Пневматическая система управления тепловоза
Пневматическая система управления (рис. 59) включает: пневматические цилиндры 7 управления регулятором дизеля, пневматические цилиндры реверсора 1, два тифона 12, четыре стеклоочистителя и трубопроводы к ним.
Рис. 59. Пневматическая система управления: 1— цилиндр реверсора; 2, 3 — включающие вентили реверсора; 4, 5, 6 — включающие вентили механизма управления регулятором двигателя; 7—пневматические цилиндры управления регулятором дизеля; 8, 10 — краны; 9 — клапаны; 11— стеклоочистители; 12—тифон.
Электропневматический механизм управления регулятором питается воздухом, поступающим через клапан с постоянным давлением 3,8 кг/см2. Он состоит из трех пневматических цилиндров, сообщающихся с трубопроводом сжатого воздуха или с атмосферой посредством электромагнитных вентилей. Подробное описание механизма дано в главе II «Дизель 1Д-12». К остальным аппаратам и приборам системы управления сжатый воздух подается из магистрали под давлением 8 кг/см2.
Электропневматический механизм управления реверсором представляет собой двух поршневой механизм с двумя включающими вентилями.
Рис. 60. Воздушный клапан: 1 — нажимной стержень; 1 —специальный болт; 3 — упор; 4— диафрагма;5—корпус; 6 — втулка; 7—клапан; в —пружина;9,11— крышки; 10 — рычаг; 12 — ось.
Сигнальные тифоны установлены на крыше обеих кабин машиниста и соединены общим трубопроводом для одновременного действия обоих приборов при управлении ими из одной кабины. При необходимости один тифон может быть отключен краном, установленным на трубопроводе, соединяющем тифоны обеих кабин. Управление тифонами на тепловозах до №63 включительно производится воздушным клапаном (рис. 61) с ножной педалью. Клапан состоит из корпуса 5, внутри которого к втулке 6 пружиной 8 прижат клапан 7. Открытие клапана производится нажатием рычага 10 при повороте его вокруг оси 12 на стержень клапана 1. Последующие тепловозы оборудуются клапанами управления тифоном с ручным приводом.
Рис.61.Тифон:1 — рупор;2 — крышка;3 — диафрагма;4 — груз;5 — шайба;6 — вкладыш; 7— стопорный болт.
Тифон (рис. 61) состоит из рупора 1, диафрагмы 3, зажатой по наружному краю между крышкой 2 и рупором 1. В центре диафрагмы укреплен груз 4 конической формы. Груз входит с небольшим зазором в соответствующее ему гнездо, которым заканчивается осевой канал рупора.
При открытии клапана управления тифоном воздух, поступающий в полость вокруг гнезда, поднимает в ней давление, при этом диафрагма получает прогиб в сторону крышки. Через образующуюся кольцевую щель между поверхностью диафрагмы и обработанной поверхностью рупора и груза сжатый воздух выходит в атмосферу. Так как сечение для прохода воздуха по этому пути в атмосферу значительно превышает сечение подводящего сжатый воздух канала, то давление в этой полости быстро падает. Вследствие падения давления воздуха диафрагма силой упругости возвращается в первоначальное положение и давление в полости снова быстро повышается, что снова вызывает прогиб диафрагмы в сторону крышки и т. д.
Таким образом, все время, пока нажаты педаль или клапан и воздух поступает в тифон, диафрагма находится в колебательном движении, следствием чего и является издаваемый звук. Высота издаваемого звука определяется упругостью диафрагмы и массой груза, укрепленного в центре.
Необходимо периодически снимать диафрагму и очищать тифон от попавшего в него вместе с воздухом масла. Лопнувшую диафрагму следует заменять новой.
На лобовых окнах обеих кабин машиниста установлены два стеклоочистителя 11 (рис. 60) автомобильного типа с пневматическим приводом, включение которых осуществляется посредством крана 10.
Глава VII.