Глава 17. Приемка товаров и экспертиза их качества
1. Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В связи с этим у руководителей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние.
Целями организации приемки являются: 1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров; 2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц; 3) ускорение и удешевление процедуры приемки.
С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товаров от органов транспорта.
Порядок получения товара от органов транспорта регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством.
В случаях, когда груз выдается с участием перевозчика, надлежит помнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте - проставления записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности груза, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.
Приемка товара, непосредственно передаваемого продавцом покупателю либо получаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.
Пункт 2 ст. 513 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. N П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. N П-7 (далее - Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).
Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирования порядка приемки остается и требует своего решения.
Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, однако получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.
Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций". Названным приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам N Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному Инструкциями N П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ N 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться Инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.
Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.
Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.
Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов международных коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА), императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.
В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным.
Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названными инструкциями.
Следует вместе с тем учитывать, что приемка товара - это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Должны определяться круг исполнителей, проводиться их обучение, в том числе путем деловых игр, составляться образцы приемных документов, осуществляться контроль за соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, вместе с тем активное участие в ней обязан принимать юрист фирмы.
2. Порядок приемки товаров по количеству и качеству внешне сходен. Вместе с тем в их содержании имеется важное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, что при обнаружении дефектов товара этот товар продолжает существоватъ (кроме скоропортящегося). Забракованные изделия можно вновь, причем неоднократно, экспертировать и, в конце концов, достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты.
В отличие от этого установление недостачи характеризуется одномоментностъю и невоспроизводимостью обстоятельств, при которых обнаружена недостача. Если при вскрытии вагона или автофургона установлено отсутствие ящика сливочного масла или пары коробок обуви, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно. Отсюда необходимость точного и детального отражения в документах всех обстоятельств приемки, поскольку только на основе анализа документов можно судить о достоверности утверждения комиссии о существовании факта недостачи.
Положение осложняется тем, что в силу глубокого несовершенства Инструкции о приемке по количеству ее применение носит скорее ритуальное значение, оно не позволяет установить истинное положение дел. Так, для подтверждения довода об отсутствии в поступившем контейнере нескольких рулонов ткани или полутонны бананов получатель должен представить документальные подтверждения. Акт, составленный в полном соответствии с Инструкцией N П-6, неспособен достоверно свидетельствовать, существовала ли в действительности недостача. Однако поскольку других доказательств закон не предусматривает, приходится принимать на веру такие акты. Дефекты инструкции можно преодолевать, ужесточая в договорах требования в порядке приемки и фиксирования ее результатов. Для этого надо глубоко разбираться в технике приемки и составления документов.
В самой приемке принято выделять несколько этапов.
Первый этап связан с процессом выгрузки товара из транспортного средства: вагона, контейнера, автомобиля и др., когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. В процессе выгрузки проверяется:
а) в части количества - вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте - открытом ящике, корзине, связке;
б) в отношении качества на первом этапе проверяется наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Одновременно должны быть зафиксированы механические повреждения тары - поломка, наличие признаков вскрытия.
По смыслу инструкций о приемке по количеству и качеству на первом этапе, т.е. при выгрузке товара, приемка производится не менее чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации. Это складские работники или иные лица.
Количество выгруженного товара сопоставляется с данными, указанными в транспортных и сопроводительных документах. Сопроводительные документы - это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т.п. При отсутствии таких документов проверяется фактическое количество поступившего товара.
В случае обнаружения на первом этапе факта недостач или повреждения товара получатель должен определить порядок дальнейшей приемки. Здесь действуют следующие правила.
Дальнейшая приемка по количеству производится комиссией, в состав которой входят представители покупателя и поставщика. Когда поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в назначенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, лишь если это предусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен известить, будет ли направлен его представитель и когда он прибудет.
Вызов представителя поставщика в договорах предусматривается редко, поскольку такой представитель обычно не может установить истину. Более эффективно включение в договор условия, обязывающего покупателя незамедлительно извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее размере. Такой порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.
При неявке представителя поставщика, а также в случае, когда его вызов не предусмотрен договором, дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя. В нее входят лица, начинавшие приемку. Кроме того, включается представитель, приглашенный из другой организации, либо из числа лиц, уполномоченных профсоюзной организацией получателя. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.92 N 21 "О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества" (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 N 13) при отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудовым коллективом. Представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в вопросах приемки товара. Не могут назначаться представителями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы.
