Основные положения при расчете динамической устойчивости

Общая характеристика вопроса

Всякое внезапное нарушение рабочего режима электрической системы, состоя­щей из электростанций, линий электропередачи и нагрузок, вызывает кача­ния синхронных машин (генераторов, синхронных двигателей и компенсато­ров). При неблагоприятных условиях размах колебаний может получиться настолько большим, что отдельные машины или целые электростанции выпадут из синхронизма.

Причина возникновения качаний заключается в следующем. Как правило, аварии в системах передачи сопровождаются внезапным изменением мощ­ности, отдаваемой в сеть электростанциями. Регуляторы первичных двига­телей обладают значительной инерцией и могут реагировать на изменение мощности или, вернее, на изменение частоты вращения машины с опреде­ленным запаздыванием. В результате равновесие между отдаваемой генера­торами мощностью и мощностью, развиваемой первичными двигателями, нарушается и на валу машин возникают избыточные моменты, вызывающие изменение скорости и относительное перемещение роторов. Дальнейший характер возникших колебаний зависит от целого ряда факторов. Значения отдаваемой машинами мощности и избыточных моментов, ускоряющих или замедляющих роторы машин, в каждый момент времени определяются абсолютным значением и фазой э. д. с. всех машин системы, которые с те­чением времени изменяются, причем изменение фаз связано с относительным перемещением роторов и зависит, таким образом, от инерции вращающихся масс, т. е. от механических свойств системы, тогда как изменение абсолют­ных значений э. д. с. определяется преимущественно переходными электро­магнитными процессами в машинах и зависит от действий АРВ и ряда других факторов.

Качания синхронных машин могут возникнуть также в следующих слу­чаях: при внезапном скачке нагрузки, при отключении линии или трансфор­матора, при отключении генератора и при коротком замыкании (к.з.).

Из этих видов аварии наиболее опасным является к.з., с которым и необходимо считаться в первую очередь. При заземленной нейтрали могут быть следующие виды к.з.: однофазное замыкание на землю; непосредствен­ное замыкание между двумя фазами; двухфазное замыкание на землю; трехфазное к. з.

Наибольшие затруднения в отношении устойчивости возникают при трех­фазном к.з. Вследствие резкого снижения напряжения при трехфазном к.з. связь между генераторными станциями настолько ослабляется, что устой­чивость системы часто нарушается.

При однофазном и двухфазном к.з. (особенно в первом случае) снижение напряжения получается меньше и генераторы находятся в более благоприят­ных условиях, чем в случае трехфазного к.з.

Поскольку вероятность однофазного к.з. достаточно велика, опас­ности выпадения машин из синхронизма в этих условиях необходимо избегать.

В ответственных системах следует добиваться сохранения устойчивости также и при трехфазном к.з. Другие виды аварий, такие, как отключение линий, трансформаторов и генераторов, с точки зрения динамической устой­чивости обычно менее опасны, чем к.з. Поэтому расчеты динамической устойчивости проводятся [применительно к нарушению установившегося режима, причиной которого являются к.з.].

Динамическая устойчивость электростанции, работающей на шины бесконечной мощности. устойчивость двух электростанций конечной мощности. Правило площадей при работе станции на шины бесконечной мощности.

Рассмотрим простейший случай работы электростанции через двухцепную линию электропередачи на шины бесконечной мощности (рис. 6.1). Предпосылка постоянства напряжения на шинах системы по абсолютному значению и фазе исключает возможность качаний приемной сис­темы и значительно упрощает анализ явлений. На рис. 6.2 приведена упрощенная схема замещения рассматриваемой системы при нормальном режиме, представляющая собой последовательное соединение индуктивных сопротивлений отдельных элементов системы, даю­щее в сумме основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru :

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru ;

здесь под индуктивным сопротивлением генератора следует понимать его переходное индуктивное сопротивление основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru .

Было установлено, что при быстром изменении угла в нормаль­ном или аварийном режиме характеристику мощности генератора можно считать синусоидальной, отбросив вторую гармонику мощности и полагая

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru ,

где Е = Е' — переходная э. д. с. генератора, приложенная в его схеме замеще­ния за переходным индуктивным сопротивлением, одинаковым для продоль­ной и поперечной осей.

Эта зависимость для нормального режима представлена на рис.6.4 (кривая основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru ). Теперь предположим, что в начале одной из цепей линии электропередачи в точке К (рис. 6.1) произошло несимметричное к.з. Схема замещения системы для этого режима принимает вид, изображенный на рис. 6.2, а, где в точке К. включено эквивалентное шунтирующее сопротивление к.з. основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru состоящее из сопротивлений обратной и нулевой последовательностей.

