Юридическая служба коммерческих организаций
Правовой основой деятельности юридических служб коммерческих организаций являются международные договоры, законодательство РФ, иные правовые акты и многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества. В рамках локального нормотворчества компетентными органами организации в соответствии с законодательством (т.е. в рамках диспозитивных законодательных норм и не вопреки императивному запрету) могут быть приняты любые документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации. К числу таких документов следует отнести положения "О юридической службе", "Об организации договорно-правовой работы", "Об организации претензионно-исковой работы", "Об организации корпоративного управления" и др. - в зависимости от специфики деятельности конкретной организации. Указанные документы как правовые акты внутреннего (локального) нормотворчества, принятые в соответствии с законодательством полномочными органами управления организации, имеют обязательный характер не только для сотрудников юридических служб, но и для других структурных подразделений и должностных лиц организации.
Структура юридических служб определяется направлениями деятельности, масштабами и задачами конкретной организации. В современных крупных хозяйствующих субъектах юридические службы имеют организационно обособленные секторы: договорно-правовой, претензионно-исковой, корпоративный, внутреннего нормотворчества, правового обеспечения трудовых отношений. В других случаях указанные направления деятельности имеются в юридических службах не как структурно обособленные, а представляют собой внутреннее функциональное распределение обязанностей между сотрудниками службы. В штате юридических служб состоят в основном юрисконсульты, как правило, с высшим или средним профессиональным образованием, а также экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, отвечающие за конкретные составляющие правовой работы.
Внутренне не противоречащие друг другу, взаимообусловливающие и взаимодополняющие друг друга функции юридических служб можно сгруппировать по следующим направлениям:
локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;
договорно-правовая работа;
претензионно-исковая работа;
правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации (условно-корпоративная работа);
обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);
обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;
формирование правовой культуры организации.
С точки зрения локального (внутреннего) нормотворчества юридическая служба осуществляет предварительную проверку соответствия действующему законодательству и интересам организации и/или принимает участие в разработке внутренних документов организации, касающихся различных сфер ее деятельности: корпоративной, трудовой и др.
Юридическая служба осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства и внутренним документам организации организационно-распорядительной документации: приказов, распоряжений, инструкций, других нормативных актов, изданных руководителями организации, и принимает меры к изменению актов, принятых с нарушениями действующего законодательства или внутренних документов организации, либо к отмене актов, утративших силу.
Юридическая служба оказывает помощь структурным подразделениям коммерческой организации в части правового обеспечения подготовки этими подразделениями внутренних документов и организационно-распорядительной документации. Одной из форм такой правовой помощи является составление юридических заключений с предложением о законном порядке решения рассматриваемых вопросов. Интересно вспомнить, что во времена плановой социалистической экономики на начальника юридического отдела, юрисконсульта возлагалась обязанность сообщать в вышестоящую организацию о фактах нарушения руководителем предприятия законодательства вопреки заключению юридических служб*(942). В настоящее время начальник и сотрудники юридической службы в случае обнаружения нарушений законности и интересов организации должны доложить о соответствующих фактах руководителю организации для принятия необходимых мер по их устранению. Если локальные нормативные или организационно-распорядительные документы, представляемые для проверки в юридическую службу, противоречат действующему законодательству, уставу, внутренним документам организации, то начальник или сотрудники юридической службы не визируют их, а составляют юридическое заключение с предложениями по устранению соответствующих нарушений.
Важной частью работы по локальному нормотворчеству является систематизация, учет и поддержание в актуальном состоянии внутренних документов организации. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является применение в организации номенклатуры дел*(943), утверждаемой приказом руководителя в соответствии с требованиями Государственной архивной службы РФ к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.
Договорно-правовая работа независимо от экономического уклада (плановая или рыночная экономика) является существенной составляющей правового обеспечения хозяйственной деятельности организации любой организационно-правовой формы.
Договорно-правовая работа коммерческой организации должна обеспечивать:
своевременное и качественное заключение предпринимательских договоров различных видов с контрагентами организации на условиях, максимально удовлетворяющих ее экономические интересы;
строгий контроль за исполнением договорных обязательств самой организацией и ее контрагентами;
анализ причин, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров в сфере предпринимательства, а также разработку мероприятий по устранению этих причин.
В части организации договорно-правовой работы на юридические службы или специально создаваемые в их составе договорно-правовые секторы возлагается координация договорной работы, организация учета и контроля за исполнением договорных обязательств, анализ практики заключения и исполнения предпринимательских договоров.