Здесь обнаруживается один из главных просчетов Инструкции о приемке по количеству. Первый этап приемки, являющийся основным, осуществляется совершенно бесконтрольно кладовщиками или иными лицами. Когда же они обнаружили (а нередко - создали) недостачу, начинает формироваться комиссия для дальнейшей приемки с участием поставщика или иного незаинтересованного представителя. Для преодоления данного несоответствия можно предусматривать в договоре условие о том, что вскрытие транспортного средства и приемка ценных грузов уже на первом этапе осуществляются комиссионно с участием определенных лиц.
Для проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены какие-либо дефекты, покупатель обязан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вызов представителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель поставщика не явился или его вызов необязателен, то для дальнейшей проверки качества товара вызывается эксперт. Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях, их экспертных бюро при торгово-промышленных палатах либо специализированных экспертных организаций. Для определения качества продукции хозяйственного назначения, т.е. не предназначенной для розничной продажи, необходимость экспертной проверки не предусмотрена.
В случае неявки представителя поставщика, необязательности его вызова, а также при отказе экспертной организации в выделении эксперта дальнейшая приемка по качеству производится комиссией. Порядок ее образования аналогичен порядку создания комиссий для количественной приемки.
По результатам первого этапа приемки инструкции о приемке по количеству и качеству предусматривают составление акта приемки. Однако такой акт носит промежуточный характер. Поэтому получатели обычно не составляют акт о результатах первого этапа приемки, а оформляют его по итогам приемки в целом, хотя это и не согласуется с требованиями названных инструкций.
Комиссия проверяет количество или качество товара и составляет акт приемки. Требования к составлению актов и их содержанию установлены инструкциями о приемке по количеству и качеству. В акте, в частности, должно указываться место проведения приемки, часы начала и окончания, фамилии и должности членов комиссии. Представитель, в том числе от поставщика, обязан иметь удостоверение на право участия в приемке. Номер и дата удостоверения отражаются в акте, а само удостоверение прилагается к акту.
В акте о выявленной недостаче необходимо указывать, проверялось ли количество товара при выгрузке из транспортного средства либо на складе покупателя. Отражаются данные о целостности транспортного средства, описывается содержание оттисков пломб. При приемке на складе покупателя в акте указывается, как была обеспечена сохранность товара до момента приемки. Описывается наружная маркировка тары, сохранность контрольных лент, наличие или отсутствие следов вскрытия тары.
В случае, когда определение количества товара требует использования измерительных приборов (весов, мерников и т.п.), в акте указывается, каким измерительным прибором определялось количество, а также данные о его поверке контрольным органом.
Выборочная проверка качества части товара с распространением результатов проверки этой части на всю партию допускается в случаях, установленных стандартом на товар или договором. Если такая возможность не предусмотрена, то проводится сплошная проверка всех изделий (всей партии). Отбор проб для выборочной проверки оформляется отдельным актом. Результаты исследования образца (пробы) должны содержать данные о том, от кого и в каком состоянии поступил образец. Результаты исследования образца отражаются в акте приемки, к которому прилагается заключение об анализе образца.
В акте о ненадлежащем качестве товара указывается стандарт, на соответствие которому проверялось качество. Если качество товара проверялось по согласованному образцу или условиям договора, то в акте приводится ссылка на показатели образца или соответствующий пункт договора.
Комиссия отражает в акте точное количество забракованного товара, степень понижения качества - в процентах или долях. Указывается характер дефектов, делается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, т.е. у покупателя. В акте должно даваться заключение о месте, времени и причинах порчи товара. Если сведения о причинах недоброкачественности товара отсутствуют, то порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, каковым в большинстве случаев является покупатель.
Акт приемки подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. К акту приемки прилагаются все сопроводительные документы, упаковочные ярлыки, удостоверение представителя, другие необходимые документы.
Весьма важно соблюдение сроков приемки. Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст. 477 ГК РФ. Согласно этой норме приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки более детально. Согласно им приемка на первом этапе, т.е. при выгрузке из транспортных средств, осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. Одновременно составляется акт по результатам первого этапа приемки.
Сплошная приемка всей партии по количеству со вскрытием тарных мест проводится на складе получателя в 10-дневный срок.
