Установка дизеля 1Д12 и соединение его с генератором.
Дизель устанавливается на общий с генератором подрамник, приваренный к основной раме тепловоза.
Передняя опора прикрепляется двумя призонными болтами, а каждая задняя — одним при зонным и одним обычным болтом. Затяжка болтов производится основными гайками равномерно в определенной последовательности (по диагонали), с последующей постановкой контргаек. Маховик дизеля соединен с валом генератора через гибкую муфту, которая допускает некоторое не совмещение и перекос осей коленчатого вала дизеля и вала тягового генератора..
Гибкая муфта(рис. 47) состоит из ведущей 1 и ведомой 4 полумуфт, соединенных с гибким пакетом 3 каждая четырьмя болтами 5. Гибкий пакет набран из 50 кольцевых дисков толщиной 0,4 мм каждый. Ведущая полумуфта крепится болтами 2 к торцу маховика дизеля и фиксируется контрольными штифтами 7, которые в свою очередь фиксируются стопорными шайбами. Положение ведущей полумуфты относительно маховика отмечается общей риской. Болты крепления гибкого пакета к ведущей полумуфте устанавливаются со стороны генератора для возможности их выемки при разборке пакета в случае смены изношенных дисков. Высокие гайки 9 этих болтов заходят в шестигранные гнезда ведущей полумуфты. Корончатые гайки 8 прилегают к пакету 3 через опорные шайбы 6. Головки болтов ведущей полумуфты фиксируются лепестковыми шайбами. Затяжка болтов крепления гибкого пакета производится нормальным ключом до отказа. При эксплуатации тепловоза нельзя допускать их ослабления.
Рис. 46. Гибкая муфта: 1 — ведущая полумуфта; 2— болт; 3 — пакет дисков; 4—ведомая полумуфта; 5— болт; 6—опорная шайба; 7 —контрольный штифт; 8 — корончатая гайка; 9 — высокая гайка.
При установке дизеля и генератора соединение их нужно производить в следующем порядке:
1) установить дизель на подготовленные опоры рамы, предварительно убедившись в чистоте поверхностей лап; зазор между одной из опор и рамой более 0,1 мм должен быть устранен постановкой прокладки. Остальные опоры должны прилегать к раме не менее чем на 75% своей опорной поверхности;
2) закрепить дизель на раме монтажными болтами, затягивая их равномерно, по диагонали. После затяжки болтов прилегание опорной плоскости каждой лапы проверяется щупом 0,05 мм, который не должен проходить вокруг каждого болта;
3) выбрать осевые разбеги коленчатого вала дизеля и вала тягового генератора, сблизив их навстречу друг другу;
4) установить генератор с ведомой полумуфтой в такое положение, при котором после затяжки болтов муфты пакет дисков был бы сдеформирован в сторону генератора на 0.1—0.3 мм. При увеличении деформации пакета допускается между опорной поверхностью полумуфты и пакетом установка регулировочных шайб, но не более трех под каждый болт;
5) установить в развернутые отверстия опор дизеля и рамы призонные болты с шайбами и произвести затяжку их, начиная с передней опоры по диагонали.
По установленному дизелю производится установка генератора и центрирование их валов. Порядок центрирования следующий:
1) ввернуть центровочные стрелы 1 (рис. 48) в диаметрально противоположные резьбовые отверстия маховика и закрепить их гайками;
2) выставить стрелы в вертикальной плоскости путем проворота маховика, после чего вращением вала генератора ведомый фланец устанавливается обработанным торцом под регулировочные болты 3 стрел 1 (положение I рис. 49);
3) закрепить болты крепления на раме генератора и выставить по щупу одинаковые зазоры (примерно 0,3 мм) а1, m1, b1, n1 между торцами регулировочных болтов 3 и обработанными поверхностями ведомой полумуфты. Затем осторожно провернуть на 180° (в одном направлении) коленчатый вал дизеля и вал генератора;
4) при новом положении полумуфт замерить щупом зазоры между торцами регулировочных болтов и обработанными поверхностями ведомой полумуфты. Четверть разности полученных радиальных зазоров а1 m1определит величину смещения валов дизеля и генератора в вертикальной плоскости.