В договорно-правовой работе организации участвует не только юридическая служба, но и другие структурные подразделения организации в силу возложенных на них функциональных обязанностей: службы маркетинга и сбыта, материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и инжинирингового обеспечения, служба инвестиций (в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ) и др. Для координации деятельности этих структурных подразделений в области договорно-правовой работы целесообразно разработать и утвердить единоличным исполнительным органом организации Положение "Об организации договорно-правовой работы". Указанное Положение должно устанавливать единый порядок заключения, изменения, прекращения и признания недействительными заключаемых от имени коммерческой организации предпринимательских договоров, организации их учета, хранения, контроля за исполнением договорных обязательств и анализ причин их неисполнения.
Юридические службы оказывают постоянную методическую помощь структурным подразделениям и лицам, задействованным в договорно-правовой работе, дают соответствующие разъяснения, проводят консультации, совместно с ними разрабатывают проекты договоров различных видов, визируют представляемые им проекты договоров. При визировании проекта договора юридическая служба коммерческой организации должна не только обеспечивать соответствие договора действующему законодательству по форме и содержанию, но и максимально способствовать обеспечению экономических интересов этой организации.
При проведении юридической экспертизы юридические службы обязаны контролировать наличие необходимых для данного вида договора существенных условий; четкость изложения текста, не допускающего двусмысленного толкования; соответствие содержания договора преследуемой организацией цели; соответствие формы договора требованиям законодательства (простая письменная форма, нотариально удостоверенная, необходимость государственной регистрации); наличие у лица, подписавшего договор, соответствующих полномочий.
Для того чтобы обеспечить достижение преследуемой договором цели - получение качественного продукта или работы (услуги), а также с целью оптимизации налогообложения юридические службы должны контролировать наличие у контрагента соответствующих лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности, а в необходимых случаях - государственной аккредитации или сертификатов качества продукции (товаров, работ, услуг).
Определенные различия существуют при подготовке проекта договора самой организацией и при получении ею проекта договора от контрагента. Юридическая служба участвует в согласовании условий поступивших в организацию договоров и подготовке протоколов разногласий.
При рассмотрении вопроса постановки договорно-правовой работы в современной коммерческой организации важно также остановиться на следующих двух моментах: определение структуры, которая несет ответственность за соблюдение организацией договорно-правовых обязательств, и видов договоров, которые подлежат обязательному визированию юридической службой.
Полагаем, что с точки зрения соблюдения договорных обязательств ответственность должна возлагаться на структурное подразделение организации, в функциональные обязанности которого входит исполнение или получение исполнения соответствующего продукта (работы, услуги). Например, за исполнение договора поставки должна быть ответственна служба маркетинга и сбыта, за исполнение договора перевозки груза - автотранспортная служба, и т.д. Юридическая служба может быть непосредственно ответственна, к примеру, за исполнение договора на юридическое обслуживание другой организации. Такой порядок возложения ответственности за исполнение договорных обязательств обеспечивает оптимизацию структуры управления и повышает эффективность функционирования организации в целом.
Вопрос об обязательности юридической экспертизы для всех видов договоров в период централизованной плановой экономики не стоял вообще. Только после визирования проекта договора в юридической службе он представлялся на подпись руководителю организации*(944). В современной предпринимательской практике, когда важна оперативность в заключении договоров, когда существует значительная степень делегирования полномочий и ответственности от руководителя организации к руководителям структурных подразделений, когда отдельные производственные подразделения становятся в рамках единой организации самостоятельными центрами прибыли, ответственными за свой финансовый результат, ситуация несколько изменилась. Нецелесообразным является визирование в юридической службе каждого договора, ставшего по форме типовым для соответствующей организации. В данном случае юридическая служба участвует в разработке модельного образца (бланка) типового договора. Во многих коммерческих организациях имеется установленный либо Положением о договорно-правовой работе, либо соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) перечень случаев, когда юридическая экспертиза проекта договора является обязательной либо, наоборот, не является обязательной. Так, обязательному визированию в юридической службе могут подлежать предпринимательские договоры, имеющие комплексный характер (смешанные договоры), в исполнении которых задействовано несколько структурных подразделений организации; договоры, цена которых превышает определенную сумму; договоры, связанные с участием в других организациях или объединениях организаций; договоры, заключаемые на длительный срок, например на срок более одного года. Перечень оснований для проведения обязательной юридической экспертизы проектов договоров может быть расширен по усмотрению самой организации в зависимости от специфики ее деятельности, наличия квалифицированного персонала в тех или иных структурных подразделениях, опыта предпринимательской деятельности и иных условий.
