Статическая устойчивость асинхронного двигателя

В промышленности и сельском хозяйстве основными потребителями электроэнергии являются асинхронные двигатели (60-70%), синхронные двигатели составляют 10%, осветительная нагрузка 20-30%. В связи с этим, представляет интерес исследование статической устойчивости асинхронных двигателей в нормальном режиме работы энергосистемы при малых возмущениях, т.к. если группа асинхронных двигателей имеет мощность, соизмеримую с мощностью источника питания, то в этом случае их режим работы может оказать существенное влияние на устойчивость энергосистемы в целом.

Снижение напряжения в питающей сети влечет за собой увеличение токов статора и ротора асинхронных двигателей (при неизменной нагрузке на валу двигателя), что обуславливает дальнейшее снижение напряжения и возникновение резкого снижения напряжения в сети, т.е. “лавины напряжения”. При рассмотрении статической механической характеристики, у асинхронного двигателя имеется только одна область устойчивой работы - это область, расположенная на восходящей части характеристики статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru . Область между критическим скольжением и скольжением, равным 1, является неустойчивой (рис. 7.1).

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 7.1. Характеристика асинхронного двигателя при различных значениях питающего напряжения

В нормальных условиях двигатель работает на устойчивой части своей характеристики при скольжении меньше критического. Однако при снижении напряжения или увеличении механического вращающего момента двигатель может оказаться в критическом режиме (точки статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru на рис. 7.1). При дальнейшем снижении напряжения точка, характеризующая режим, перейдет на спадающую часть характеристики, двигатель будет тормозиться, ток и реактивная мощность будут резко расти, а затем двигатель остановится - “опрокинется” (точки статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru на рис. 7.1).

Статическая [Я1] устойчивость асинхронных двигателей

Под статической устойчивостью электрической машины понимается ее способность возвращаться к установившемуся режиму после малых возмущений. Причинами, вызывающими нарушение статической устойчивости, могут быть: значительное увеличение внешнего сопротивления (отключение части питающих линий) или мощности приводного механизма, а также снижение напряжения в узле нагрузки. Обычно запас по статической устойчивости нагрузки оценивается величиной допустимого снижения напряжения в точке питания.

Значения напряжения на зажимах двигателей и независимой от режима работы двигателей э.д.с. источника питания называются критическими, если они соответствуют пределу статической устойчивости. Значения статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru и статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru обычно определяются при номинальной частоте.



статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , (7.1)
статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , (7.2)

где статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - номинальный коэффициент мощности двигателя,

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru ,

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - внешнее сопротивление двигателя,

при номинальном скольжении

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru   (7.3)

где статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - кратность максимального момента двигателя,

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - определяются по паспортным данным двигателя.

В формулах (7.1) - (7.3) и во всех последующих все входящие величины подставляются в относительных единицах (о.е.).

Нарушение статической устойчивости двигателя можно пояснить, рассматривая механические характеристики приводного механизма (кривая 1 на рис. 7.2) и двигателя, определенные при различных значениях напряжения. Механические характеристики асинхронного двигателя статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru при номинальном и критическом напряжениях представлены кривыми 2 и 3 на рис. 7.2. Кривая 1 характеризует приводной механизм.

При напряжении статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru рабочей точкой двигателя является точка А, скольжение при этом равно номинальному. При напряжении статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru наступает критический режим (точка В) и двигатель работает со скольжением, равным критическому.

При напряжении статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru происходит нарушение устойчивости при скольжении несколько большем, чем критическое (точка С, кривая 4). Критический режим характеризуется критериями статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru и статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru .

Статическая устойчивость асинхронного двигателя обычно определяется по следующим критериям:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru   (7.4); статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru   (7.5)
статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 7.2. Механические характеристики асинхронного двигателя и приводного механизма

При этом коэффициент запаса статической устойчивости может быть определен по выражениям:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru ,   (7.6)
статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru ,   (7.7)
статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru ,   (7.8)

В выражении (7.7) максимальная мощность берется по асинхронной характеристике согласно выражениям:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru   (7.9) либо статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru   (7.10)

где статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - определяется как номинальная мощность двигателя.

Влияние напряжения и коэффициента загрузки двигателя на потребляемую им реактивную мощность и запас статической устойчивости

Реактивная мощность, потребляемая асинхронным двигателем, определяется двумя составляющими: статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - реактивной мощности намагничивания и статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - реактивной мощности рассеяния:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru   (7.11)

Реактивная мощность намагничивания зависит от величины напряжения:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru ,

т.к. статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , то принимаем:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru (7.12)

где статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru ,

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - фактическое напряжение на шинах двигателя,

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru .

Реактивная мощность рассеяния зависит как от величины напряжения сети, так и от коэффициента загрузки двигателя и определяется по выражению:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , (7.13)

где статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru - приведенный ток ротора.

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

где статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru , статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru .

При номинальном режиме реактивная мощность двигателя составит:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

С учетом изменения напряжения и величины загрузки двигателя, потребляемая реактивная мощность будет равна:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru     (7.14)

При критическом режиме величина потребляемой реактивной мощности равна:

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

Отношение реактивных мощностей

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru     (7.15)

статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru

При помощи выражения (7.14) можно определить изменение потребления реактивной мощности статическая устойчивость асинхронного двигателя - student2.ru двигателя при изменении нагрузки на валу двигателя и напряжения сети.

Следует отметить, что увеличение реактивной мощности вызывает увеличение потерь активной мощности и потерь энергии в двигателе и сети.

Наши рекомендации