Задание для самостоятельной работы
Темы рефератов
· Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы.
· Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек.
· Тенденции динамики издержек.
· Сравнительный анализ издержек различных отраслей промышленности.
· Экономическая прибыль и её роль в эффективном функционировании фирмы.
ТЕМА 6. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Теоретические основы для подготовки
К практическому занятию
Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Предложение в краткосрочном периоде. Максимизации прибыли конкурентной фирмы. Оптимизация производства на уровне самоокупаемости. Оптимизация производства в случае несения убытков. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы.
Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы.
Отраслевое предложение. Предложение отрасли в долгосрочном периоде. Отрасль с постоянными издержками. Отрасль с растущими издержками. Отрасль со снижающими издержками. Эффективность конкурентных рынков. Рациональное распределение ресурсов. Эффективное использование ресурсов.
Конкуренция как элемент рынка.
Свободная конкуренция, её достоинства и недостатки.
Монополистическая конкуренция. Возникновение монополий – причина перехода от свободной конкуренции к монополистической. Монополии, созданные государством. Естественные монополии.
Виды конкуренции в условиях монополистического производства: монопсония, олигополия, дуополия. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство.
Тест
1. Полиполия – это синоним:
а) олигополии;
б) монополистической конкуренции;
в) чистой конкуренции;
г) монопсонии.
2. Ценовая конкуренция отсутствует:
а) на рынке чистой конкуренции;
б) на рынке чистой монополии;
в) на олигополистическом рынке;
г) присутствует на всех типах рынков.
3. Какая черта отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции?
а) имеются серьёзные препятствия для вступления в рынок монополистической конкуренции;
б) конкурирующие фирмы продают дифференцированные товары;
в) конкурирующие фирмы продают уникальные товары;
г) оценка издержек.
4. Что означает понятие "однородность продукции":
а) на рынке действует только один продавец;
б) товары, предлагаемые на рынке, идентичны по своим свойствам;
в) отсутствуют возможности дифференциации продукции;
г) вся продукция сертифицирована.
5. Прайстейкерами называются:
а) фирмы – участники рынка чистой конкуренции;
б) фирмы-монополисты;
в) олигополисты;
г) ценовые лидеры.
6. Главная черта олигополистической конкуренции:
а) свобода предприятий в установлении цен;
б) взаимозависимость ценового поведения предприятий;
в) большая распространённость ценовых сговоров;
г) однородность товаров.
7. Неценовая конкуренция играет решающую роль на рынке:
а) совершенной конкуренции;
б) монополистической конкуренции;
в) олигополистической конкуренции;
г) монополии.
8. При выполнении какого условия конкурентная фирма получает максимальную прибыль?
а) средние общие затраты равны предельному доходу;
б) общие доход принимает максимальное значение;
в) предельные затраты равны среднему доходу;
г) средние общие затраты принимают максимальное значение.
9. Большинство рынков в экономике России представляют собой:
а) совершенную конкуренцию;
б) олигополию;
в) монопсонию;
г) совокупность конкурентных и монополистических элементов.
10. Примером естественной монополии является:
а) компания "Ленвест";
б) Издательский дом "Коммерсант";
в) городской метрополитен;
г) Банк "Коммерческий".
11. Монополист отличается от конкурентной фирмы тем, что:
а) может произвести любой объём продукции и продать её по любой цене;
б) производит продукции больше и цену устанавливает выше;
в) при определённой кривой рыночного спроса самостоятельно выбирает такое сочетание объёма выпуска и цены, которое максимизирует прибыль;
г) выбирает такой объём выпуска, при котором МR = Р.
12. Среди приведённых ниже утверждений определите неправильное (некорректное):
1) отдельная фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, может продать большее количество своего товара только в случае соответствующего снижения цены на него;
2) на рынке совершенной конкуренции фирмы ведут ценовую войну;
3) олигополии всегда имеют более высокие прибыли, нежели конкурентные фирмы;
4) для совершенной конкуренции характерно отсутствие неценовой конкуренции.
