Сущность и задачи организации производства

Сущность и задачи организации производства

Организация производства – координация и оптимизация во времени и пространстве всех материальных и трудовых ресурсов с целью достижения в кротчайшие сроки поставленных целей.

Как правило, основной целью предприятия является получение прибыли.

Рыночная экономика ставит следующие задачи перед производством:

1. гибкость производства;

2. оптимальность объема выпуска;

3. производство высокой культуры.

Задачи предприятия по организации производства:

1. обеспечение сырьем;

2. наилучшее использование рабочей силы;

3. улучшение ассортимента и качества продукции.

Общая структура управления предприятием

Директор, в его подчинении:

1. Служба подготовки производства или служба главного инженера

· отдел гл. конструктора (ОГК)

· отдел гл. технолога (ОГТ)

· отдел гл. механика (ОГМ)

· отдел механизации и автоматизации (ОМА)

· отдел гл. энергетика (ОГЭ)

· отдел технического контроля (ОТК)

2. Служба заместителя директора по производству

· начальники производства

· начальники цехов

· начальники участков

· начальники мастеров

3. Заместитель директора по коммерции (отдел маркетинга)

· отдел материально-технического снабжения (ОМТС)

· отдел сбыта

· отдел маркетинга

4. Отдел главного экономиста

· планово-диспетчерские группы

· планово-экономические группы

· цеховые экономические подразделения (крупн. предприятия)

5. Отдел главного бухгалтера

· бухгалтерия

· цеховая бухгалтерия (крупн. предприятия)

Подобная структура характерна для предприятий любого размера и любой формы собственности.

Существуют такие случаи, когда службы подготовки производства и производства объединены (строит., легк., пищ., хим., промышленность)

Контролирует нарушения прокуратура.

Производственный процесс

Организация производства сводится к организации производственного процесса.

Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных процессов и физических процессов, в результате которых исходное сырье превращается в продукцию.

Производственные процессы подразделяют на:

1. основные;

2. вспомогательные;

3. обслуживающие.

Основное производство занимается выпуском основного вида продукции (зам. директора по производству).

Вспомогательное производство – обеспечивает бесперебойное функционирование основного производства (входят: инструментальное хоз-во, ремонт. произ-во, произ-во нестанд. оборудования и подразделения ОМА, службы гл. энергетика).

Обслуживающее производство обеспечивает жизнеспособность предприятия в целом (пр-ва, кот. занимаются утилизацией тепла, вспомогательн. произв, санитарно-гигиен. обеспечение производства).

Основное производство подразделяются на:

· заготовительное производство

· обрабатывающее производство

· сборочное производство

Производственный процесс состоит из технологических операций:

a. основные технологические операции

b. вспомогательные технологические операции

Технологические операции делятся на:

· технологические переходы

· технологические приемы

Рационализация организации производства происходит по следующим направлениям:

1. дифференциация

2. концентрация

3. специализация

4. автоматизация

5. гибкость производства

6. компьютеризация

Производственный цикл, длительность производственного цикла

Продолжительность производственного процесса характеризуется длительностью производственного цикла.

Длительность производственного цикла зависит от:

· трудоемкость выполняемых операций

· количество одновременно обрабатываемых заготовок

· продолжительностью нетехнологических (уборка рабочего места)

· продолжительность перерывов в производственном процессе

· видов движения обрабатываемого изделия с операции на операцию.

Существуют различные способы перемещения заготовок с операции на операцию:

1. Последовательный

2. Параллельно-последовательный

3. Параллельный – использ. на автоматических линиях только в том случае, когда обработка деталей тщательно синхронизирована.

Единичное производство

Единичный метод организации производства характеризуется:

a. специализация производственных участков по видам обработки

b. высокая степень универсальности оборудования

c. сложная и пересекающая траектория перемещения обработанных изделий.

Единичный метод производства характерен для единичного и мелкосерийного производства.

