Собеседование. Адаптация на новом рабочем месте.
Что нужно знать для успешного прохождения собеседования? К чему быть готовым?
1. Телефонный разговор с работодателем.
Телефонный разговор - это ваше первое личное общение с будущим работодателем, и важно уже на этом этапе произвести хорошее впечатление. Что же нужно успеть сделать во время телефонного разговора? Уточните, на какую должность вас приглашают, задайте необходимые вопросы по поводу вакантной должности. Если позиция вам изначально не подходит, вежливо сообщите об этом и откажитесь от собеседования, приведя обоснованные аргументы. Не следует тратить драгоценное время (свое и работодателя) на бесперспективные встречи.
Запишите название компании, имя и фамилию того человека, с кем вы разговаривали, контактный телефон, по которому можно связаться с ним в случае непредвиденных обстоятельств. Узнайте, кто именно будет проводить с вами собеседование, как его зовут. Вы произведете хорошее впечатление, если обратитесь к нему по имени и отчеству при встрече.
Узнайте точный адрес места собеседования. Обговаривая время встречи, планируйте его так, чтобы никакие другие дела вам не помешали. Может оказаться, что у вас в этот день назначены еще одно или несколько собеседований с другими работодателями, тогда график собеседований нужно спланировать так, чтобы время между последовательными собеседованиями было не менее 2-3 часов.
Узнайте, сколько длится собеседование, придется ли вам заполнять анкету, проходить письменные тесты, выполнять практические тестовые задания.
2. Подготовка к собеседованию.
Итак, о времени встречи с работодателем вы условились, теперь самое время заняться непосредственной подготовкой к собеседованию. Что же нужно сделать?
Сначала подготовьте документы, которые могут понадобиться на собеседовании:
• резюме в двух экземплярах;
• паспорт;
• диплом об образовании с вкладышем;
• дипломы о дополнительном образовании, сертификаты об окончании курсов, удостоверения и т.п. (не следует брать с собой документы, не имеющие отношения к должности, на которую вы претендуете).
Продумайте и наметьте маршрут. Продумайте ответы на вопросы работодателя, которые обязательно в том или ином виде прозвучат на собеседовании:
• почему вы ушли (решили уйти) с последнего места работы; где вы сейчас работаете?
• почему вы хотите работать именно в нашей компании?
• какую пользу ваша деятельность как сотрудника может принести нашей компании?
• назовите свои самые большие достоинства и слабости как сотрудника;
• назовите свои самые большие достижения как специалиста;
• были ли у вас неудачи в профессиональной деятельности и какие?
Ответы должны быть правдивые (на собеседовании или после ложь обязательно всплывет). При ответе на вопрос: «Почему вы решили сменить работу?» — не следует давать негативные отзывы о коллегах и руководителях, ограничьтесь нейтральными высказываниями: отсутствие возможностей для профессионального роста, нерегулярность в получении денежного вознаграждения, удаленность от дома, неудобный график работы и т.п.
Продумайте одежду, в которой пойдете на встречу с работодателем. Всем знакома пословица: «Встречают по одежке, провожают по уму». Пусть первое впечатление о вас будет самым благоприятным. Естественно, одежда должна соответствовать той должности, на которую вы претендуете.
3. Прохождение собеседования.
Входя в офис, обязательно поздоровайтесь, попросите сообщить о вашем приходе сотруднику, с которым у вас назначено собеседование. Если вас попросят немного подождать, не стоит возмущаться и воспринимать это как неуважение к себе. Запаситесь терпением и не теряйте чувство доброжелательности, с которым вы шли на встречу. Заранее отключите сотовый телефон, чтобы ничто не могло помешать вашей беседе.
Заходя в кабинет, поздоровайтесь, обращаясь по имени и отчеству к сотруднику, с которым будете беседовать. Обязательно улыбнитесь. Скажите, что вам очень приятно приглашение на собеседование именно в эту компанию. Этим вы сможете заранее расположить к себе собеседника.
Сядьте так, чтобы ваше лицо было обращено к собеседнику. Передвиньте стул, если это необходимо. Не разваливайтесь на стуле, не скрещивайте ноги под ним, не поджимайте их; не теребите нервно руками ручку.
Внимательно слушайте вопросы, которые вам задают, смотря при этом в лицо собеседника. Начинайте отвечать только тогда, когда поймете, о чем вас спросили. Если вопрос не совсем понятен, то, извинившись, попросите еще раз повторить его. Однако не переусердствуйте - переспрашивать почти каждый вопрос ни в коем случае нельзя.
Отвечая на вопрос, старайтесь не говорить более 2-3 минут. Этого времени вполне хватит, чтобы в целом осветить наиболее важную информацию по самому сложному вопросу. Односложные ответы «да» и «нет», тихий голос создадут впечатление вашей неуверенности в себе, неумении объяснить свою точку зрения.
Прощаясь по окончании собеседования с сотрудником, который его проводил, обязательно поблагодарите за предоставленную вам возможность пройти собеседование в данной компании вне зависимости от окончательного выбора, который сделает работодатель.
Адаптация на новом рабочем месте - это серьёзно!
Начало работы на новом месте - это сложный процесс привыкания к новому коллективу, должностным обязанностям, режиму дня и т. д. Закончится период адаптации только тогда, когда Вы из нового сотрудника превратитесь в полноправного члена коллектива, займёте своё место в системе профессиональных и личных отношений.
Ваша основная задача - произвести хорошее впечатление - очень важна. А для этого надо потрудиться. Вы должны показать, что можете быстро войти в курс дела, не нарушив привычного рабочего ритма, не переломав сразу же всю оргтехнику, не перепутав начальника отдела с курьером и т.д.
Итак, первый рабочий день...Вам необходимо собрать как можно больше информации. Внимательно наблюдайте как работают коллеги, кто и чем занимается на своей должности. Обратите внимание на их взаимосвязи, как они общаются между собой, с руководством.
Каждому новому сотруднику необходимо составить собственный план адаптации, содержащий следующие действия:Узнайте как можно больше о компании.
Тщательно изучите планы и перспективы развития компании в целом и отдельного подразделения, где Вы собираетесь долго и плодотворно работать.
Познакомьтесь с непосредственным руководителем, ключевыми работниками, рядовыми сотрудниками.Внимательно прочитайте должностную инструкцию.
Помните, что Вам будет необходимо быстро усвоить большой поток информации: имена, фамилии, телефоны, расположения кабинетов, порядок действий, распорядок дня и т. д.
Организуйте своё рабочее место и рабочее время в соответствии с принятыми в компании нормами и правилами. Такой практике следуйте в дальнейшем. Поручение начальника выполняйте быстро и чётко. Если это невозможно (например, из-за отсутствия нужного человека), сразу же сообщите ему об этом.
О Ваших ошибках начальство должно узнавать от Вас, а не от кого-то другого. Не ищите оправданий, предлагайте, как исправить положение.
Настройте себя на доброжелательные отношения с коллегами и продолжительную работу в коллективе. Активно участвуйте в жизни коллектива и его общественных делах.
Для того, чтобы процесс Вашей адаптации проходил как можно безболезненнее, необходимо зарядиться уверенностью в своих силах. Следует помнить, если работодатель принял Вас на работу, значит, он считает, что Вы способны её выполнять!