В случаях, когда обязательная юридическая экспертиза не требуется, договор визирует руководитель структурного подразделения, в функциональные обязанности которого входит реализация соответствующих договоров. Он несет персональную ответственность за надлежащее исполнение договорных обязательств как со стороны самой организации, так и ее контрагентов: в случае неисполнения договорных обязательств со стороны контрагентов ответственный руководитель должен принять меры по понуждению контрагента к надлежащему исполнению, в том числе организовать предъявление претензии и т.п.
Предпринимательские договоры определенных видов, помимо юридической службы, целесообразно также направлять для экспертизы в финансово-экономическую службу - для выяснения экономической целесообразности заключения договора, соблюдения интересов организации в вопросах ценообразования и пр., в службу бухгалтерского учета - для правильности определения объекта учета и оптимизации налогообложения хозяйственной операции. Перечень оснований для проведения наряду с юридической соответствующих профильных экспертиз также целесообразно предусмотреть в Положении или приказе (распоряжении) об организации договорно-правовой работы.
В организационно-распорядительном документе необходимо определить, помимо руководителя и его заместителей, которые действуют в соответствии с учредительными документами организации, перечень должностных лиц, которые имеют право от лица организации заключать предпринимательские договоры. Полномочия этих лиц на заключение договоров определяются возложенными на них функциональными обязанностями и могут быть ограничены предметом, ценой договора и прочими условиями.
Поскольку сроки большинства договоров длительного характера истекают в последний день календарного года, в коммерческих организациях за несколько месяцев до окончания года начинаются договорные кампании по заключению или продлению сроков действия предпринимательских договоров. О сроках и порядке проведения, особенностях конкретной договорной кампании юридической службой составляется соответствующий приказ (распоряжение) за подписью руководителя организации.
Претензионно-исковая работа призвана обеспечить:
экономические интересы коммерческой организации путем снижения и предупреждения непроизводительных расходов;
защиту и восстановление имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов коммерческой организации и ее структурных подразделений;
анализ причин, вызывающих неисполнение договорных обязательств организацией и ее контрагентами.
Порядок организации претензионно-исковой работы, как правило, определяется Положением о претензионно-исковой работе, утверждаемым единоличным исполнительным органом организации.
Претензионно-исковая работа осуществляется юридической службой в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями организации и прежде всего со службой бухгалтерского учета и финансово-экономической службой. Структурные подразделения, которым в силу возложенных на них функций стало известно о причинении организации убытков, нарушении ее прав и законных интересов, представляют в юридический отдел материалы для предъявления претензий. Положением о претензионно-исковой работе устанавливаются сроки, в течение которых структурные подразделения должны информировать юридическую службу о фактах, являющихся основанием для предъявления претензий. Юридическая служба оформляет претензии, а в случае их неудовлетворения - иски, если соответствующими структурными подразделениями переданы необходимые документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов организации и обоснованности предъявляемых претензий и исков.
Требования юридической службы о подготовке и передаче ей необходимой для ведения претензионно-исковой работы документации (копий или выписок из договоров, спецификаций, технических обоснований экономических расчетов убытков и др.) должны быть обязательными для исполнения подразделениями, к которым по характеру выполняемых ими производственных и управленческих функций такие требования предъявляются. На руководителей структурных подразделений может быть в соответствии с действующим законодательством возложена дисциплинарная или материальная ответственность за несообщение или несвоевременное сообщение юридической службе сведений о нарушении контрагентами договорных обязательств, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление юридической службе документации, затребованной ею в установленном порядке для ведения претензионно-исковой работы.
В случае установления при рассмотрении предъявленных контрагентами претензий и исков вины должностных лиц и работников организации в нарушении договорных обязательств сотрудники юридической службы могут затребовать соответствующие объяснения от виновных лиц и оформить материалы для привлечения их к дисциплинарной или материальной ответственности.
Юридические службы участвуют в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания; готовят заключения и предложения о списании безнадежной задолженности; осуществляют контроль за соблюдением в организации порядка приемки продукции по количеству и качеству.
Юридические службы подготавливают и рассматривают иски и отзывы на иски, передают исковые материалы для рассмотрения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды; представляют в установленном порядке в этих органах интересы организации.