Структура деятельности ОМТС

1. Прогноз спроса

2. Анализ заказов

3. Формирование портфеля заказов

4. Анализ запаса ТМЦ

5. Определение потребности в ТМЦ

6. Определение материальных затрат на покупку МЦ

7. Планирование закупок

Определение потребности в материальных ресурсах производится с учетом потребностей всех звеньев производства:

a. Потребности на само производство

b. Потребности на ремонт

c. Потребности на пополнение производственных запасов

d. Потребности на пополнение запасов в пути

e. Потребности на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Функции ОТК

К функциям ОТК относят:

1) контроль поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих

2) контроль состояния оборудования

3) контроль выполнения технологических процессов

4) контроль качества готовой продукции

5) предупреждения, выявление и учет брака

6) устранение причин брака, разработка мероприятий по недопущению брака

Виды контроля:

· входной

· предварительный

· промежуточный

· окончательный

· подвижной

· стационарный

· сплошной

· выборочный

· разрешающий

· запрещающий

· самоконтроль

· инспекционный контроль

27. Маркетинг. Основные определения и понятия

Маркетинг – дисциплина, изучающая рынок с целью влияния на него. М ожжет являться предпроизводственным этапом подготовки производства.

Способы влияния на рынок – «комплекс маркетинга»:

1) товар (замена телеграфа факсом)

2) цена товара

3) стимулирование (продвижение) товара

4) распределение товара

Международный маркетинг – используют международные крупные корпорации.

Дополнительные способы воздействия на рынке:

1) политика

2) PR – компании (Public Relation – общественное мнение)

Рынок – поле перераспределения ресурсов.

Ресурсы могут быть:

1. трудовые

2. финансовые

3. материально-технические

4. интеллектуальные

5. геополитические

Способы исследования рынка:

1. Сегментация рынка

Сегмент рынка – часть рынка, одинаково реагирующая на рекламные воздействия.

2. Позиционирование

сущность и задачи организации производства - student2.ru

3. Анкетирование – субъективный метод

Маркетинговые стратегии.

a. Стратегия проникновения на рынок – тогда есть возможность завладеть рынком с использованием стратегии:

· демпинговых цен;

· продавая новые товары.

b. Стратегия удержания рынка – не допустить возможности проникновения на рынок конкурентов (невозможно использовать стратегию демпинговых цен).

Внешнего конкурента можно подавить политическими воздействиями. Внутреннего конкурента можно подавить ценами или лоббированием.

Теория мотивации по Маслоу

Мотивация – принуждение выполнять работу на должном уровне. Теория мотивации основана на должном уровне. Теория мотивации основана на:

a. Изучение внутренних потребностей личности

b. Изучение поведения людей с учетом их образовательного уровня, воспитания и культурных особенностей

Теория мотивации по Маслоу.

Суть – пока не удовлетворены насущные потребности человека, ни о каких др. потребностях он думать не может.

сущность и задачи организации производства - student2.ru

5 - самоутверждение (власть)

4 - самоуважение (опред. социальн. статус)

3 - социальные потребности (дружба, семья, любовь)

2 - потребности безопасности (работа, жилье-соц. безопасность)

1 -физиологические потребности (вода, воздух, пища)

Теория Герцберта

Двухфакторная модель мотивов:

1) факторы удовлетворения работой

· работа, как ценность сама по себе;

· чувство ответственности;

· успехи в работе;

· признание;

· возможность самосовершенствоваться

2) факторы условий:

· условия труда

· социальные отношения

· стиль управления

· вознаграждение

· психологический климат в коллективе

Контроль в менеджменте

Контроль – процесс соизмерения фактически достигнутых результатов и запланированных. В основу системы закладываются следующие принципы:

1. эффективность контроля

2. эффективное влияние на людей (контроль – не предшественник наказанию, а элемент профилактики)

3. выполнение задач контроля по выявлению совпадений или отклонений в системе организации управления предприятием и способствование в устранении отклонений и выработке эффективных решений

4. определение границ контроля – способствует экономии средств на контроле.