Проверка качества всего товара, кроме внешних повреждений, которые должны фиксироваться в момент выгрузки, проводится в 20 дней, а скоропортящихся продуктов - в 24 часа с момента получения. Для отдельных категорий получателей инструкциями установлены иные сроки приемки товаров.
Товары, на которые установлены гарантийные сроки либо сроки годности, могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков. Статья 477 ГК РФ устанавливает, что недостатки товара, на который отсутствуют гарантийные сроки, могут актироваться в пределах двух лет со дня получения товара, если договором не предусмотрены более длительные сроки.
Гарантийные сроки на большинство товаров у нас устанавливаются продолжительностью 1 год. С принятием ГК РФ оказалось, что гарантийные сроки, которые призваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы как организаций-покупателей, так и граждан. Для исправления такого положения следует предусматривать в заключаемых договорах, что гарантийный срок на товар должен составлять не менее двух лет.
Для отдельных видов товаров существуют сроки их использования. Они составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачественности в пределах срока использования такого товара должны составляться применительно к Инструкции о приемке по качеству.
Имеется несколько типичных спорных ситуаций, возникающих при проверке товара. Так, если товар получен покупателем на складе продавца по акту сдачи-приемки, то это не лишает покупателя права провести приемку по количеству и качеству после доставки товара на свой склад. Однако продавец будет отвечать лишь за такие недостатки и потери, которые не могли возникнуть из-за ненадлежащей погрузки или транспортировки. В данной части убытки от несохранности принятого от продавца товара составляют риск покупателя.
Инструкция о приемке по качеству допускает перепроверку поставщиком возвращенных ему забракованных товаров в случаях, предусмотренных договором с покупателем.
Имеются особенности приемки для отдельных категорий покупателей. Так, оптовые и иные посреднические организации, переотправляющие товар в закрытой таре предприятия-изготовителя, при получении товара проверяют лишь число мест товара. Содержимое мест учитывается по сопроводительным документам и наружной маркировке тары.
Сплошная приемка со вскрытием тары и проверкой количества и качества товара в каждом тарном месте проводится посредником в случае поступления товара в открытой таре, поврежденной таре, таре без наружной маркировки, а также при наличии признаков несохранности товара (наружные потеки, шорох от боя при перемещении и т.п.).
Внутриместная приемка со вскрытием тары проводится также в случаях, предусмотренных договором с конечным покупателем. Такой порядок устанавливается, когда товар подлежит переотправке отдаленным потребителям, для которых затруднены возврат и замена товаров при обнаружении дефектов.
При отгрузке товара, подвергавшегося перепроверке, посредник наряду с документами изготовителя выписывает и прилагает собственные сопроводительные документы, удостоверяющие количество и качество товара. Изготовитель уже не несет ответственности за те недостатки, которые могли образоваться по вине посредника.
В остальных случаях посреднические организации переотправляют товар в исправной закрытой таре изготовителя по количеству мест и весу брутто без проверки содержимого мест и фактического качества товара.
Следует учитывать и использовать возможности договора для повышения достоверности приемных документов и пресечения злоупотреблений со стороны недобросовестных контрагентов. Возможности договора как универсального правового средства в деле совершенствования приемки чрезвычайно велики.
Повышению достоверности результатов приемки и затруднению возможности злоупотреблений служит, например, установление в договорах обязанности получателей:
1) сохранять пломбу от вагона, контейнера или автомобиля в состоянии, позволяющем проверить экспертным путем ее при надлежность отправителю и отсутствие фальсификации;
2) проверять вес каждого тарного места товара в случае указания продавцом на ящиках или коробах веса мест. При выявлении несоответствия веса отдельных мест данным маркировки вызывать представителя продавца и проводить внутриместную приемку только с его участием. Подобный порядок может предусматриваться в отношении любых видов товаров, отгружаемых в закрытой таре;
3) при обнаружении недостачи хотя бы в одном тарном месте приостанавливать дальнейшую приемку и вызывать представителя продавца для совместного вскрытия и проверки содержимого остальных мест;
4) в случае обнаружения боя товаров, в том числе товаров в стеклянной таре, сохранять бой для предъявления продавцу.
Имеется множество других договорных решений, значительно упорядочивающих и ужесточающих порядок приемки в целом либо проверки отдельных видов товаров с учетом их особенностей и специальных свойств.
