Государственная политика в сфере занятости
Напомним, что ряд проблем, связанных с занятостью, рассматривались в главе 18. В частности, там изучалась такая проблема, как безработица: ее типы, причины, следствия и т. д. Очевидно, что безработные испытывают большие трудности. Несет потери и общество. Теперь пришло время рассмотреть роль, которую играет государство в процессах, происходящих в области занятости, социальную помощь, на которую могут рассчитывать безработные.
Основные принципы политики занятости
Во-первых, государство в Украине в современных условиях нацелено прежде всего на проведение политики эффективной занятости. Это следует подчеркнуть, так как длительное время в нашей стране — вплоть
Глава 24. Социальные гарантии 399
до начала 90-х годов — государство декларировало проведение политики гарантированной занятости. Если для этого еще можно было бы отыскать какие-то условия в централизованно-плановой экономике, то в смешанной экономической системе подобное стремление нельзя рассматривать соответствующим реальным условиям и возможностям государства. Стремиться к полной занятости, безусловно, необходимо, но не гарантировать каждому в любой момент получение работы.
Во-вторых, государство придерживается принципа доминирующей личной ответственности человека за развитие собственных трудовых способностей, уровень их конкурентности на рынке труда.
В-третьих, предоставление гарантий равнодоступности получения общего и в значительной части специального образования. Появление в последние годы частных учебных заведений, расширение платности обучения в государственных учреждениях вносит новые элементы в систему образования. Вместе с тем, основная часть услуг по образованию не оплачивается непосредственно их потребителями.
В-четвертых, государство оказывает различные формы поддержки безработным, а также тем, кто по объективным причинам не может на равных конкурировать с другими на рынке труда.
Социальные гарантии
Ранее мы уже отмечали, что безработным считается тот человек, который способен работать, хочет работать и ищет работу. Безработица приносит значительные издержки и тем, кто остался без работы, и обществу в целом.
Какую же помощь получают безработные от государства в Украине?
1. Официально зарегистрированным безработным назначается пособие по безработице. В 1999 г. минимальный размер пособия составлял в Украине 75 % от официально установленной минимальной заработной платы, а максимальный (выходное пособие) — 75 % от средней заработной платы, которую имел работник в период, предшествовавший потере работы.
Продолжительность выплаты пособий по безработице, принятая в Украине, составляет: до 6 месяцев — для ищущих работу впервые, до 18 месяцев — для лиц предпенсионного возраста, до 12 месяцев — для всех остальных.
2. Возможность пройти профессиональную подготовку и переподготовку за счет средств государства, в том числе и с выплатой стипендии на период обучения.
400 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах, специально организуемых государством.
4. Предоставление права на досрочный выход на пенсию (за 1,5 года до установленного законодательством срока) лицам предпенсионного возраста, уволенным с предприятий в связи с сокращением персонала, реорганизацией и т. п.
Кроме того, государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости лицам со статусом недостаточной конкурентоспособности. В их число входят: женщины, имеющие малолетних детей; молодежь в возрасте до 21 года; лица предпенсионного возраста; не имеющие работу более года и некоторые другие категории населения. Для них государство специально бронирует на предприятиях определенный процент рабочих мест.
Пособия и другие формы социальной поддержки действительно в той или иной степени облегчают бремя безработицы для людей, оказавшихся в этом положении. Степень облегчения зависит во многом от условий их выплаты. Эти параметры помощи определяются экономическими возможностями государства, его социальными приоритетами. Масштабы помощи должны быть такими, чтобы избавить людей от невыносимых материальных страданий, но не от желания активно искать работу и повышать свою трудовую квалификацию. Работники в любой системе социальной защиты должны глубоко ощущать прежде всего личную ответственность за свое положение на рынке труда, они не должны рассматривать свое пребывание на определенных рабочих местах как нечто само собой разумеющееся. Конкуренция требует ежедневных доказательств полезности работника для предприятия.
Краткие выводы
1. Социальные гарантии — это обязательство государства перед членами общества по формированию их доходов, условиям получения определенных товаров и услуг, рабочих мест. К основным функциям социальных гарантии относится: а) материальное обеспечение людей, лишенных возможности делать это самостоятельно; б) создание условий для воспроизводства трудовых ресурсов на должном уровне; в) поддержание доходов и реализация других форм социальной защиты по отношению к безработным.
2. Программа пенсионного обеспечения предназначается для людей пенсионного возраста и является одной из самых масштабных социальных программ. Ее финансовое обеспечение
Глава 24. Социальные гарантии 401
составляют обязательные взносы работодателей и работников, которые используются на выплату пенсий тем, кто уже в настоящий момент имеет статус пенсионера.
3. Программа социального обеспечения на случай болезни формируется за счет обязательных взносов работодателей. Отсутствие личных взносов и личных специальных счетов, что характерно для Украины, снижает заинтересованность работников в постоянном поддержании своих физических способностей, ведении здорового образа жизни. Программа поддержки инвалидов предполагает денежные выплаты, бронирование рабочих мест, применение налоговых льгот, установление скидок к ценам на некоторые товары, услуги и другие мероприятия.
4. Социальные программы) являясь безусловно необходимыми, в то же время обладают некоторым дестимулирующим эффектом. Они могут уменьшать предложение труда, снижать заинтересованность в интенсивном использовании ресурса труда, повышении квалификации, а также способствовать сокращению объемов совокупного сбережения общества.
5. Неравенство в получаемых доходах носит объективный характер. Оно вызвано различиями в индивидуальных способностях, квалификации и опыте, готовности и способностях работать в особых условиях И другими причинами. Фактическое неравенство в доходах может быть проиллюстрировано с помощью кривой Лоренца. Государство проводит перераспределение доходов, направленное на уменьшение неравенства в доходах.
6. Систему показателей малообеспеченности обычно составляют уровни доходов, отражающие: а) верхнюю границу малообеспеченности: б) нижнюю границу малообеспеченности; в) гарантированный уровень обеспечения. Последний достигается с помощью установления минимальных размеров пенсий и зарплат, специальных пособий и не может быть выше верхнего уровня малообеспеченности, но в то же время — меньше значения нижней границы малообеспеченности.
7. Проводя политику в области занятости, государство придерживается некоторых принципов: а) осуществление политики не гарантированной, а эффективной занятости; б) ориентация на доминирующую личную ответственность работника за свое положение на рынке труда; в) предоставление
402 Раздел III ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
гарантий равнодоступности общего и в значительной мере специального образования; г) поддержка тех, кто по объективным причинам не может на равных конкурировать с другими на рынке труда.
8. Безработным государство предоставляет следующие виды помощи: а) выплата пособий по безработице; б) оплата профессиональной подготовки и переподготовки; в) организация оплачиваемых общественных работ; г) предоставление права на досрочный выход на пенсию. Государство оказывает дополнительную поддержку лицам, имеющим статус недостаточной конкурентоспособности на рынке труда.