13. Среди приведенных ниже утверждений определите верное (корректное):
1) несовершенный конкурент не имеет возможности влиять на уровень рыночных цен;
2) в условиях совершенной конкуренции отдельный производитель, сокращая объём производства и продажи товара, может изменить его цену;
3) в условиях рыночной экономики больше товаров могут купить те, кто испытывает в них большую необходимость;
4) рост цен на ресурсы приводит к сокращению спроса на товары, из которых они изготовляются.
14. Отличие ценообразования в условиях совершенной конкуренции от ценообразования в условиях несовершенной конкуренции заключается в том, что:
а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях несовершенной конкуренции она может диктовать цену;
б) в условиях совершенной конкуренции фирма распространяет своё влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несовершенной конкуренции;
в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкуренции – неценовую дискриминацию;
г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет стимулов назначить цену выше предельных издержек.
15. Дифференциация продукта позволяет производителям:
1) взимать за товар более высокую цену, чем в условиях свободной конкуренции;
2) устанавливать цену на товар столь же свободно, как и в условиях монополии;
3) тратить на изготовление продукции меньше ресурсов;
4) производить продукцию в объёмах, соответствующих объёмам совершенной конкуренции.
16. В условиях олигополии производители не прибегают к снижению цен, поскольку:
1) они и так продают товары по самым низким из возможных ценам;
2) методом снижения цен они не могут привлечь новых покупателей;
3) они стремятся установить самую высокую цену, по которой их товары можно продать;
4) другие производители в отрасли могут последовать их примеру.
17. Что из ниже перечисленного не характерно для совершенной конкуренции:
а) кривая спроса фирмы горизонтальна;
б) кривая спроса фирмы является также кривой её среднего дохода;
в) кривая спроса фирмы является также кривой её предельного дохода;
г) кривая спроса фирмы абсолютно неэластична.
18. Если фирмы, действующие на рынке, не получают экономическую прибыль в долгосрочном периоде, то такая рыночная структура называется:
а) монополией;
б) совершенной конкуренцией;
в) олигополией;
г) монопсонией.
19. Понятие совершенно конкурентной фирмы подразумевает, что:
а) фирма не в состоянии конкурировать с другими фирмами;
б) фирма занимает доминирующее положение в отрасли;
в) фирма борется со своими конкурентами официальными методами;
г) это фирма, которая не оказывает влияния на формирование рыночной цены.
20. При какой ситуации фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, готова прекратить работу?
а) когда цена равна минимальным средним общим затратам;
б) когда цена постоянно падает;
в) Р = МС;
г) цена равна минимальным средним переменным издержкам.
Практические задания
1. В совершенно конкурентной отрасли действуют 250 фирм, разбитых на три группы. Предельные издержки 100 фирм первой группы описываются уравнением MC1 = 100Q1 + 1; 100 фирм второй – MC2 = 200Q2 + 2; 50 фирм третьей – MC3 = 100Q3 + 1. Функция спроса на рынке описывается уравнением Q = 25 – P. Найдите равновесную цену и объём продаж на рынке.
2. Функция издержек конкурентной фирмы описывается уравнением: TC = Q2 + 4Q + 16. Определите, при какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.
3. Исследование рынка спичек. Находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы – производителя спичек имеют следующий вид: Y1 = 100 – 2Y2, Y2 = 100 – 2Y1, где Y1 и Y2 – характеризуют объёмы производства соответственно первой и второй фирм. Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.
4. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб. Спрос на продукцию отрасли представлен в табл. 35.
Таблица 35
Цена, руб. за ед. | |||||
Объём спроса, тыс. шт. |
Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведёт каждая фирма?
5. В отрасли действуют 10 фирм. Предельные издержки каждой фирмы описываются формулой: MC = 100 – 30Q + Q2. Спрос на продукцию отрасли равен: Р = 100 – Q. Каков должен быть объём производства каждой фирмы, чтобы отрасль в долгосрочной перспективе находилась в состоянии равновесия?