Следует регулярно анализировать акты приемки, составляемые вашими покупателями по поводу недостачи и порчи полученных товаров. Их анализ позволяет выявить места систематического возникновения потерь, хищений и даже установить конкретных лиц, у которых они происходят, для принятия соответствующих мер.
3. Определенными особенностями характеризуется приемка импортных товаров. Здесь, прежде всего, важно определение правил приемки. Независимо от права, применимого к исполнению основного обязательства (основному исполнению), во внешнеторговых контрактах следует предусматривать, что приемка получаемых товаров производится по российскому праву. На это ориентирует п. 4 ст. 1210 ГК РФ.
Процедура приемки или ее важнейшие положения могут устанавливаться контрактом. Если в контракте указанные вопросы не решены, то следует руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлению и направлению рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90. Названная Инструкция применяется в качестве обычая торгового оборота. Если в контракте вопросы приемки урегулированы лишь частично, то в остальных моментах должны субсидиарно применяться положения названной Инструкции.
Для приемки импортных товаров приглашается эксперт бюро товарных экспертиз при торгово-промышленной палате. В случае невозможности приглашения эксперта торгово-промышленной палаты или отказа в его выделении приемка производится комиссией с участием представителя иностранного поставщика или с участием представителя другой незаинтересованной организации.
Акты приемки по количеству и качеству (рекламационные акты) должны составляться раздельно по каждой партии товара, отгружавшейся по одной международной накладной. Не разрешается составление одного общего акта на товары, поступившие по разным контрактам или от разных инопоставщиков. Требования к содержанию рекламационных актов предусмотрены названной Инструкцией. Приказом Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132 утверждена унифицированная форма (N Торг-3) акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров.
При приемке товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренным в стандарте на товар или контракте. При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров производится по данным маркировки и внутритар-ных упаковочных листов, а при отсутствии последних - по фактическому наличию.
Если при приемке обнаружены изделия с дефектами от механического воздействия (проколы, поломки, потертости и т.п.), то эксперт или комиссия должны дать описание дефектов, указать количество изделий с такими недостатками, степень понижения качества - в процентах или долях, отразить состояние упаковки.
При обнаружении товаров, не соответствующих установленным требованиям, получатель обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения распоряжения импортера или иностранного поставщика. Товары, не соответствующие установленным требованиям, должны храниться в таре или упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это оказывается невозможным, тара или упаковка должны храниться отдельно до урегулирования вопроса с импортером или иностранным поставщиком.
Рекламационный акт (акт экспертизы) с прилагаемыми к нему документами и основанное на них требование направляются в кратчайший срок организации-продавцу, по счету которой получен и оплачен товар. Эта организация переотправляет документы импортеру или иностранному поставщику. Если товар получен покупателем по внешнеторговому контракту непосредственно от инофирмы, то требование о возмещении убытков от недостачи или недоброкачественности товара заявляется к последней.
Если при получении импортных товаров их приемка может производиться согласно российским правилам, то при поставке товаров на экспорт вопросы приемки всегда следует определять в контракте. В настоящее время несвоевременное или неполное получение экспортной валютной выручки зачастую связано с претензиями иностранных покупателей к количеству и качеству полученных экспортных товаров.
В заключаемых контрактах следует предусматривать, что обязательным документом для подтверждения факта недостачи или ненадлежащего качества полученного товара является акт экспертизы, составленный надлежаще уполномоченной организацией. Зарубежные получатели нередко злоупотребляют с составлением документов о недостаче или забраковании товара. Предупредительные меры надлежит осуществлять по двум направлениям. Во-первых, следует предварительно подыскивать в пункте назначения достаточно надежную, добросовестную организацию, которой по контракту будет поручаться проведение приемки. Во-вторых, целесообразно предусматривать в контракте требования, направленные на ужесточение порядка приемки и повышение достоверности составляемых рекламационных актов.
4. В торговых отношениях нередко требуется экспертиза качества товаров. Под экспертизой принято понимать исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
В зависимости от целей различают несколько разновидностей экспертиз. Так, экологическая экспертиза используется для определения воздействия товара в процессе потребления на человека и окружающую среду. Экономическая экспертиза проводится для проверки правильности установления цены на товар в зависимости от величины производственных, транспортных и иных затрат. Технологическая экспертиза позволяет установить соответствие изделия технологическому режиму изготовления, соблюдение норм расходования сырья и дозирования компонентов.