Следует отметить, что тенденцией текущего момента является сокращение объема претензионной работы при увеличении значения функций юридических служб, связанных с обеспечением исполнения решений судов. Уменьшение объема претензионной работы связано, в свою очередь, с двумя обстоятельствами: во-первых, с отсутствием требований современного законодательства в сравнении с ранее действующим к обязательности претензионного порядка рассмотрения разногласий (необходимость такого порядка стороны могут добровольно предусмотреть в договоре; тогда претензионный порядок разрешения спора будет для них обязательным); а во-вторых, с наличием партнерских отношений с контрагентами, заботой коммерческой организации о своей деловой репутации, когда нарушение прав и интересов других организаций и граждан устраняется без предъявления претензий, т.е. по первому требованию. Во времена плановой экономики предъявление претензий являлось обязательным для предприятия, за выставлением штрафных санкций осуществлялся жесткий контроль вышестоящей организацией, а руководители предприятий, не обеспечивающие предъявления претензий, привлекались к дисциплинарной ответственности. При всем этом предъявление претензии одного государственного предприятия к другому по сути означало перекладывание денег из одного кармана в другой, без изменения их собственника.
В рыночной экономике возросло значение исполнительного производства, поскольку не у всех вступивших в силу решений судов есть перспектива исполнения (ненадлежащее обеспечение исполнения договорных обязательств, отсутствие денежных средств на счетах в банках и др.). Появилась новая категория судебных дел, связанных с банкротством организаций и индивидуальных предпринимателей-граждан.
Юридическая служба обеспечивает текущий анализ и обобщает результаты рассмотрения претензионных разногласий и судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности организации и оптимизации ее взаимодействия с контрагентами.
Современная предпринимательская практика, основанная на разграничении собственности хозяйствующих субъектов, их участников, государства, муниципальных образований, на многообразии организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, в качестве важнейшей ставит перед юридическими службами коммерческих организаций задачу по обеспечению функционирования соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Для унитарных государственных, муниципальных, казенных предприятий эта часть правовой работы связана прежде всего с осуществлением взаимодействия с собственником имущества, находящегося соответственно в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.
Особым разнообразием рассматриваемое направление деятельности юридических служб отличается в хозяйственных обществах и товариществах, в которых для обеспечения эффективности этой работы в составе юридических служб создаются специальные подразделения - корпоративные отделы или секторы.
Правовое обеспечение корпоративной работы связано в первую очередь с организацией взаимодействия хозяйственных обществ (товариществ) со своими участниками; с организацией функционирования органов управления хозяйствующих субъектов - общих собраний участников (акционеров), советов директоров, исполнительных органов организации (единоличного - директора или генерального директора и коллегиального - правления или дирекции); с реализацией прав участников (акционеров) на выход из товарищества, на отчуждение долей участия (акций), а также с реализацией других прав участников (акционеров) - на участие в органах управления, на получение части прибыли (дивидендов) от деятельности коммерческой организации и пр.
В крупных коммерческих организациях, входящих в предпринимательские объединения (холдинги, финансово-промышленные группы), корпоративные отделы участвуют в обеспечении взаимодействия основного (материнского) и дочерних хозяйственных обществ или в обеспечении исполнения договора, лежащего в основе добровольного предпринимательского объединения. В этой области юридические службы основных обществ разрабатывают уставы, внутренние документы дочерних обществ, договоры с их руководителями и осуществляют контроль за соблюдением этих документов.
Корпоративные отделы непосредственно или во взаимодействии с отделом ценных бумаг обеспечивают оформление выпуска и обращения ценных бумаг, эмитированных самой организацией, а также приобретение ценных бумаг других организаций. В этой части корпоративные отделы осуществляют взаимодействие с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или ее региональными органами: подготавливают и передают для государственной регистрации выпуски ценных бумаг (при необходимости сопровождаемые проспектами ценных бумаг), отчеты о размещении ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг; информируют органы ФКЦБ о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента*(945).
В открытых акционерных обществах корпоративные отделы юридических служб в соответствии со ст.92 Закона об АО обеспечивают публичность их деятельности: организуют публикацию годовых отчетов в средствах массовой информации, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, проспектов ценных бумаг, сообщений о проведении общего собрания акционеров, списков аффилированных лиц и иных сведений, определяемых ФКЦБ.
Важной составляющей этого направления деятельности юридических служб является организация взаимодействия с органами Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в части подачи уведомлений и ходатайств в соответствии со ст.17 и 18 Закона о конкуренции на товарных рынках (в случаях создания коммерческих организаций, объединения организаций, приобретения основных средств, пакетов акций (долей участия) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) и др.).
