Статья 28. Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

2. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

3. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь.

4. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю.

5. Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

6. Требования настоящей статьи не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке.

ПРАВИЛА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТДЕЛЬНЫМИ

ВИДАМИ ТОВАРОВ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

(в ред. постановлений Совмина от 16.03.2005 N 285,

от 06.03.2006 N 317, от 11.09.2006 N 1179,

от 01.06.2007 N 744, от 15.02.2008 N 206,

от 17.06.2008 N 887, от 04.08.2008 N 1115)

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4. Покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца.

Запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы продавца. За 10 минут до окончания времени работы продавец может предупредить покупателей о том, что время работы заканчивается и обслуживание покупателей прекращается.

При закрытии на обеденный перерыв и в конце рабочего дня касса прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца.

Все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.

9. Продавец обязан иметь книгу замечаний и предложений, книгу учета проверок (ревизий), санитарный журнал (при торговле продовольственными товарами, осуществлении общественного питания), бракеражный журнал (при осуществлении общественного питания) и иные документы, установленные законодательством.

Книга замечаний и предложений предъявляется по первому требованию покупателя. При этом запрещается требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения в книгу замечания и (или) предложения.

10. Настоящие Правила в доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

11. Продавец обязан довести до сведения покупателя на белорусском или русском языке наименование (фирменное наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, а для торговых объектов общественного питания также тип объекта, наценочную категорию, разместив указанную информацию на вывеске, расположенной на входных дверях (фасаде).

Продавец - индивидуальный предприниматель должен также предоставить покупателю информацию о своей фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию.

Продавец обязан предоставить покупателю информацию о специальных разрешениях (лицензиях) на все виды осуществляемой им деятельности, связанной с продажей товаров, которые подлежат лицензированию, с указанием номера специального разрешения (лицензии), срока действия, органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию), а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке. Указанная информация должна быть размещена в удобном для ознакомления покупателя месте.

Информация, предусмотренная частями первой, второй и третьей настоящего пункта, также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении розничной торговли вне постоянного места нахождения продавца.

12. Персонал продавца должен быть обеспечен нагрудными знаками с указанием в них должности, фамилии, имени, отчества, а в продовольственных магазинах - также специальной санитарной одеждой, в торговых объектах общественного питания - санитарной или форменной одеждой.

13. В витрине должны быть выставлены образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Образцы товаров, находящиеся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя после проверки их качества.

Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем, продаже не подлежат.

14. Покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить нанесенный ущерб.

15. Продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

22. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

При продаже швейных, верхних трикотажных, меховых изделий, головных уборов, обуви методом самообслуживания единый ценник может не выставляться.

25. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества в таре и (или) упаковке в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также условиям доставки товара устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.

Товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Исключение составляют продовольственные товары, предварительно расфасованные продавцом в полиэтиленовые пакеты без герметичной упаковки. По требованию покупателя продавец обязан передать такой товар в бесплатной упаковке.

29. Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено законодательством.

31. Оплата товаров производится в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.

В случае возврата товара расчеты с покупателем производятся в том же порядке, в котором производилась его оплата, если иное не установлено соглашением сторон.

32. Продавец осуществляет прием наличных денежных средств с применением кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, если иное не установлено законодательством.

В случаях, установленных законодательством, продавец обязан обеспечить условия для осуществления оплаты с использованием банковских пластиковых карточек.

33. Персонал (кассир или иной работник), осуществляющий прием наличных денежных средств, должен производить расчеты с покупателем в следующем порядке: четко назвать сумму денег, полученную от покупателя, и положить эти деньги отдельно на видное для покупателя место; выбить чек; назвать покупателю выдаваемую сумму сдачи и вручить ее вместе с чеком; поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового суммирующего аппарата или специальной компьютерной системы или иное место аналогичного назначения, определенное эксплуатационной документацией на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы.

Правильность расчета за приобретаемый товар покупатель проверяет на месте его проведения.

При возникновении спора об ошибке в выдаче сдачи покупатель имеет право потребовать от продавца проведения сверки показаний контрольной ленты кассового суммирующего аппарата или специальной компьютерной системы с фактической суммой наличных денежных средств в ящике для денег кассового суммирующего аппарата или специальной компьютерной системы или ином месте аналогичного назначения, определенном эксплуатационной документацией на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы.

34. Продавец обязан принимать от покупателей ветхие купюры, которые не допускаются к дальнейшему обращению.

35. Запрещается хранить в ящике для денег кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы или ином месте аналогичного назначения, определенном эксплуатационной документацией на кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, наличные денежные средства, не учтенные через кассовый суммирующий аппарат, специальную компьютерную систему, кроме полученных перед началом работы авансом для расходных операций.

36. Персоналу запрещается хранить в торговом зале, кассовой кабине личные вещи и товары, не являющиеся собственностью продавца. Верхняя одежда и личные вещи персонала должны храниться в отдельном помещении в предназначенных для этих целей местах.

40. Продавец вправе не обслуживать лиц, нарушающих правопорядок.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июля 1999 г. N 296-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 19.07.2005 N 37-З,

от 16.05.2006 N 118-З, от 29.06.2006 N 138-З,

от 07.05.2007 N 219-З, от 20.07.2007 N 272-З,

от 24.12.2007 N 299-З, от 06.01.2009 N 6-З))

Статья 193. Понятие трудовой дисциплины

Трудовая дисциплина - обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ

Статья 197. Дисциплинарный проступок

За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность (статьи 198 - 204).

Статья 198. Меры дисциплинарного взыскания

За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42).

Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204).

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

Статья 42. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случаях:

1) ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников;

2) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы;

4) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;

5) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

6) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

7) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

8) совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

9) однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников.

Наши рекомендации