Северная железная дорога – филиал ОАО «РЖД»
Котласский учебный центр – структурное образовательное подразделение
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
По предмету
«АВТОТОРМОЗА»
для групп подготовки и повышения квалификации локомотивных бригад
преподаватель
второй квалификационной категории
Котласского учебного центра
Кравчик М.Б.
КОТЛАС
Оглавление
Условные обозначения | № страницы |
Введение. Назначение тормозов. Общие сведения о тормозах. Основы теории торможения. Получение тормозной силы при колодочных тормозах. Тормозные процессы Тормозная и отпускная волна. Юз. Тормозной путь. Классификация тормозов. | 5 5 5- 6 5- 6 6- 8 8- 9 9 9- 10 10- 11 |
Тормозное оборудование тепловозов. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза 2ТЭ10В. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза 2ТЭ10У и 2ТЭ10УТ с № 89. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза 2ТЭ10М и 2ТЭ10УТ до № 89. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза ЧМЭ -3 Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза ТЭП 70 и 2ТЭ70 | 12 - 21 12 –15 15- 16 16- 17 17- 18 19-21 |
Приборы питания. Компрессор КТ-7. Компрессор К-2. Компрессор ПК -5.25. Регулятор давления 3РД. Неисправности компрессоров. Приемка локомотива. Регулятор давления АК -11Б | 22 -35 22- 27 27- 28 29 30-32 32-33 33 -35 |
Приборы управления. Кран машиниста № 394/5. Устройство, работа, неисправности. Кран вспомогательного тормоза КВТ № 254. Устройство, работа, неисправности. Блокировочное устройство № 367. Устройство, работа, проверки, порядок смены кабины управления. Комбинированный кран №114. | 35- 59 35-48 49-55 56-59 |
Приборы торможения. Воздухораспределитель ВР № 483. Устройство, работа, неисправности. Сигнализатор обрыва ТМ. Авторежим № 265. Устройство, работа. Реле давления РД -304. | 60-81 60-73 74-75 76-79 80-81 |
Тормоза пассажирского подвижного состава. Воздухораспределитель № 292-001. Устройство, работа, неисправности, отключение неисправного вагона, действия при завышении давления в ТМ. Электропневматические тормоза пассажирского подвижного состава. Характеристика, устройство. Электровоздухораспределитель ЭВР № 305-001. Устройство. Работа схемы ЭПТ и ЭВР № 305-001. Неисправности в цепях ЭПТ. | 82-99 82-89 90-91 92-93 93-98 98-99 |
Воздушные резервуары. ГР, ЗР. | 99-101 |
Тормозные цилиндры ТЦ. Назначение, устройство, требования. | 101-103 |
Воздухопровод и арматура. ТМ ее устройство и содержание. Концевые краны, стоп-краны. | 103-106 |
Назначение и устройство предохранительных, переключательных и обратных клапанов | 108-112 |
Соединительные рукава. | 112-117 |
Тормозные рычажные передачи. ТРП. Авторегуляторы. | 118-137 |
Схемы типовых рычажных передач. ТРП тепловоза 2ТЭ10, ТЭП-70 | 137-141 |
Условные обозначения
ВР - воздухораспределитель; ГР - главный резервуар; ЗР - запасный резервуар; КМ – кран машиниста 394 (395); КВТ – кран вспомогательного тормоза 254; МК – магистральная камера воздухораспределителя; ПМ – питательная магистраль; ЗК - золотниковая камера воздухораспределителя; РК – рабочая камера воздухораспределителя; РД – регулятор давления; ТМ – тормозная магистраль; ТЦ – тормозной цилиндр; УР – уравнительный резервуар;
УП – уравнительный поршень; ЭВР – электровоздухораспределитель; ЭПТ – электропневматический тормоз; ДНЦ - поездной диспетчер; ТО - техническое обслуживание; ТР - текущий ремонт; КТ – компрессор тормозной; ЦНД - цилиндр низкого давления; ЦВД - цилиндр высокого давления; РС – резервуар стабильности; АТ – атмосфера; СО - сепаратор осушитель; РДК - реле давления компрессора; РДСО - реле давления сепаратора осушителя; ВСО - вентиль сепаратора осушителя; Х.Х. - холостой ход;
ШР – штепсельный разъем;
РП - рабочий провод ЭПТ;
КП – контрольный провод ЭПТ;
ЭТ - экстренное торможение;
ПСТ – полное служебное торможение;
РУ – резервуар управления;
РС - резервуар стабильности;
ДР - дополнительный резервуар;
ПСТ – полное служебное торможение;
ЭТ - экстренное торможение;
КР - контрольное реле;
ТР - тормозное реле;
ОР - отпускное реле;
К - контактное реле ( сильноточное);
Единицы измерения давления;
0,1 МПа – примерно 1 кгс/см2 – примерно 1 ат.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ
Назначение тормозов
Тормоза служат для снижения скорости или полной остановки в заданном месте или заданное время.
Общие сведения о тормозах. Основы теории торможения
Уравнение движения поезда.
В процессе движения поезда на него действуют силы, различные по своему характеру и направлению. Различают силы внешние (например, сила сопротивления движению от уклона) и внутренние (например, сила трения в моторно-осевых подшипниках). Внешние силы можно разделит на управляемые (сила тяги) и неуправляемые (силы сопротивления движению). В зависимости от соотношения управляемых и неуправляемых сил, поезд может двигаться ускоренно, замедленно или с равномерной скоростью.
Сила тяги – внешняя движущая сила, которая создается тяговыми электродвигателями локомотива во взаимодействии с рельсами. Она приложена к ободу колес в направлении движения. Для остановки поезда необходимо исключить действие силы тяги, т.е. отключить тяговые двигатели. Однако поезд продолжит движение по инерции за счет накопленной кинетической энергии и до полной остановки пройдет значительное расстояние. Чтобы обеспечить остановку поезда в требуемом месте или снижение скорости движения на определенном участке следования, необходимо искусственно увеличить силы сопротивления движению.
Устройства, применяемые в поездах для создания искусственного сопротивления движению, называются тормозами, а силы, создающие искусственное сопротивление движению, - тормозными силами.
Представим поезд в виде точки М и силы, которые на него действуют.
м |
Fк |
W |
Вт |
где М – поезд; Fк – сила тяги локомотива;
W – силы сопротивления движению поезда; Вт – тормозная сила.
Если поезд следует в режиме тяги, то на него действуют две силы. Это сила тяги локомотива Fк, которая придает поезду положительное ускорение и сила сопротивления движению, которая придает поезду отрицательное ускорение ( Fк – W ). При отключении силы тяги на поезд будет действовать только сила сопротивления движению поезда (W). При торможении на поезд действуют также две силы. Первая – это сила сопротивления движению поезда и вторая тормозная сила (-W – Вт). Тогда уравнение движения поезда запишется следующим образом:
Fу= Fк – W – Вт;
Тормозные силы и силы сопротивления движению гасят кинетическую энергию движущегося поезда которая зависит от веса поезда и скорости в квадрате.
Wк. =
Тормоза являются одним из основных устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов.
ПТЭ установлено, что подвижной состав железных дорог должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, кроме того электропневматическими тормозами ЭПТ.
Грузовые и пассажирские поезда оборудуются фрикционными тормозами. Торможение осуществляется прижатием композиционных или чугунных колодок к поверхности катания колес. В настоящее время выпускаются пассажирские вагоны на осях колесных пар которых устанавливаются диски, к которым клещевым порядком прижимаются фрикционные накладки из композиционного материала. Такие тормоза называются дисковыми.