Северная железная дорога – филиал ОАО «РЖД»

Котласский учебный центр – структурное образовательное подразделение

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

По предмету

«АВТОТОРМОЗА»

для групп подготовки и повышения квалификации локомотивных бригад

преподаватель

второй квалификационной категории

Котласского учебного центра

Кравчик М.Б.

КОТЛАС

Оглавление

Условные обозначения № страницы
Введение. Назначение тормозов. Общие сведения о тормозах. Основы теории торможения. Получение тормозной силы при колодочных тормозах. Тормозные процессы Тормозная и отпускная волна. Юз. Тормозной путь. Классификация тормозов. 5 5 5- 6 5- 6 6- 8 8- 9 9 9- 10 10- 11    
Тормозное оборудование тепловозов. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза 2ТЭ10В. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза 2ТЭ10У и 2ТЭ10УТ с № 89. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза 2ТЭ10М и 2ТЭ10УТ до № 89. Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза ЧМЭ -3 Тормозное оборудование и работа схемы тепловоза ТЭП 70 и 2ТЭ70 12 - 21 12 –15 15- 16 16- 17 17- 18 19-21
Приборы питания. Компрессор КТ-7. Компрессор К-2. Компрессор ПК -5.25. Регулятор давления 3РД. Неисправности компрессоров. Приемка локомотива. Регулятор давления АК -11Б 22 -35 22- 27 27- 28 29 30-32 32-33 33 -35
Приборы управления. Кран машиниста № 394/5. Устройство, работа, неисправности. Кран вспомогательного тормоза КВТ № 254. Устройство, работа, неисправности. Блокировочное устройство № 367. Устройство, работа, проверки, порядок смены кабины управления. Комбинированный кран №114.   35- 59 35-48 49-55 56-59
Приборы торможения. Воздухораспределитель ВР № 483. Устройство, работа, неисправности. Сигнализатор обрыва ТМ. Авторежим № 265. Устройство, работа. Реле давления РД -304.   60-81 60-73 74-75 76-79 80-81
Тормоза пассажирского подвижного состава. Воздухораспределитель № 292-001. Устройство, работа, неисправности, отключение неисправного вагона, действия при завышении давления в ТМ. Электропневматические тормоза пассажирского подвижного состава. Характеристика, устройство. Электровоздухораспределитель ЭВР № 305-001. Устройство. Работа схемы ЭПТ и ЭВР № 305-001. Неисправности в цепях ЭПТ. 82-99 82-89 90-91 92-93 93-98 98-99
Воздушные резервуары. ГР, ЗР. 99-101
Тормозные цилиндры ТЦ. Назначение, устройство, требования. 101-103
Воздухопровод и арматура. ТМ ее устройство и содержание. Концевые краны, стоп-краны. 103-106
Назначение и устройство предохранительных, переключательных и обратных клапанов 108-112
Соединительные рукава. 112-117
Тормозные рычажные передачи. ТРП. Авторегуляторы. 118-137
Схемы типовых рычажных передач. ТРП тепловоза 2ТЭ10, ТЭП-70 137-141
   


Условные обозначения

ВР - воздухораспределитель; ГР - главный резервуар; ЗР - запасный резервуар; КМ – кран машиниста 394 (395); КВТ – кран вспомогательного тормоза 254; МК – магистральная камера воздухораспределителя; ПМ – питательная магистраль; ЗК - золотниковая камера воздухораспределителя; РК – рабочая камера воздухораспределителя; РД – регулятор давления; ТМ – тормозная магистраль; ТЦ – тормозной цилиндр; УР – уравнительный резервуар;
УП – уравнительный поршень; ЭВР – электровоздухораспределитель; ЭПТ – электропневматический тормоз; ДНЦ - поездной диспетчер; ТО - техническое обслуживание; ТР - текущий ремонт; КТ – компрессор тормозной; ЦНД - цилиндр низкого давления; ЦВД - цилиндр высокого давления; РС – резервуар стабильности; АТ – атмосфера; СО - сепаратор осушитель; РДК - реле давления компрессора; РДСО - реле давления сепаратора осушителя; ВСО - вентиль сепаратора осушителя; Х.Х. - холостой ход;

ШР – штепсельный разъем;

РП - рабочий провод ЭПТ;

КП – контрольный провод ЭПТ;

ЭТ - экстренное торможение;

ПСТ – полное служебное торможение;

РУ – резервуар управления;

РС - резервуар стабильности;

ДР - дополнительный резервуар;

ПСТ – полное служебное торможение;

ЭТ - экстренное торможение;

КР - контрольное реле;

ТР - тормозное реле;

ОР - отпускное реле;

К - контактное реле ( сильноточное);

Единицы измерения давления;

0,1 МПа – примерно 1 кгс/см2 – примерно 1 ат.

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ

Назначение тормозов

Тормоза служат для снижения скорости или полной остановки в заданном месте или заданное время.

Общие сведения о тормозах. Основы теории торможения

Уравнение движения поезда.

В процессе движения поезда на него действуют силы, различные по своему характеру и направлению. Различают силы внешние (например, сила сопротивления движению от уклона) и внутренние (например, сила трения в моторно-осевых подшипниках). Внешние силы можно разделит на управляемые (сила тяги) и неуправляемые (силы сопротивления движению). В зависимости от соотношения управляемых и неуправляемых сил, поезд может двигаться ускоренно, замедленно или с равномерной скоростью.

Сила тяги – внешняя движущая сила, которая создается тяговыми электродвигателями локомотива во взаимодействии с рельсами. Она приложена к ободу колес в направлении движения. Для остановки поезда необходимо исключить действие силы тяги, т.е. отключить тяговые двигатели. Однако поезд продолжит движение по инерции за счет накопленной кинетической энергии и до полной остановки пройдет значительное расстояние. Чтобы обеспечить остановку поезда в требуемом месте или снижение скорости движения на определенном участке следования, необходимо искусственно увеличить силы сопротивления движению.

Устройства, применяемые в поездах для создания искусственного сопротивления движению, называются тормозами, а силы, создающие искусственное сопротивление движению, - тормозными силами.

Представим поезд в виде точки М и силы, которые на него действуют.

м

W
Вт

где М – поезд; Fк – сила тяги локомотива;

W – силы сопротивления движению поезда; Вт – тормозная сила.

Если поезд следует в режиме тяги, то на него действуют две силы. Это сила тяги локомотива Fк, которая придает поезду положительное ускорение и сила сопротивления движению, которая придает поезду отрицательное ускорение ( Fк – W ). При отключении силы тяги на поезд будет действовать только сила сопротивления движению поезда (W). При торможении на поезд действуют также две силы. Первая – это сила сопротивления движению поезда и вторая тормозная сила (-W – Вт). Тогда уравнение движения поезда запишется следующим образом:

Fу= Fк – W – Вт;

Тормозные силы и силы сопротивления движению гасят кинетическую энергию движущегося поезда которая зависит от веса поезда и скорости в квадрате.

Wк. =

Тормоза являются одним из основных устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов.

ПТЭ установлено, что подвижной состав железных дорог должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, кроме того электропневматическими тормозами ЭПТ.

Грузовые и пассажирские поезда оборудуются фрикционными тормозами. Торможение осуществляется прижатием композиционных или чугунных колодок к поверхности катания колес. В настоящее время выпускаются пассажирские вагоны на осях колесных пар которых устанавливаются диски, к которым клещевым порядком прижимаются фрикционные накладки из композиционного материала. Такие тормоза называются дисковыми.

Наши рекомендации