Контроль сосредотачивает свое внимание на службах сбыта и снабжения предприятия. Контроль осуществляется на всех уровнях иерархической структуры предприятии

Виды контроля предприятия;

a. предварительный

b. текущий

c. заключительный

Бюджетный метод управления

Сущность бюджетного метода управления состоит в строгом использовании отчетности и служит для осуществления общей политики предприятия.

Бюджетный способ основан на прогнозе развития ситуации, правильном определении целей и их своевременной коррективе.

Бюджетный метод характеризуется целями, выраженными в цифрах и отраженных в прогнозах, относящихся к показателям бухгалтерской отчетности, на основе чего будут осуществляться корректирующие действия.

Преимущества бюджетного метода:

1. Уменьшение бюрократического аппарата управления

2. Четкое определение целей

3. Потребность в четкой организации деятельности экономических служб на предприятии (служба гл. бухгалтера и служба гл. экономиста)

Недостатки бюджетного метода:

1. Необходимость развитой системы бухучета на предприятии

2. Повышены издержки на управление и в процессе управления

3. Снижение уровня оперативности управления

4. длительный срок внедрения (как правило, несколько лет)

5. Значительные затраты на внедрение данного метода

Для сокращения сроков внедрения бюджетного метода управления, он может быть реализован в неполном или частичном варианте. Успешность бюджетного метода управления определяется в первую очередь эффективностью прогноза. Прогноз осуществляется следующими способами:

1) Аналоговый – определяется аналогичная ситуация с этим или другим предприятии и устанавливается, какие действие предпринимались;

2) Экспертный – основан на мнении независимых экспертов;

Оба способа имеют исключительно субъективный характер.

Проблемы, возникающие при разработке бюджета:

· Порядок разработки бюджета (какие цели ставятся в виде показателей и цифр)

· Период на который разрабатывается бюджет (целесообразнее брать большой период; на предприятиях – 1 год)

· Процедура разработки:

a. Определение ответственных за разработку бюджета

b. Определение мероприятий, которые необходимо провести

c. Методика составления бюджета

Процедура разработки годового бюджета

1. В конце III квартала созывается бюджетный комитет для подведения предварительных итогов деятельности предприятия и разработке долгосрочных целей развития предприятия

2. Выдаются задания коммерческим подразделениям для разработки прогноза конъюнктуры рынка

3. Рассмотрение полученых прогнозов и предложений от других служб предприятия

4. Разработка проекта бюджета и рассмотрение его в бюджетной комиссии

5. Не позднее 20 декабря бюджет д.б. принят.

Стили управления

Различают 3 основных стиля управления:

1) Авторитарный

2) Демократический

3) Либеральный

Лучшего или худшего стиля управления нет. Лучший стиль тот который соответствует обстановке.

Факторы влияющие на выбор стиля управления:

1. Ситуация

2. Культурно-историческая среда (если люди привыкли повиноваться, то нужно выбирать при работе с ними и соответствующий стиль)

3. Квалификация персонала – чем она выше, тем необходим более высокий уровень управления

4. Стиль руководства вышестоящего руководителя

5. Личностные качества руководителя

Особенности авторитарного управления:

1) Используется в критической обстановке

2) Когда профессиональный уровень персонала крайне низок

3) Используется когда личностные качества руководителя позволяют его эффективно использовать

4) Авторитарный стиль управления основан на личном авторитете руководителя (то, с помощью чего он управляет людьми). Авторитет создается на протяжении длительной деятельности человека.

При авторитарном методе управления руководитель несет всю ответственность за все принимаемые решения. Если руководитель хочет снять с себя ответственность – решение принимается коллегиально.

Авторитарный метод используется в таких сфера, как армия, исправительные учреждения, школы, …

Демократический стиль управления.

Используется, когда квалификации персонала достаточно высока либо сравнима с квалификацией руководителя.

Демократический стиль управления способствует саморазвитию личности, постоянному росту его квалификации.

Либеральный стиль управления.

Используется, когда квалификация персонала значительно выше квалификации управленцев. Директор (руководитель), может заниматься, например, снабжением. Это может быть в научных учреждениях, лабораториях: - это организатор.

