Сущность, возникновение и виды монополии

Монополия – крайний случай рыночной ситуации, когда количество фирм минимально, а конкуренции нет

Абсолютная (чистая) монополия - редкое для хозяйственной практики явление

Однако часто встречается монопольное влияние, когда две-три фирмы обеспечивают все отраслевое предложение или один продавец господствует на локальном рынке

Источники монопольной власти: факторы – способствующие возникновению барьеров входа в отрасль:

В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятель­ности. Такие права могут предоставляться органами государственной власти — на­пример, в отношении предоставления услуг почтовой связи или коммунального хозяйства. Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, как в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной тер­ритории.

Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во време­ни, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволя­ют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии.

Источником мо­нопольной власти может служить собственность на производственный ресурс. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для про­изводства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара. Источником монопольной власти может стать и эффект масштаба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама кон­куренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, ко­торая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки. Иногда источ­никами монопольной власти могут выступать предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, ког­да монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).

Типы монополий

Используя критерии происхождения приведенных источников монопольной власти, выделяют несколько типов монополий.

Закрытая монополия – положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции.

В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия – обладание монопольной властью – результат авторских достижений фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге).

Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.

Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Монопсония - концентрация монопольной власти у покупателя.

Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем если монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам. Нечасто встречающиеся случаи монопсонии можно наблюдать в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма является единственным работодателем на данной территории.

Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

Особенность ситуации состоит в том, что, хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям совершенной конкуренции. Поэтому покупатель устанавливает цену ниже той, которую запрашивает продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из них вести переговоры. Модель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружений, когда речь идет о подрядах на закупку типов вооружения, техническими возможностями производства которого располагает только одна-единственная фирма.

Процесс возникновения монополистических союзов (объективен):

Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Скачок в развитии   Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Рост капиталоемкого производства
         
Концентрация и централизация производства и капитала
  Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru    
Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Возниконвение крупных предприятий   Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Обострение конкурентной борьбы
Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru      
Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Возможности монопольных союзов Сущность, возникновение и виды монополии - student2.ru Необходимость монопольных союзов
       
  Создание монополий    

Главная причина создания монополий – концентрация и централизация производства, которые идут по следующим направлениям:

Горизонтальная интеграция – слияние двух или нескольких компаний, занятых в одной сфере производства.

Вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство которых связано единой технологический цепью, по переделам

Диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средство достижения цели – монопольная цена. Она устанавливается монопольно низкая на ресурсы и монопольно высокая на продаваемую продукцию. Для этого они (монополии) используют различные методы контроля над ценами.

-лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли наращивает свои цены, а остальные следуют им

-тайные соглашения между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен.

-назначения цен или установление доли влияния на рынке может основываться на длительно существующем положении, ставшем уже традицией

-кроме этого, монополия устанавливает барьеры для проникновения на монополизированный рынок

-высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли

-патентная защита производства товаров: чтобы войти на рынок, надо приобрести.

Монопольная цена – монопольно низкая на ресурсы

монопольно высокая на продукцию.

Наши рекомендации