В связи с изменением конфигурации схемы вследствие к.з. при неизмен­ной э. д. с. генератора (за переходным индуктивным сопротивлением) значе­ние передаваемой системе мощности изменяется. Выражение для передавае­мой мощности при к.з. можно найти с помощью следующих простых преобразований схемы замещения системы для аварийного режима. Эта схема представляет собой звезду с лучами основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , причем для однофазного к.з. основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , для двухфазного к.з. основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , а для двухфазного замыкания на землю основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru .

Как известно, звезда может быть преобразована в эквивалентный тре­угольник (рис. 6.3, б), стороны которого будут представлены следующими индуктивными сопротивлениями:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru (6.1)

Индуктивные сопротивления основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , подключенные непосредственно к э. д. с. Е и напряжению U, не влияют на значение активной мощности генератора в аварийном режиме и могут быть отброшены.

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru Рисунок 6.1 - Схема электропередачи
  основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru Рисунок 6.2 - Схема замещения электропередачи для нор­мального режима

Весь поток активной мощности генератора направляется через индуктив­ное сопротивление основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , связывающее э. д. с. генератора с напряжением прием­ника U, которое при этом можно рассматривать как эквивалентное индуктивное сопротивление системы в аварийном режиме. В этих условиях характеристика мощности генератора, очевидно, будет иметь вид:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru (6.2)

где основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru

Зависимость мощности от угла имеет синусоидальный характер, но амплитуда ее меньше, чем при нормальном режиме, так как знаменатель в выражении (6.2) больше, чем в (6.1).

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru Рисунок 6.3 – Схема замещения электропередачи при коротком замыкании (а) и ее преобразование (б) основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru Рисунок 6.4 - Анализ колебаний по правилу площадей

Отдаваемая генератором мощность и угол между э. д. с. Е и напряжением U при нормальном режиме обозначены соответственно через основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru и основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . В момент к. з. в связи с изменением параметров схемы происходит переход с одной характеристики мощности на другую, и так как вследствие инерции ротора угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru мгновенно измениться не может, то отдаваемая генераторами мощ­ность уменьшается до значения основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , определяемого углом основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru на кривой основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . Мощность первичных двигателей электростанции вследствие запаздывания регуляторов турбин остается при этом неизменной и равной основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru .

В результате на валу машины возникает некоторый избыточный момент, обусловленный избытком мощности основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . Под влиянием этого момента ротор машины начинает ускоряться, увеличивая угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . В даль­нейшем процесс протекает качественно так же, как и при внезапном отклю­чении нагруженной цепи.

С изменением угла основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru отдаваемая генераторами мощность начинает уве­личиваться и избыточный ускоряющий момент падает. В точке с (рис. 6.4) избыток мощности равен нулю, относительная же скорость ротора основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru дости­гает здесь максимума, и ротор по инерции проходит дальше. Теперь отдаваемая мощность становится уже больше мощности первичных двига­телей, избыточный момент меняет свой знак, и ротор начинает тормозиться.

В период торможения генератор покрывает избыток отдаваемой мощности за счет избыточной кинетической энергии, запасенной им в период ускоре­ния. В некоторой точке d, отвечающей углу, при котором запас избыточной кинетической энергии ротора иссякнет, относительное перемещение ротора прекратится, и так как в этой точке имеется избыточный тормозящий момент, начинается относительное движение ротора в обратном направлении. Пройдя по инерции точку с и достигнув минимального угла отклонения, ротор останавливается в своем относительном движении и затем снова начинает ускоряться. После нескольких колебаний с постепенно затухающей амплитудой относительное движение ротора прекратится и его положение будет определяться точкой с, являющейся точкой установившегося режима на новой характеристике мощности. Если бы ротор при первом отклонении прошел угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , соответствующий мощности основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru на падающей ветви харак­теристики II, то избыточный момент вновь изменил бы свой знак и сделался бы снова ускоряющим. С дальнейшим увеличением угла ускоряющий момент стал бы нарастать и генератор выпал бы из синхронизма.

Приведенные на рис. 6.4 характеристики дают возможность определить максимальное отклонение угла ротора и установить, сохраняет ли система устойчивость. Действительно, ординаты заштрихованных площадок (рис. 6.4) представляют собой избыток мощности основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , создающий избыточный момент того или иного знака. Значение избыточного момента:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru (6.3)

где основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru — угловая скорость вращения ротора.

При качании генератора основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , непрерывно изменяется, однако это изменение весьма невелико сравнительно с синхронной угловой скоростью основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . С доста­точной точностью значение основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru можно считать постоянным и равным основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . Ошибка в значении момента лежит при этом в пределах 1 — 1,5%. Подстав­ляя вместо основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru синхронную скорость основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , получаем:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru

так как в системе относительных единиц основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru = 1.