Стиль этот характеризуется невмешательством руководителя в производственный процесс.

Управленческая решетка ГРИД

ГРИД (гибкость руководителя и его действий)

сущность и задачи организации производства - student2.ru

Точка (1,1) характеризует скудность управления

Точка (1,9) характерна для руководства общественных организаций либо предприятий с либеральным стилем управления.

Точка (9,1) характерна для руководителя, делающего основную ставку на технологические вопросы

Точка (5,5) «золотая середина»

Точка (9,9) – идеален, редко встречающийся случай.

Управленческие решения

Управленческие решения – это совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий, обеспечивающих, реализацию управленческих задач.

Выработка и принятие управленческих решений состоит из нескольких стадий:

1) Разработка и постановка целей

2) Изучение проблемы

3) Выбор и обоснование критериев эффективности

4) Рассмотрение вариантов решения

5) Выбор и окончательное принятие решения

6) Доведение решения до исполнителей

7) Контроль за исполнением решения

Управленческие решения классифицируются по:

1. по условиям, в которых принимаются

2. по сроку действия

3. по частоте принятия решений

4. по ширине охвата (общие либо частные)

5. по форме подготовки (единиоичные, групповые)

6. по сложности

7. по жесткости регламентации – м.б. контурные, структурные, алгоритмические,

Многое зависит от того, в каких отраслях принимается решение. Например в таких опасных отраслях как химич., или транспортные, решения принимаются алгоритмические.

Методы принятия решений

a. Неформальный – такие решения принимаются каждый день

b. Коллективный

c. Количественный

Коллективные методы принятия решений характеризуется наличием группы лиц, участвующих в подготовке и принятии решения

Существуют 3 основных вида принятия решения:

1. Метод мозговой атаки

Структура метода:

a. Обозначение/вынесение проблемы

b. Отбор участников мозговой атаки

c. Определение ведущего

d. Представление и анализ ведущим

e. Высказывание предположений со стороны участников

f. Развитие данных предложений и выработка идеи

g. Обобщение результатов

h. Выработка решений

2. Метод Дельфа – основан на многоуровневой системе анкетирования, используется, когда необходимо протолкнуть непопулярные решения

3. Метод Кингисс – заключается в определении, вектора предпочтений участников принятия решений

сущность и задачи организации производства - student2.ru

Количественные методы принятия решений:

a. Линейное моделирование

b. Динамическое программирование

c. Теория вероятностей и статистика

d. Теория игр

Наиболее используемые 2 метода принятия решений:

· Неформальный

· Метод мозговой атаки

Существуют также методы прогнозирования:

· Экспертных оценок

· Аналогий

Природа и причины стресса

Основной причиной стресса является перемены, т.е. любые изменения создают необходимость изменения процесса функционирования работника.

Факторы, вызывающие стресс:

1) Организационный (перегрузка, конфликт ролей – м.б. например, появление неформального лидера, неопределенность ролей, плохие физические условия)

2) Личностные факторы (перевод на новую работу, должностные изменения)

Типичные симптомы стресса:

1. Эмоциональная неустойчивость

2. нервозность

3. неспособность к отдыху

4. чувство неуверенности

Человек, находящийся в состоянии стресса, крайне опасен в производственных условиях, т.к. неадекватно реагирует на изменяющуюся внешнюю среду.

Техника аргументации

1. Риторические методы аргументации:

a. Фундаментальный (использование цифр, фактов, доказательств)

b. Метод противоречий (выявление недостатков аргум. у оппонента)

c. Метод извлечение необходимых выводов

d. Метод сравнения (сравнение позиций)

e. Метод видимой поддержки (цель – вызвать желание у оппонента выразить вам поддержку)

f. Метод опроса (использование мнений присутствующих при переговорах лиц)

g. Метод выведения из терпения (достигается при использовании повторений, цель – вывести оппонента из состояния равновесия)

h. Метод игнорирования (сознательно игнорируются определенные факты)

i. Метод кусков (берется 1 факт и очень долго «мусолится»)

2. Спекулятивные методы аргументации

a. Техника преувеличения

b. Метод анекдота (говоря о серьезных вещах, свести все на юмор, цель – уязвить оппонента)

c. Техника использования авторитета

d. Техника дискретизации

e. Техника изменения направленности переговоров

f. Техника отсрочки

g. Техника искажения

h. Техника вопросов-капканов

Реинжиниринг предприятия

В условиях стратегического кризиса промышленного предприятия требуют немедленных преобразований системы в целом.

