 877,7 | 965,47 | ||||||
Всего | 2726,6 | 1993,5 | 2088,8 | 3756,9 | 10565,8 | 11622,38 | ||||||
Запас готовой продукции на начало периода | 233,4 | 151,8 | 160,7 | 329,1 | 875,0 | 227,7 | 962,50 | |||||
Объем производства | 2493,2 | 1841,7 | 1928,1 | 3427,8 | 9690,8 | 2529,3 | 10659,88 |
В результата укрупненной номенклатуры продукции бюджет производства представлен:
Таблица 9 - Укрупненная номенклатура продукции бюджета производства
Показатель | 2001г. по кварталам | Всего за 2001г. | Всего за 2002г. | |||||||||
I | II | III | IV | |||||||||
Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | Вес, т. | Сума, тыс. грн. | |
Карамель | 1841,8 | 1425,0 | 1465,0 | 1960,0 | 6691,8 | 2064,16 | 8699,53 | |||||
Драже | 82,5 | 69,4 | 86,8 | 130,2 | 368,9 | 93,58 | 394,42 | |||||
Конфеты | 522,7 | 321,6 | 345,5 | 1286,3 | 2476,1 | 338,67 | 1427,36 | |||||
Вафельные изделия | 46,2 | 25,7 | 30,8 | 51,3 | 154,0 | 32,88 | 138,58 | |||||
Итого | 2493,2 | 1841,7 | 1928,1 | 3427,8 | 9690,8 | 2529,3 | 10659,88 |
Количество и номенклатуру материалов, необходимых для выполнения производственной программы бюджетного периода, определяет бюджет использования материалов.
Стоимость материалов, необходимых для производства продукции, определяется исходя из объема производства, нормы материальных затрат на единицу продукции и метода оценки материальных запасов.
Таблица 10 – Бюджет использования материалов
Показатель | 2004г. по кварталам | Всего за 2004г. | Всего за 2005г. | |||
I | II | III | IV | |||
Объем производства, т. | 609,00 | 461,00 | 480,00 | 750,00 | ||
Материальные затраты на единицу за т., тыс. грн. | 1,8 | 1,80 | 1,80 | 1,80 | — | — |
Производственная потребность, тыс. грн. | 1096,20 | 829,80 | 864,00 | 1350,00 | ||
Средневзвешенная себестоимость за т. продукции, тыс. грн. | 2,08 | 2,08 | 2,08 | 2,08 | — | — |
Прямые затраты на производство продукции, тыс. грн. | 2280,10 | 1726,00 | 1797,10 | 2808,00 | 8611,2 | 9472,3 |
Следует отметить, что за последнее время предприятие испытывает трудности в обеспечении производства сырьевыми и иными материально-техническими ресурсами, так как основными поставщиками сырья выступают не непосредственные товаропроизводители, а посреднические коммерческие структуры, завышающие отпускные цены, что сказывается в конечном счете на ценах реализации продукции, ее покупательской способности и финансовых результатах предприятия. Но предприятие усиленно налаживает контакты с прямыми производителями сырья, и в ближайшем будущем планирует перейти на прямые поставки.
Отдельные виды сырья, в основном это упаковочные материалы, предприятие закупает в странах ближнего и дальнего зарубежья, на что требуются валютные ресурсы.
Изделия изготавливаются в соответствии с требованиями Госстандарта ГОСТ 4570-73, 6477-88, 7060-79, 14031-68 по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением санитарных правил, утвержденных в установленном порядке.
Контроль качества поступающего на переработку сырья и выпускаемой продукции производится ежедневно специалистами лаборатории, технологических служб.
Производственные помещения характеризуются следующими показателями:
Таблица 11 – Характеристика производственных помещений
№ | Назначение и характеристика | Общая площадь, м2 | Источник обеспечения | Готовность к эксплуатации |
1. | Конфетный цех – производство конфет | 3780,00 | Собственный | Готов |
2. | Карамельный цех – производство карамели | 3780,00 | Собственный | готов |
3. | Бисквитный цех – производство печенья | 1900,00 | Собственный | готов |
4. | Цех драже – вафельное производство, производство драже | 1200,00 | Собственный | готов |
Анализ местоположения
ОАО «Ясен» располагается в г. Чернигове по ул. Борисенка, 41 - А. Предприятие находится в областном центре. Данное месторасположение предприятия удачно сочетает близостью к рынкам сбыта, удобством для поставщиков и потребителей. В городе имеется большой резерв рабочей силы, топливо, энергия по приемлемым ценам, хорошие транспортные средства и соответствующее водоснабжение.