Проблемы развития малого бизнеса в РФ на федеральном и региональном уровне
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований присущего ему круга проблем.
Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью и подошло к такому рубежу, когда объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его в качественно новое состояние путем поиска «точек роста».
Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.
Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям.
Основные проблемы малых предприятий, во многом обусловившие негативную динамику основных показателей их развития, в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась:
1. Сокращением платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;
2. Отсутствием оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);
3. Ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;
4. Отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).
Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства в период кризиса поставили многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет.
Экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов, поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
В целом, к числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в России, эксперты и исследователи в этой области относят:
1. Отсутствие цивилизованной конкурентной среды;
2. Несоответствие нормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;
3. Высокий уровень административных барьеров и коррупции;
4. Затрудненный доступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
5. Несовершенство системы налогообложения;
6. Низкое качество информационно-аналитического обеспечения органов поддержки малого бизнеса;
7. Низкая компетентность представителей органов поддержки малого бизнеса в вопросах предпринимательства;
8. Отсутствие системы юридической защиты малого бизнеса и т.д.
Помимо вышеперечисленных проблем развития малого бизнеса на федеральном уровне, можно выделить и специфические проблемы, присущие отдельно взятым регионам.
Несмотря на то, что благодаря федеральным законам о малом и среднем бизнесе практически во всех регионах России уже сформированы законодательные базы, выстроенные по образцу базового федерального закона, реализация их происходит далеко не в полной мере, что во многом определяет неравномерность распределения малых предприятий по субъектам РФ. Кроме того, недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Хочется отметить, однако, что вопрос развития малого бизнеса и рост его доли в валовом региональном продукте – субъективный для каждого отдельного субъекта федерации и ставить вопрос об увеличении числа субъектов малого предпринимательства в общем порядке для всех регионов, по нашему мнению, невозможно. В регионах с монопрофильным развитием экономики, где основу валового регионального продукта формирует отдельная отрасль, не специфичная для малого бизнеса, добиваться роста их числа просто бессмысленно. Но в тех субъектах федерации, где есть три признака - высокая численность населения, развитая промышленная инфраструктура, отсутствие гипертрофированного промышленного или сырьевого развития, можно и нужно ставить этот вопрос при разработке долгосрочной стратегии регионального развития.
К примеру, специфика экономики Краснодарского края, характеризующейся высокой степенью диверсификации, состоит в том, что основу валового регионального продукта определяет транспортировка нефти, а этот бизнес по определению малым не назовешь. В сельском хозяйстве региона также активно работают крупные агрохолдинги, что заметно препятствует развитию малого бизнеса в данной отрасли. Значительная доля малого бизнеса присутствует в сфере торговли товарами народного потребления и туристической сфере, в связи с чем надежды на увеличение существующей доли малого бизнеса в валовом региональном продукте администрация возлагает в основном на резкое развитие туристско-рекреационной зоны в Краснодарском крае, обусловленное предстоящей олимпиадой.
Сегодня усилия законодателей в Краснодарском крае сосредоточены в основном на снижении административного давления на малый и средний бизнес, облегчении доступа к кредитным ресурсам и аренде нежилых помещений. Между тем одной из важнейших проблем, реально препятствующих развитию малого бизнеса и требующих незамедлительного решения, является недостаточное количество квалифицированных кадров. В первую очередь это касается специалистов, которые могли бы правильно и юридически грамотно вести собственное дело. В крае это направление получило свое развитие через создание региональной системы бизнес-образования. Сегодня эта система состоит из двух уровней: стратегического и тактического. Ее стратегия определяется Краевым советом по предпринимательству, возглавляемым главой администрации Краснодарского края А.Н.Ткачевым. Тактика реализуется Краевым центром бизнес-образования, созданным в структуре Кубанского государственного университета распоряжением губернатора. В реализацию концепции включены краевые департаменты, центры содействия развитию предпринимательства, центры занятости населения, молодежные биржи труда, торгово-промышленные палаты, бизнес-структуры, депутаты, учебные заведения.
В настоящее время Краевым центром бизнес-образования совместно с департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края и Советом по предпринимательству Краснодарского края разработаны и реализуются несколько образовательных проектов:
- «Инфраструктура малого и среднего предпринимательства»;
- «Развитие предпринимательства»;
- «Развитие предпринимательства в сфере ремесленной деятельности»;
- «Корпоративное управление»;
- «В бизнес через образование».
Принимая во внимание тот факт что, по данным аналитиков, именно низкий уровень знаний населения тормозит процессы развития малого и среднего предпринимательства в стране, введение теоретических и практических курсов по организации и ведению собственного бизнеса в других вузах края будет, на наш взгляд, в значительной степени способствовать повышению эффективности функционирования предприятий малого формата.