Реинжиниринг решает задачу преобразования системы путем коренного переустройства бизнес-процесса, прежних стандартов предприятия и стандартов обслуживания производства.

В результате реинжиниринга возникает новый подход к структуре производственного процесса, при котором отдельный сотрудник отвечает за порученную ему работу от начала и до конца.

Особенности реинжиниринга:

1. Отказ от устаревших правил и подходов

2. Пренебрежение действующими системами и структурами ради изменения способов хозяйственной деятельности

3. Приведение к значительным изменениям показателей деятельности: производительность, номенклатура изделий.

Ситуации, в которых необходим реинжиниринг:

a. Кризисная ситуация на предприятии

b. Неблагоприятный прогноз

c. Чересчур бурное развитие фирмы (когда она становится монополией, а при появлении конкурентов становится неспособной к конкурентной борьбе и уходит с рынка)

Этапы реинжиниринга:

1) Формирование желаемого образа организации

2) Создание модели реального бизнеса

a. Перепроектируются выбранные хозяйственные процессы

b. Формируются новые принципы и функции персонала

c. Создаются новые информационные системы

3) Разработка модели нового перспективного бизнеса организации

52. Бизнес-планирование на предприятии

Бизнес-планирование содержит оценку организационно технического уровня производства и финансово-экономического состояния предприятии, а также прогноз и направленность его развития.

Бизнес-план отвечает на вопрос, каково будет состояние предприятия ч/з определенное время после вложения средств из вне.

Цели бизнес-плана:

1. возможность получения инвестиций

2. создание совместных предприятий

3. организация производства продукции

4. перестройка структуры предприятия

5. Перспективное планирование развития производства.

Стадии разработки и реализации бизнес-плана:

a. Прединвестиционная – составление бизнес-плана на основе изучения рынка и производственных возможностей предприятия

b. Инвестиционная – инженерно-строительная и технологические работы

c. Эксплуатационная – бизнес-план начинает приносить прибыль

d. Ликвидационная

Основные разделы бизнес-плана:

1) Резюме – по сути это заключение. Приводятся основные выводы из всего бизнес-плана: цифры и финансовые показатели. Это необходимо, чтобы читающий, сразу мог сделать вывод о его эффективности и целесообразности. Д.б. кратким, лаконичным и убедительным.

2) Характеристика предприятия и стратегия его развития.

3) Описание продукции

4) Анализ рынков сбыта

5) Производственный план

6) Организационный план – какие специалисты и на каком этапе реализации бизнес-плана нужны (лимиты персонала, возможны колебания спроса на продукцию и связанный с этим состав работников).

7) План реализации проекта

8) Инвестиционный план (планомерное выделение инвестиций)

9) Прогноз финансово-хозяйственной деятельности

10) Расчет экономического эффекта

11) Юридический план (м.б. объединен с каким либо разделом документа либо представлен в достаточно узком виде)

12) Информация о разработчике бизнес-плана.

Сущность и задачи организации производства

Организация производства – координация и оптимизация во времени и пространстве всех материальных и трудовых ресурсов с целью достижения в кротчайшие сроки поставленных целей.

Как правило, основной целью предприятия является получение прибыли.

Рыночная экономика ставит следующие задачи перед производством:

1. гибкость производства;

2. оптимальность объема выпуска;

3. производство высокой культуры.

Задачи предприятия по организации производства:

1. обеспечение сырьем;

2. наилучшее использование рабочей силы;

3. улучшение ассортимента и качества продукции.

Наши рекомендации