Схема и оборудование воздушной системы.
Воздушная система состоит из источника сжатого воздуха (компрессора), механизмов и аппаратов, в которых сжатый воздух используется в качестве рабочего тела (пневматический тормоз, песочницы, привод управления дизелем, электроаппаратура и др.), соединенных между собой воздухопроводами.
Рис. 52. Схема воздушной системы тормоза: 1—фильтр компрессора; 2— компрессор; 3 — регулятор давления; 4 —спускной кран; 5 — воздухоочиститель (сборник); 6 — обратный клапан; 7 —спускной кран; 8, 10 — главные резервуары; 9 — предохранительный клапан; 11 —спускной кран; 12 — тормозной цилиндр; 13 — концевой кран; 14 —соединительный рукав; 15— кран двойной тяги; 16 — комбинированный кран; 17, 23 — атмосферные трубки; 18 — манометр; 19 — кран машиниста №394; 20 — контакторный фильтр; 21 — клапан максимального давления; 22 — кран локомотивного тормоза; 24— манометр тормозного цилиндра; 25 — разобщительный кран; 26 — атмосферная труба.
Компрессор тепловоза ТУ2
Питание воздушной системы сжатым воздухом осуществляется компрессором типа Э-400 с механическим приводом от нижнего вала распределительного редуктора, с передаточным отношением 17 : 25. При наибольшей скорости вращения вала компрессора 1 020 об/мин его производительность при противодавлении 8 кг/см2 составляет 0,7 м3/1мин.
Рис. 53. Компрессор: 1 — корпус; 2 ~ клапанная коробка; 3-гильза цилиндра; 4 — поршень; 5 —упорное кольцо; 6 — шестерня (ведущая); 7—упор вала; 5—шатун; 5 —коренной подшипник; 10— заглушка коренного подшипника; 11 — коленчатый вал; 12 —зубчатое колесо; 13 —крышка шатунного подшипника; 14—ушки для крепления компрессора; 15 — вкладыш вала; 16— вал приводной;17,26 — крышки;18—поршневое кольцо маслосбрасывающее;19— стопорный винт поршневого пальца; 20 — поршневой палец; 21 — поршневое кольцо компрессионное; 22, 24—спускные пробки; 23 —угольник для наполнения картера маслом; 25 — сапун.
Компрессор (рис. 54) двухцилиндровый, одноступенчатый, состоит из корпуса 1 с клапанной коробкой 2 и крышками 26 и 17, двух поршней 4, кривошипно-шатунного механизма и цилиндрического редуктора.
Корпус компрессора 1 представляет собой чугунную отливку, в которой заодно выполнены два цилиндра и картер для коленчатого вала и редуктора. Сверху корпус закрывается крышкой 26, которая плотно, через картонную прокладку, притягивается болтами к корпусу. На корпусе имеются три ушка 14, с помощью которых компрессор устанавливается на трех стойках, укрепленных на сварной раме.
В цилиндры компрессора запрессованы сменные гильзы 3, в которых перемещаются пустотелые поршни 4 с двумя компрессионными 21 и одним маслосбрасывающим 18 кольцами. Маслосбрасывающее кольцо, расположенное на юбке поршня, имеет поперечное сечение, способствующее возвращению в картер излишков масла с рабочей поверхности гильзы цилиндра. Паз для маслосбрасывающего кольца имеет фаску со стороны коленчатого вала, а в поршне просверлены радиальные отверстия для возврата смазки в картер.
Коленчатый вал 11 состоит из двух штампованных частей, соединенных между собой диском путем сварки. На диск коленчатого вала насажено ведомое зубчатое колесо 12, в зацеплении с которым находится ведущая шестерня 6, сидящая на коническом хвостовике приводного вала 16. Зубчатые колеса редуктора шевронные, состоят из двух половин, соединенных между собой заклепками. К корпусу компрессора укреплена клапанная коробка 2, которая является общей крышкой обоих цилиндров. В коробке расположены четыре клапана: по краям два всасывающих, а между ними два нагнетательных. Всасывающие клапаны посредством каналов в клапанной коробке сообщаются с цилиндрами и штуцером всасывающей трубы, а нагнетательные — с цилиндрами и штуцером нагнетательной трубы.
В картере компрессора при заполнении его маслом на 45 мм над уровнем днища корпуса образуется масляная ванна, в которую частично погружается ведомое зубчатое колесо редуктора. При вращении зубчатого колеса масло разбрызгивается и часть его попадает в маслоуловитель, укрепленный на внутренней стороне верхней крышки, откуда самотеком по желобам и канавкам оно поступает для смазки поршней и шатунных головок.
Для предохранения компрессора от перегрузки инерционными усилиями, возникающими при пуске и остановке дизеля и изменениях скорости вращения коленчатого вала, промежуточный вал, соединяющий компрессор с раздаточным редуктором, имеет фрикционную муфту максимального момента.
Фильтр УФ-2 компрессора.
Фильтр УФ-2 (рис. 55) предназначен для очистки от пыли поступающего в компрессор воздуха. Корпус фильтра 1 укреплен под кузовом и трубопроводом сообщается с камерой всасывающих клапанов компрессора. Основными частями фильтра являются сетчатые цилиндры, 3 и 5, между которыми находится набивка 6 из канители внутренний цилиндр обтянут чехлом 4 из тонкого фетра, укрепленным проволочными бандажами 10.
Рис.54.Фильтр УФ-2: 1 — корпус; 2—кожух; 3 — цилиндр: 4 — чехол; 5 - цилиндр-сетка; 6 —фильтрующая набивка; 7- стержень; 8 — крышка; 9 — втулка;10 — проволочный бандаж.
Сетчатые цилиндры ограждены кожухом 2 и корпусом 1, которые соединены между собой посредством стержня 7 и гайки.
При работе компрессора воздух засасывается в фильтр по кольцевому зазору между фланцем корпуса и кожухом и проходит через наружный сетчатый цилиндр, фильтрующую набивку из канители и фетр внутреннего сетчатого цилиндра и через центральное отверстие поступает во всасывающую трубу компрессора.