Кривая безразличия: свойства, виды.

Кривая безразличия это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющих для потребителя одинаковый уровень полезности.

Свойства кривых безразличия:

1) кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;

2) кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;

3) как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;

4) кривые безразличия никогда не пересекаются;

5) наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.

Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя по всем возможным наборам благ.

Кривые безразличия могут иметь разные виды:

Кривая безразличия: свойства, виды. - student2.ru а) товары – абсолютные заменители
Кривая безразличия: свойства, виды. - student2.ru б) абсолютно дополняемые товары
Кривая безразличия: свойства, виды. - student2.ru в) частичное замещение и дополнение товарами друг друга

Вопрос №21

Порядковый подход к анализу полезности и спроса.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход, поскольку он не отвергает ни один закон, положенный в основу количественного подхода. Принципиальная особенность порядкового подхода состоит в том, что он вообще не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов, с позиции их «предпочтительности». Порядковый подход опирается на следующие аксиомы.

Аксиома полной упорядоченности

Эта аксиома исходит из того, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другим всегда может сказать, какой из них для него является предпочтительным или они оба равноценны. В порядковом подходе вместо слова «равноценность» обычно употребляется слово «безразличность».

Аксиома транзитивности

С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение (с точки зрения предпочтения или безразличия) уже не двух, а большего числа наборов благ. Так, если потребитель в результате изучения трех наборов благ А, В, С расставил их следующим образом: А>В и В>С, то можно сказать, что набор А в данном случае для него предпочтительнее набора С (А>С).

Если же, по мнению потребителя, А~В и В~С, то отсюда можно сделать вывод, что для него наборы А и С являются также равноценными (А~С).

Аксиома ненасыщенности

Если два набора благ отличаются друг от друга лишь количеством единиц одного какого-то блага, то потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.

Наши рекомендации