Характеристика и классификации рынков
Выделяется несколько основных подходов к объяснению понятия «рынок».
Первый подходоснован на политико-идеологическом содержании рынка и рыночных отношений. В этом случае сущность рынка рассматривается следующим образом:
- рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. Рынок противостоит организации производства, опирающейся на централизованное планирование и административное регулирование. В данном случае подчеркиваются противоположные принципы организации общественного производства, однако в реальной жизни наблюдаются формы управления, основанные на сочетании тех и других принципов;
- рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, который определяет соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности — рыночное мышление.
Второй подход к трактовке понятия «рынок» основан на его конкретном экономическом содержании. В этом случае рынок рассматривается как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
Третья точка зрения рассматривает рынок как потенциальный или реальный процесс обмена, осуществляемый на основе взаимоприемлемых условий купли-продажи. Это узкое понимание рынка.
Четвертый подход: рынок - это вся внешняя среда предприятия, а участниками рынка являются изготовитель, продавцы, покупатели, брокеры, банки, центры маркетинговых исследований, рекламные агентства и другие организации и лица, оказывающие влияние на процесс принятия решения о покупке. Таково широкое понимание рынка.
В коммерческой практике существует множество товарных рынков, имеющих специфику для каждого вида товаров, например, рынки машин и оборудования, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, бензина, рабочей силы и другие. Они отличаются друг от друга организацией торговли, предметами обмена, характером использования товара, объемом торговли, участниками, факторами, влияющими на принятие решения о покупке и другими данными.
Исходя из принадлежности товара к тому или иному виду рынка, специалисты применяют определенный набор коммерческих инструментов, соответствующих данному рынку. Так, например, производителю товаров широкого потребления не обязательно встречаться с каждым потенциальным потребителем и обсуждать детали, в то время как на рынке товаров промышленного назначения это является обязательным во многих случаях.
Товарные рынки классифицируют по следующим признакам.
1. По территории - внутренний, внешний, городской, районный, региональный, республиканский, мировой.
2. По организации торговли - оптовый и розничный рынки.
3. По товарно-отраслевому признаку - рынки готовых изделий; сырья и полуфабрикатов; услуг (рис. 1.1).
Рынки готовых изделий подразделяются на следующие: рынки машин и оборудования, бытовых промышленных изделий, прочих готовых изделий.
Рынки сырья и полуфабрикатов представлены рынками топлива, промышленного сырья, сельскохозяйственных товаров и лесных товаров.
Рынки услуг составляют рынки изобретений, технологий и ноу-хау, транспортных и прочих услуг.
4. По региональному признаку - рынки стран и регионов (рис 1.2).
При выборе рынка по данному признаку, руководство предприятия принимает во внимание географическое местоположение покупателей, климатические условия, язык, исторические и культурные традиции населения.
Конъюнктура рынка
Для получения экономического эффекта в результате деятельности предприятия специалистам необходимо изучать конъюнктуру рынка.
Конъюнктура рынка представляет собой экономическую ситуацию, которая складывается на рынке. Она характеризуется уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, динамикой производства и потребления.
Изучение конъюнктуры мирового рынка включает в себя изучение условий продажи на мировых товарных рынках, уровень спроса, предложения, цен на этих рынках, тенденции их изменения.
Различают благоприятную, вялую и устойчивую конъюнктуру.
Благоприятная (повышательная) конъюнктура представляет собой такую ситуацию на рынке, которая характеризуется наличием активного, достаточно устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, повышательной тенденцией динамики цен на наиболее представительные товары.
Вялая конъюнктура характеризуется низким уровнем спроса и деловой активности, небольшим количеством сделок, тенденцией к снижению цен на определенные виды товаров и услуг.
Устойчивая конъюнктура - ситуация на рынке, характеризуемая стабильным уровнем сделок купли-продажи, установившимися ценами.
Если предприятие реализует свою продукцию на бирже, специалисты говорят о конъюнктуре биржевой. Она представляет собой такую ситуацию на рынке, которая характеризуется представленными на бирже товарами, предложением, спросом, ценами на товары, тенденциями их изменения, деловой активностью.
Таким образом, можно сказать, что конъюнктура рынка - форма проявления на рынке факторов и условий производства в их постоянном развитии и взаимодействии, в определенном соотношении спроса и предложения, динамике цен.
Результат взаимодействия рассмотренных факторов как положение на рынке можно представить в виде следующих параметров рынка: объем рынка, потенциал рынка, объем сбыта продукции и доля рынка, потенциал сбыта продукции (рис. 1.3).
Рис 1.3. Параметры рынка
1. Объем рынка — фактический объем сбыта продукции на этом рынке всех его участников в денежном и натуральном выражении.
2. Потенциал рынка — объем возможных продаж определенного товара на рынке, его вместимость.
3. Объем сбыта продукции — фактический объем сбыта продукции предприятия на данном рынке в денежном или натуральном выражении.
Процентное соотношение объема сбыта продукции предприятия к объему рынка носит название - доля рынка.
4. Потенциал сбыта продукции — доля в рыночном потенциале, которую предприятие предполагает получить.
Данные по параметрам рынка сводят в таблицу и постоянно обновляют.
Специалисты опираются на параметры рынка не только при анализе конъюнктуры рынка, но и при анализе деятельности предприятия и разработке стратегии.