6. Общие затраты монополиста задаются уравнением TC= 200 + + 2Q, а уравнение функции спроса на её товар P= 400 – Q. Каков будет общий доход фирмы, если её месячный выпуск 50 единиц?
7. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Цена на продукцию в отрасли составляет 8 руб. за единицу. Функция общих затрат фирмы представлена в табл. 36.
Таблица 36
Выпуск продукции, шт. | Общие затраты, руб. |
Рассчитайте необходимые данные и определите таблично и графически объём выпуска, при котором фирма максимизирует свою прибыль. Чему равна максимальная прибыль, общий доход и общие затраты фирмы при изменяющейся цене на рынке. Определите, в какой ситуации на рынке фирма будет иметь нулевую прибыль и при какой вынуждена будет покинуть отрасль.
8. В отрасли функционировали два предприятия А и В со следующими функциями предложения: QSА = –100 + 4P, QSВ = –50 + P.
Спрос на продукцию в данной отрасли характеризуется функцией QD = 210 – P. В результате конкурентной борьбы предприятие А поглощает конкурента, перепрофилируя его на выпуск непрофильной для данной отрасли продукции. Как изменится равновесный уровень цены в отрасли?
9. Предельный доход фирмы равен: MR = 1000 – 20Q, общий доход: TR = 1000Q – 10Q2, предельные издержки: MC = 100 + 10Q. Определить рыночную цену и объём продаж, если фирма является монополистом.
10. Функция спроса и валовых издержек условного монополиста описывается уравнениями: P = 5000 – 17QD и TC = 75000 – 200Q – 17Q2 + Q3. Определить максимальный общий объём прибыли, который может быть получен монополистом.
Примеры решения задач
Задача 1
Некоторая фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, реализует свою продукцию по цене 20 ден. ед. за одно изделие. Функция валовых издержек фирмы имеет вид
ТС = 75 + 17Q – 4Q2 + Q3.
Определите объём выпуска продукции, максимизирующий общий объём прибыли фирмы.
Решение
Общий объём прибыли (Рr) фирмы может быть рассчитан как разность между доходом фирмы от реализации продукции (Р · Q) и её валовыми издержками:
Рr = 20 · Q – (75 + 17Q – 4Q2 + Q3).
Условием экстремума и, в частности, максимума функции является равенство нулю её первой производной:
(–75 + 3Q + 4Q2 –Q3)' = 3 + 8Q – 3Q2 = 0.
Решая полученное квадратное уравнение, имеем Q = 3.
Таким образом, фирма получает максимально возможную прибыль при производстве 3 ед. продукции.
Задача 2
Монополист увеличил выпуск продукции с 6 000 до 8 000 шт. в месяц с целью продать все изделия по наиболее выгодной для себя цене. Определите, как изменится его прибыль, если функция спроса имеет вид: QD = 14 000 – P.
Решение
Прибыль любого производителя может быть рассчитана как разность между выручкой от реализации продукции и валовыми издержками, связанными с её изготовлением. Выручка от продаж определяется как произведение цены единицы продукции на объём продаж в натуральном выражении.
Рассчитаем выручку монополиста до и после увеличения объёма выпуска продукции:
Q1 = 6 000 шт.;
Р1 = 14 000 – 6 000 = 8 000 ден. ед.;
Р1Q1 = 48 млн ден. ед.;
Q2 = 8 000 шт.;
Р2 = 14 000 – 8 000 = 6 000 ден. ед.;
Р2Q2 = 48 млн ден. ед.
Таким образом, выручка монополиста, несмотря на увеличение объёма выпуска, осталась неизменной, что свидетельствует о снижении прибыли, так как изготовление 8 тыс. изделий связано с бóльшими издержками, чем изготовление 6 тыс. ед.