Сущность, задачи производственной логистики, логистическая концепция организации производства?
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственная логистика, или по другому-также внутрипризводственная.
Производственная логистика – это управление материальным потоком с учетом определенной специфики.
Производство является одной из основных сфер логистики, занимающей центральное место в компании. Управление материальными и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции называется производственной логистикой.
К производственно-логистическим системам относятся:
1) промышленные предприятия;
2) оптовые предприятия;
3) грузовые станции и морские порты.
Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства (рисунок 1).
К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;
3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;
4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
6) контроль за количеством и качеством ГП;
7) участие в разработке и реализации производственных нововведений;
8) контроль за себестоимостью производства ГП.
Логистическая концепция организации производства, характерная для «рынка покупателя», включает в себя следующие основные положения:
· отказ от избыточных запасов;
· отказ от завышенного времени на выполнение основных транспортно-складских операций;
· устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
· устранение простоев оборудования;
· обязательное устранение брака;
· превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров
37)Сущность и содержание распределительной логистики. Основные формы и модели логистики распределения?
Распределительная логистика(сбытовая)- это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными покупателями.
Объектом изучения распределительной логистики является Материальный поток на стадии его движения от производителя к конечном потребителю.
Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.
Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.
Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:
· планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;
· управление товарными запасами;
· получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;
· комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
· организация рациональной отгрузки;
· управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
· планирование, организация и управление логистическим сервисом.
Существуют две основные формы организации распределения готовой продукции: 1) реализация продукции напрямую конечному потребителю через собственную сбытовую сеть;
2) реализация продукции через посредников. </a>
Модель можно определить как некоторое искусственное, аналогичное изучаемой действительности, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств (словесное описание, графически, логически).
Чаще различают словесные и математические экономические модели. Математические модели обладают такими достоинствами, как четкость, возможность строгой дедукции, проверяемость и т.д. Словесная модель лучше, чем отсутствие модели вообще или использования математической, которая фальсифицирует реальность (неадекватна реальности).
Рассмотрим прикладные варианты логистических моделей сбыта, такие как, детерминированные, стохастические, вербальные.
1)Первые, т.е. детерминированные модели, предпочтительны в рамках сбытовых подразделений предприятия.
2)Вторые, т.е. стохастические модели, позволяют учесть влияние на процесс сбыта различных внешних факторов.
3)Третьи, т.е. вербальные модели, строятся на обобщении опыта управления сбытом как сложной логистической системой.
1)Детерминированность логистического моделирования сбыта объективно заложена в повторяемости сбытовых операций, в наличии стационарных элементов распределительной логистики (например, складов), в возможности стандартизировать требования, предъявляемые к логистическим операциям. Именно возможность стандартизации сбытовой деятельности создает необходимые предпосылки для разработки детерминированных логистических моделей сбыта.
Возможности использования детерминированных логистических моделей сбыта в настоящее время существенно ограничены по причинам:
- экономическая и политическая неустойчивость российского рынка;
- недостаточное развитие законодательной базы рыночного типа;
- усиление факторов неопределенности и риска сбытовой деятельности в условиях несвоевременности платежей;
- низкая договорная дисциплина.
Кроме того, детерминированная модель сбытовой логистики объективно ограничена рамками предприятия и практически не может быть распространена на внешнюю среду, где жесткая регламентация факторов, влияющих на сбыт, по сути не возможна. Такая модель, ограниченная рамками предприятия, как правило не работоспособна во внешней среде, так как основные усилия сбытовой службы направлены вовнутрь предприятия.
2) Процесс построения стохастических логистических моделей сбыта обычно включает следующие этапы:
- формулировка целей и задач логистического моделирования;
- построение концептуальной модели процесса сбыта на основе первоначального вербального описания модели, а затем предварительной формализации сбытовой деятельности;
- формирование комплекса требований к разрабатываемой модели;
- построение модели процесса сбыта в целом и составление описаний элементов системы, а так же внешних воздействий;
- оценка пригодности полученной модели.
Нередко практическое использование логистических моделей данного типа затруднено из-за недостоверности информации о сбытовой деятельности, неуверенной интерпретации внешних и внутренних факторов. Но, пожалуй, главное затруднение заключается в том, что эти модели, как правило, переносят условности предшествующего периода на прогнозируемый отрезок времени, что далеко не всегда продуктивно в сбыте, где велика изменчивость конъюнктуры рынка.
В какой-то мере названные проблемы снимаются при логистическом моделировании сбыта на основе теории массового обслуживания. Любая логистическая модель сбыта может быть представлена как разновидность системы массового обслуживания. Рассмотрим две системы:
1) модель сбыта без потерь;
2) модель сбыта с потерям.
Логистическая модель сбыта без потерь описывает простейшие, обычно двухзвенные каналы распределения, где отношения между продавцом и покупателем непосредственные, а количество покупателей ограничено то ли в силу специфического характера продукта (инвестиционный продукт), то ли в силу объективной узости рынка (продукция производственно-технического назначения).
Схематически эта модель выглядит следующим образом (рис.7).
Источник заказов (потребительский спрос) |
Служба сбыта |
Портфель заказов (накопитель) |
величина заказа принятые
к к исполнению
заказы
поток
исполненных
Рис.7. Схема логистической модели сбыта без потерь заказов
Источник заказов (потребительский спрос) |
Служба сбыта (1,2,3....m) количество звеньев канала распределения |
Накопитель (портфель заказов) |
Величина заказов принятые к
исполнению
заказы
поток
исполненных
заказов
Потери из-за ограниченного времени ожидания |
Потери из-за отказов в исполнении заказов |
Рис.8 Схема логистической модели сбыта с потерями
3)Вербальная модель- Основным элементов вербальных логистических моделей сбыта являются организационные структуры сбыта, включая и организацию управления сбытовой деятельностью.
Организационную структуру сбыта с позиции логистического моделирования можно определить как совокупность подразделений предприятия и независимых коммерческих посредников, между которыми существует система различных связей (материальных, финансовых, информационных и др.), обеспечивающих продвижение товаров на рынок и оказание услуг потребителям.
В организационной структуре сбыта выделяются подразделения предприятия, выполняющие сбытовые функции, независимые коммерческие посредники, являющиеся каналами распределения продукции, и взаимосвязи между ними.