При соблюдении допускаемых норм смещения (0,05 мм) и перекоса (0,1 мм на 1 000 мм длины) центрирование в вертикальной плоскости заканчивается. В противном случае заменой прокладок под опорными лапами генератора требуется подогнать необходимое перемещение оси вала генератора.
Проверив центровку при затянутых болтах и убедившись в отсутствии отступлений от полученных ранее результатов, генератор должен быть зафиксирован двумя контрольными штифтами. После разборки центровочных стрел на маховике ведомую муфту соединяют с гибким пакетом дисков, для чего, проворачивая вал, генератора, необходимо совместить отверстия под соединительные болты, вставить их и затянуть корончатые гайки с последующим законтриванием.
После проведенной центровки агрегатов болты крепления дизеля контрятся постановкой контргаек. Соединительная муфта закрывается съемным щитком, закрепленным болтами на кожухе маховика. Щиток имеет откидную крышку для осмотра муфты и доступа к масленке подшипника вала тягового генератора.
Рис.47.Установка регулируемых упоров для центровки дизеля: I — положение первое; II — положение второе.
Для предупреждения ненормальной работы подшипников коленчатого вала дизеля и вала генератора, что может иметь место при нарушении центровки их в эксплуатации, необходимо периодически проверять состояние центровки на контрольно-технических осмотрах. При увеличенных вибрациях дизеля проверку центровки необходимо выполнять независимо от установленных сроков.
Глава V.
Холодильник тепловоза.
Холодильник предназначен для передачи тепла от воды и масла, нагревающихся в системах охлаждения и смазки дизеля, потоку воздуха, омывающему трубки радиаторов. Он состоит из двух водяных 1 (рис. 49) и трех масляных 2 радиаторов. Водяные радиаторы расположены в отсеках шахты 3 холодильника по одному с правой и левой сторон тепловоза. Масляные радиаторы установлены перед водяным, причем два из них расположены с левой и один с правой стороны тепловоза. Оба отсека шахты холодильника в верхней части сообщаются между собой, образуя цилиндрический диффузор 4 для осевого вентилятора с вертикальной осью вращения.
Рис. 48. Холодильник:1-водяной радиатор; 2 —масляный радиатор; 3 — шахта холодильника; 4— диффузор вентиляторного колеса.
Для создания потока воздуха, охлаждающего радиаторы холодильника, служит осевой вентилятор диаметром 990 мм с восемью лопастями, установленными под углом 25° к горизонту. Для условий работы тепловозов при температурах окружающего воздуха выше 35°С предусмотрена перестановка лопастей вентиляторного колеса на угол 35° к горизонту.
Боковые стенки шахты холодильника снабжены закрывающимися жалюзи, посредством которых осуществляется регулирование количества воздуха, засасываемого вентиляторным колесом.
Холодильник тепловоза обеспечивает поддержание в допустимых пределах температуры охлаждающей воды и масла при длительном режиме работы тепловоза на полной мощности и температуре окружающего воздуха +45°С.
Радиаторы холодильника тепловоза.Водяной радиатор 1 (рис. 51) состоит из 483 плоских латунных трубок, расположенных в пять рядов и укрепленных в решетках верхнего и нижнего коллекторов. На трубки насажены 200 латунных пластин толщиной 0.5 мм. Для охлаждения масла используются масляные радиаторы трактора С-80.
Рис. 49. Радиаторы холодильника:1 — водяной;2 —масляный.
Характеристика водяного радиатора:Площадь фронта.................1,01 м2.Поверхность охлаждения по воде.........14 » » » » воздуху.......53 » Живое сечение по воде............................0,0256 » » » » воздуху........................0,686 ».Емкость радиатора................15 л.