Таким образом, избыточный момент в относительных единицах может быть принят численно равным избытку мощности основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru .

Рассматривая лишь относительное движение ротора и работу, совершае­мую в этом относительном движении, можно принять, что при перемещении ротора на бесконечно малый угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru избыточный момент совершает эле­ментарную работу, равную основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . При отсутствии потерь вся эта работа идет на изменение кинетической энергии ротора (в его относительном дви­жении).

В рассматриваемом случае избыточный момент сначала ускоряет вращение ротора, и работа, совершаемая в период ускорения при перемещении ротора от основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru до основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , равна:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru

где основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru представляет собой заштрихованную на рис. 6.4 площадку аbс. Таким образом, кинетическая энергия, запасенная ротором в период его ускорения, равна площадке основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . Эту площадку мы назовем площадью ускорения.

После того как ротор пройдет точку своего установившегося положения на новой характеристике мощности, избыточный момент меняет свой знак и начинает тормозить вращение ротора. Изменение кинетической энергии в период торможения при перемещении ротора от основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru до основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru равно:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru

Площадка основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru может быть названа площадью торможения.

В период торможения ротор возвращает запасенную им ранее избыточную кинетическую энергию. Когда вся запасенная ротором избыточная энергия будет израсходована, т. е. когда работа торможения основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru уравновесит работу ускорения основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , относительная скорость становится равной нулю, поскольку кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости. В этот момент ротор останавливается в своем относительном движении и достиг­нутый им при этом угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru является максимальным углом отклонения ротора машины. Для определения угла основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru оказывается достаточным равенство основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , или, что то же самое:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru (6.4)

Уравнение (6.4) показывает, что при максимальном угле отклонения пло­щадь торможения должна быть равна площади ускорения и, следовательно, задача сводится к тому, чтобы найти положение точки d, удовлетворяющее этому условию (рис. 6.4), что может быть сделано графически.

Максимально возможная площадь торможения на рис. 6.4 равна, оче­видно, площадке основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . Если бы эта площадь оказалась меньше площади ускорения основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , то система выпала бы из синхронизма. Отношение возмож­ной площади торможения к площади ускорения основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru является мерой запаса динамической устойчивости системы и может быть названо коэффи­циентом запаса устойчивости.

Когда возможная площадь торможения получается меньше площади ускорения, нередко все же оказывается возможным добиться устойчивой работы, достаточно быстро отключив поврежденную цепь. Мощность, кото­рую можно передать по второй, остав­шейся в работе цепи (рис. 6.1), обычно больше, чем та, которую можно передавать по двум цепям при к.з. Уравнение мощно­сти при отключении поврежденной цепи по­лучает следующий вид:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru где основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru .

Эта зависимость дана на рис. 6.5 в виде кривой III. Кривые I и II представляют собой характеристики при нормальном ре­жиме и при к. з.

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru Рисунок 6.5 - Определение предельного угла отключения по правилу площадей

Как указывалось выше, в момент к. з. передаваемая мощность падает и ротор начинает ускоряться. Пусть в некоторой точке d происходит отключение повреж­денной цепи. В момент выключения работа переходит в точку е на кривой III, и в результате отдаваемая генераторами мощность значительно повышается. Благодаря этому максимально возможная площадь торможения (ограниченная кривой cdefc') получается значительно боль­ше, чем при длительном неотключенном к.з., и это увеличение тем больше, чем раньше происходит отключение, т. е. чем меньше угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru . Таким образом, быстрая ликвидация аварий может весьма значительно повысить устойчи­вость системы. Благодаря своей простоте и большому эффекту это средство находит широкое применение и является, по существу, основным мероприя­тием, служащим для повышения динамической устойчивости.

С помощью рис. 6.5, пользуясь правилом площадей, можно графически найти предельное значение угла основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru , при котором нужно произвести отклю­чение поврежденной линии для того, чтобы добиться устойчивой работы. Значение этого угла определяется равенством площади ускорения и возмож­ной площади торможения.

Предельный угол отключения основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru легко может быть найден и аналити­чески. Действительно, приравнивая нулю сумму площади ускорения и макси­мальной возможной площади торможения, получаем:

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru (6.5)

где основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru — амплитуды характеристик мощности при к.з. и отключе­нии цепи.

Уравнение (6.5) дает

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru

откуда

основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru (6.6)

где все углы выражены в радианах.

Подставляя в (6.6) основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru и основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru нетрудно найти основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru ,

а следовательно, и угол основные положения при расчете динамической устойчивости - student2.ru .

Наши рекомендации