Почему необходимо изучать менеджмент.
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как с таковым.
Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т.е. способность с чем- то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденции их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Управление бывает естественным, техническим и социальным.
Естественное управление направленно на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т.д.
К техническому относится управление рукотворными объектами, например автомобилем, прокатным станом и т.д.
Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его отличие от технического). Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:
- по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды);
- по сфере ( государственное, политическое, хозяйственное и т.п.);
- по содержанию ( общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; Управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);
- по источнику основополагающих решений – внешнее (навязанное) или интерактивное (внутреннее) управление, а также самоуправление;
- по способу осуществления управленческого воздействия – личное или доверительное (через посредников, документы);
- по методу выработки управленческих решений – научное (решение принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений);
- по обусловленности принимаемых решений – ситуационное ( с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия;
- по способу взаимодействия со средой – адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);
- по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).
Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей.
Хозяйственное управление решает две задачи:
1) оперативная (тактическая) заключается:
- в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;
- в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой;
- в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.
История знает несколько типов хозяйственного управления.
Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись на основе личной власти.
Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось.
В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшее специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых- происходит руководство людьми и производственными процессами.
В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.
В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.
Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной.
Наряду с эффективностью правомерно ставить вопрос и о качестве управления как способности удовлетворять потребности организации, ее партнеров и клиентов на самом высоком уровне.
Качество управления формируют:
- качество труда управленцев;
- качество организации процесса управления;
- качество организационной структуры управления (рациональность, соответствие современным требованиям);
- качество методов управления;
- качество управленческой информации.
Высокая эффективность и качество управления позволяют фирме достигать успеха в конкурентной борьбе.