Масляный радиатор 2 состоит из 42 плоских латунных трубок, расположенных в один ряд. На трубки насажены 72 латунные пластины толщиной 0.5 мм, припаянные к внешней поверхности трубок. Концы трубок укреплены в решетках верхнего и нижнего коллекторов.
Характеристика масляного радиатора: Площадь фронта.................0,613 м2.Поверхность охлаждения по маслу........1,36 » » » » воздуху.......4,8 ».Живое сечение по маслу............. 0,00233 » » » » воздуху ............ 0,3466 ».Емкость радиатора................2,85 л.
В процессе эксплуатации тепловоза, вследствие осаждения на верхней решетки и в трубах радиаторов грязи и мелких частиц, переносимых циркулирующей водой, возможно засорение водяных радиаторов. Засорение радиаторов обнаруживается по быстрому повышению температуры охлаждающей воды, что определяется на ощупь. При засорении радиаторов их необходимо снять с тепловоза и тщательно промыть, пропуская воду со стороны нижнего коллектора. Если радиатор забит настолько, что его не удается промыть, нижний коллектор заглушают и радиатор заполняют 50%-ным водным раствором технической соляной кислоты, выдерживая раствор в нем 15-20 мин. Затем кислоту сливают и через радиатор пропускают 20-30 л 2%-ного горячего раствора кальцинированной соды. После нейтрализации кислоты промывку повторяют.
Засорение масляных радиаторов происходит вследствие осаждения на верхней решетке и в трубках радиатора сгустков масла, смешанных с нагаром, образующимся в цилиндре дизеля. О засорении масляных радиаторов свидетельствует большая разница в температуре радиаторов, а также верхней и нижней частях одного и того же радиатора. Засоренные масляные радиаторы необходимо снять с тепловоза и промыть со стороны нижнего коллектора водой, имеющей температуру около 90°С.
Для снятия нагара радиатор следует промыть горячим раствором (температура 90°С) жидкого стекла (1%), кальцинированной соды (1%) и хромпика (0,1%) в воде, а затем горячей чистой водой и продуть сухим сжатым воздухом.
Привод вентилятора холодильника. Привод вентилятора (рис. 51) состоит из горизонтального 2 и вертикального 6 карданных валов, конического редуктора 4 с фрикционной муфтой 10 и подшипника 8.
Рис. 50. Привод вентилятора:
Шарниры карданного вала; 2 — горизонтальный карданный вал; 4 — конический редуктор; 6—вертикальный карданный вал; 8—подшипник; 9 — колесо вентилятора; 10 — фрикционная муфта; 11 —рычаг отводки муфты; 12 — винт регулировки фрикционной муфты
На свободном конце горизонтального вала конического редуктора насажено колесо центробежного вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки тепловоза. Муфта включения 10 предназначена для пуска или остановки вентиляторного колеса; включение ее производится вручную рычагом 11. Муфта допускает проскальзывание ведущего и ведомого дисков, чем частично устраняются инерционные усилия при включениях вентилятора, а также при изменении режима скорости вращения коленчатого вала дизеля. Фрикционная муфта включения вентилятора холодильника, применяемая на тепловозе ТУ2, заимствована из сцепления автомобиля «Москвич» с незначительными конструктивными изменениями.
Вертикальный карданный вал 6 шарниром 5 соединен с вертикальным валом конического редуктора 4, а шарниром 7 с валом вентиляторного колеса, вращающегося в двух радиальных шарико-подшипниках, установленных в корпусе подшипника 8. Соединение редуктора с валом вентилятора посредством карданного вала допускает некоторое смещение осей редуктора и подшипника вентиляторного колеса без нарушения работы привода вентилятора.
Корпус подшипника 8 вентиляторного колеса крепится к угольникам арки холодильника.