Определенный резерв роста численности малых предприятий наблюдается и в сельском хозяйстве края. Как нами было отмечено ранее, в сельском хозяйстве региона по-прежнему активно работают крупные агрохолдинги. Несмотря на предпринимаемые администрацией края меры по стимулированию развития фермерских хозяйств, их доля в общем объеме произведенной сельхозпродукции по-прежнему остается довольно низкой. Определенной активизации предпринимательства в агропромышленном комплексе Краснодарского края, можно добиться, на наш взгляд, лишь посредством проведения дальнейшего снижения налоговых ставок в данном секторе, предоставления налоговых каникул малым предприятиям, проходящим период становления, в сочетании с совершенствованием льготных процедур кредитования.
Кроме того требуется тщательно выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.
Серьезной проблемой, препятствующей развитию малого бизнеса в крае, является и недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.
Весомым источником ее пополнения может стать льготное предоставление субъектам малого бизнеса производственных, торговых и офисных помещений на правах временного пользования или аренды. Необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, предоставления в аренду - создания рынка бизнес-недвижимости для малых предприятий. При этом предложение инфраструктуры от местных властей должно носить опережающий характер.
Сегодня, когда предельно напряженный краевой бюджет основным источником материально-финансовых ресурсов для малого бизнеса стать не может, значительно возрастает роль ресурсов кредитных. Но и они недостаточно доступны при постоянной инфляции и высокой ставке рефинансирования.
Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство краевых предприятий малого бизнеса качеством кредитования.
Во-первых, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.
Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документации и длительностью сроков рассмотрения их заявок.
В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.
Справедливости ради следует отметить, что ряд краевых банков предпринимает определенные действия для улучшения обслуживания клиентов из числа малых и средних предприятий. Увеличивается время обслуживания клиентов, предпринимаются шаги для сокращения срока рассмотрения кредитных заявок, внедряются упрощенные технологии кредитования, однако в целом по краю механизмы кредитования субъектов малого предпринимательства объективно требуют совершенствования.
По-прежнему в крае остро стоит проблема административных барьеров для предпринимательства. Несмотря на то, что уведомительный порядок начала деятельности позволил значительно упростить процесс открытия предприятия, процедура получения необходимых согласований остается довольно сложной.
Для преодоления административных барьеров повсеместно применяется журнал учета мероприятий по контролю субъекта предпринимательской деятельности. Администрация края заключила соглашение с 35 контролирующими и силовыми структурами, в том числе федеральными, которые разработали и довели до своих подведомственных органов соответствующие инструкции по проведению контрольной работы. В результате количество проверок сократилось практически на треть .
В то же время, некоторые сотрудники контролирующих и силовых структур продолжают использовать бизнесменов в качестве источника личного обогащения. По результатам таких фактов в 2009 году по телефонам "горячей линии" в центры содействия развитию малого предпринимательства поступило почти 750 жалоб на действия органов милиции, сотрудников противопожарной службы, госторгинспекций, налоговых структур, Госэпиднадзора.
Информированность предпринимателей также остается актуальной проблемой, и речь идет не только о вопросах информирования о созданных Центрах и других институтах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Любой бизнес – малый, средний, крупный - не может обойтись без информационной поддержки. Ему нужна информация о поставщиках, о наличии товаров и многое другое. Например, в Москве создана единственная для России информационная система, которая охватывает все сферы деятельности малого бизнеса, начиная от нормативной базы и заканчивая сетью маркетинговых центров на территории страны. Подобную систему можно и нужно, на наш взгляд, создать на Кубани. Она должна позволить раскрыть информацию по каждому городу, району, довести ее до предпринимателей.
Одним из наиболее важных конкурентных преимуществ малого бизнеса является более активное, по сравнению с крупным, осуществление инновационной деятельности. Именно малые предприятия являются пионерами в освоении новых производственных, торговых и организационных технологий. Сегодня, когда инновационная составляющая экономического развития региона становится приоритетной, особую важность приобретает, на наш взгляд, государственная поддержка относительно новых формы малых организаций, таких как:
- малые многопрофильные корпорации и холдинги в развивающихся сферах рекламного, мультимедийного, компьютерного бизнеса и СМИ;
- сетевые модели с использованием франчайзинга в торговле и общественном питании;
- кредитные кооперативы в сельском хозяйстве;
- виртуальные предприятия;
-технопарки, бизнес-инкубаторы и предприятия малого высокотехнологичного бизнеса;
- креативные корпорации.
Именно новые форматы малого бизнеса, могут стать, на наш взгляд, тем «локомотивом» развития предпринимательства, который так необходим сегодня российской экономике.