Для коммерческой деятельности наиболее актуальна товарная экспертиза, состоящая в определении соответствия товара стандартам и условиям договора, данным маркировки и сопроводительных документов, фактической сортности (марке, артикулу и т.п.), причин брака или снижения качества. Нередко товары теряют свое качество из-за нарушения правил упаковки, неправильного хранения или транспортировки. Экспертиза позволяет установить такие причины и предложить способы предупреждения потерь.
По организационным признакам экспертизы подразделяются на первичные, т.е. назначаемые по соответствующим вопросам впервые, и повторные. Различаются также основная экспертиза и дополнительные, проводимые из-за неполноты или нечеткости основной экспертизы.
Товарная экспертиза проводится бюро товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях, экспертными отделами при торгово-промышленных палатах, специализированными экспертными организациями. Единая система экспертных учреждений в стране отсутствует. Деятельность по проведению экспертиз не подлежит лицензированию. Среди множества экспертных учреждений надо выбирать имеющие высокую репутацию и опыт подготовки заключений по соответствующим вопросам.
Экспертиза может назначаться по соглашению сторон либо по инициативе одной из них. Так, в соответствии с Инструкцией по приемке по качеству покупатель обязан вызвать эксперта для проверки качества товара в случаях: а) если одногородний продавец по вызову покупателя не направил своего представителя, б) если вызов представителя иногороднего продавца не предусмотрен договором либо на посланный покупателем вызов продавец в суточный срок не сообщил о направлении представителя. Получатель обязан пригласить эксперта для приемки поступившего импортного товара.
В связи с возбужденным делом экспертиза может назначаться определением арбитражного суда или постановлением следственного органа. Такая экспертиза поручается Федеральному центру судебных экспертиз при Минюсте РФ или иной экспертной организации.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением, подписываемым экспертом и заверяемым печатью экспертного учреждения.
Допускается оспаривание актов экспертизы заявлением на имя руководителя экспертного учреждения с указанием конкретных недостатков, допущенных при проведении первичной экспертизы. Руководитель вправе при наличии оснований назначить повторную экспертизу, в том числе комиссионную, проводимую несколькими экспертами. Повторная экспертиза может назначаться по постановлению следственных и судебных органов.
Дополнительная литература
1. Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России: Конспект лекций. СПб., 2003.
2. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов/Г.А. Васильев, Л.А. Ибрагимов, Н.А. Нагапетьянц и др. М., 1997.
3. Красовский Н.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М., 1998.
4. Общие правила проведения экспертизы качества и количества товаров. М., 1996.
──────────────────────────────
*(1) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41. С. 311.
*(2) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
*(3) Принципы международных коммерческих договоров. М., 2003.
*(4) Внешнеторговое право. 2004. N 2.
*(5) Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 117.
*(6) СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 119.
*(7) Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 442.
*(8) Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть/Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 42.
*(9) Шустер П. Основы немецкого торгового и хозяйственного права. М., 1995. С. 24.
*(10) Каминка А.И. Очерки торгового права. С. 70.
*(11) См.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. С. 42.
*(12) Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 200.
*(13) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. С. 297.
*(14) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
*(15) Гражданское право: Учебник/Отв. ред. проф. Е.А. Суханов Т. I. Полутом 2. М., 1998. С. 296.
*(16) См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 24.
*(17) СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
*(18) СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.
*(19) См.: постановление Правительства РФ от 12.10.98 N 1190 "О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации"//СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5162.
*(20) СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3396.
*(21) СЗ РФ. 1997. N 44. Ст. 5078.
*(22) СЗ РФ. 2000. N 18. Ст. 1718.
*(23) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 2000.
*(24) СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 2012.
*(25) СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
*(26) СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2910.
*(27) СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3540.
*(28) СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.
*(29) СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
*(30) См.: Витрянский В.В. Договор поставки и отдельные его виды. М., 1999. С. 117.
*(31) Вестник ВАС РФ. 1998. N 3. С. 23.
*(32) Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 109-110.
*(33) Свод законов СССР. Т. 5. С. 123.
*(34) См.: Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М., 2002.
*(35) СЗ РФ. 1997. N 19. Ст. 2230.
*(36) СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
*(37) СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
*(38) Копылов В.А. Информационное право. М., 1997. С. 22.
*(39) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 4.
*(40) См.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения//Советское государство и право. 1966. N 10. С. 50-57.
*(41) СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1858.
*(42) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.