Рис. 51. Конический редуктор: 1, 7 — комические шестерни; 2, 10, 31—стаканы подшипника: 3— вал ведущий; 4, 5, 9, 14, 17- шарикоподшипники; 6, 11 — распорные втулки: 5 —корпус; 12 — ведомый вал; 13 — прокладка; 15 —гайка; 16, 30 — крышки; 18 — полый вал; 19 — ведомый фланец; 20— ведущий диск; 21 — нажимной диск: 22 — отжимной рычаг; 23 — винт; 24 — шарнир рычага; 25 — шлицевая втулка;26— пята;27—графитовое кольцо; 28 — пружина; 29 —кожух.
Корпус редуктора 8 (рис. 52) представляет собой литую коробку из силумина с двумя горизонтальными и одной вертикальной горловинами. В горизонтальных горловинах на шарикоподшипниках 5 и 17 установлен полый вал 18 с конической шестерней 7. Между шестерней 7 и шарикоподшипником 17 установлена распорная втулка 6, удерживающая шарикоподшипник от осевого смещения. К фланцу полого вала посредством шпилек прикреплена фрикционная муфта сцепления, состоящая из ведомого фланца 19, ведущего диска 20 с фрикционными накладками и нажимного внешнего диска 21 с шестью нажимными пружинами 28. Внутри полого вала 18 расположен ведущий вал 3, который соединен горизонтальным карданным валом с распределительным редуктором и может вращаться независимо от полого вала 18.
Ведущий диск 20 имеет возможность перемещаться вдоль оси вала 3 вместе со шлицевой втулкой 25. В вертикальной горловине корпуса редуктора в стакане 10 на шарикоподшипниках 9 и 14 установлен ведомый вал 12, на нижнем хвостовике которого насажена шестерня 7, входящая в зацепление с ведущей шестерней 1. Внутренняя обойма шарикоподшипника 9 через прокладное кольцо опирается на торец шестерни 7, а внутренняя обойма шарикоподшипника 14 зажимается через прокладку гайкой 15. Наружная обойма шарикоподшипника 14 зажата между за плечиком стакана 10 и кольцевым буртом верхней крышки 16, соединенной с корпусом редуктора шпильками. Минимальный боковой зазор в зацеплении зубьев шестерен должен быть не менее 0,20 мм при полностью выбранных в сторону вершины конуса осевых люфтах вертикального и горизонтального валов.
Со стороны кожуха 29 расположен механизм отводки (включения и выключения муфты), который состоит из отжимных рычагов 22 с укрепленной на их концах чугунной пятой 26. При включении муфты на пяту нажимает графитовое кольцо 27 (подпятник) выжимного подшипника, запрессованное в гнездо вилки выключения. Последняя соединена с рычагом 11 (см. рис. 51). При переводе механизма отводки рычагом вправо графитовое кольцо 27 освобождает пяту 26 и концы отжимных рычагов 22. При этом пружины 28, установленные по окружности кожуха 29, переместят нажимной диск 21 влево. Вследствие этого ведущий диск 20 с фрикционными накладками будет зажат между нажимным диском 21 и фланцем 19, т. е. произойдет включение муфты. В первый момент ведущий диск 20 несколько проскальзывает относительно ведомых частей муфты, чем обеспечивается мягкость включения вентилятора. При включении муфты приводится во вращение полый вал 18, который посредством шестерен 1 и 7 передает вращение ведомому валу 12 и далее вентиляторному колесу. Скорости вращения вентиляторного колеса и коленчатого вала дизеля одинаковы.
Смазка подшипников и шестерен конического редуктора осуществляется разбрызгиванием масла, которое заливают в масляную ванну корпуса до уровня контрольной пробки. Уровень масла контролируется по масломерному стеклу, установленному на корпусе.
При недостаточном нажатии в случае износа накладок ведущего диска 20 следует винтом на рычаге отводки восстановить зазор между упорным концом и подшипником отводки, равный 2 мм. При вращении винта от себя (ввинчивание его) рычаг отводки сокращает зазор; при вращении винта на себя (вывинчивание его) зазор увеличивается. Своевременная регулировка указанного зазора является обязательным условием надежной работы муфты в эксплуатации.
Глава VI.