Корпоративные отделы юридических служб организуют созыв и проведение общих собраний участников (акционеров), советов директоров хозяйственных обществ, подготавливают самостоятельно или с участием других служб проекты решений этих органов, обеспечивают законность их деятельности и принимаемых решений, в том числе с точки зрения соблюдения порядка совершения хозяйственным обществом крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Юридические службы осуществляют подготовку и представление компетентным органам управления хозяйственных обществ для утверждения проекты внутренних документов, регулирующих функционирование соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности - Положений об общем собрании участников (акционеров), о совете директоров (наблюдательном совете), о правлении (дирекции), о генеральном директоре, о ревизионной комиссии (ревизоре) и т.п.
Важным направлением деятельности юридической службы является обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с профсоюзами и иными организациями, представляющими работников.
С принятием Трудового кодекса РФ значение правовой работы в сфере трудовых отношений значительно возросло. Развитие социального партнерства как ведущего принципа, положенного Трудовым кодексом РФ в основу правового регулирования взаимоотношений между работниками и работодателем, требует активного участия юридических служб в подготовке и мониторинге коллективных договоров и соглашений.
Юридические службы разрабатывают формы трудовых договоров, заключаемых с каждым работником; ученических договоров, заключаемых с лицами, принятыми учениками; соглашений о направлении работников на обучение; принимают участие в создании и контроле за соблюдением Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права.
Юридические службы участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, предотвращению потерь рабочего времени, а также предотвращению имущественного ущерба в связи с фактами правонарушений или хищений (растраты, присвоения) имущества организации. Юридические службы визируют кадровые приказы о приеме, переводе, увольнении работников, подготавливают заключения по представленным материалам о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Сотрудники юридических служб принимают участие в подготовке и проведении аттестации работников на соответствие занимаемой должности.
Юридическая служба оказывает помощь профсоюзному комитету и другим организациям, представляющим работников, в реализации их правомерной деятельности, проводит консультации по правовым вопросам для персонала.
Юридические службы организаций обязаны принимать активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции (работ, услуг). Актуальность этого направления деятельности связана в настоящее время, в частности, с глобализацией экономики и включением России в мировое сообщество, в котором торговля продукцией (работами, услугами) осуществляется, как правило, организациями, чья система управления сертифицирована в соответствии с требованиями международного стандарта качества серии ИСО-9000. Юридические службы принимают участие в разработке Стандартов предприятия по качеству (СТП), в частности, регламентирующих осуществление договорной работы, организацию документооборота, прием сырья и отпуск готовой продукции (работ, услуг), размещение заказов в организации, а также в подготовке СТП общего значения - "Руководство по качеству", "Корректирующие и предупреждающие действия", "Культура производства", "Порядок разработки методологических инструкций и рабочих процедур". Юридические службы принимают участие во внутреннем аудите организации, являющеся необходимым требованием международного стандарта серии ИСО-9000. Целесообразно, чтобы один из сотрудников юридической службы был сертифицирован как внутренний аудитор организации. Это будет способствовать повышению эффективности других направлений деятельности юридической службы, поскольку внутренний аудит связан с комплексными проверками функционирования структурных подразделений коммерческих организаций, выявлением причин их неоптимального взаимодействия, а также с разработкой рекомендаций по улучшению деятельности организации в целом.
Юридические службы всех коммерческих организаций (независимо от их организационно-правовой формы) призваны формировать корпоративную культуру организации*(946), важнейшей частью которой является правовая культура и существующий в организации правопорядок.
Юридические службы посредством участия во внутрифирменном обучении должны организовывать информирование трудового коллектива о действующем законодательстве, обеспечивать совместно с другими подразделениями изучение руководителями и специалистами законодательства, иных правовых актов и внутренних документов организации, относящихся к предмету их деятельности.
Повышение роли и значения юридических служб в деятельности современных коммерческих организаций выражается в участии этого структурного подразделения в стратегическом планировании. Зачастую руководитель юридической службы крупной коммерческой организации является заместителем руководителя и входит в группу стратегического планирования.
Краткие выводы
1. В условиях рыночной экономики, широкого распространения предпринимательства как сферы человеческой деятельности, разнообразия организационно-правовых форм и форм собственности хозяйствующих субъектов существенно возросли роль и значение правового обеспечения предпринимательской деятельности.
2. Обслуживание предпринимательской деятельности является составной частью правовой работы в народном хозяйстве.
3. Наиболее распространенной формой правового обеспечения предпринимательской деятельности является наличие в структуре коммерческой организации собственной юридической службы.
4. Основными задачами правовой работы в сфере предпринимательства является защита прав и интересов хозяйствующего субъекта.
5. Правовой основой организации деятельности юридической службы являются, в частности, внутренние документы, утвержденные компетентными органами коммерческой организации в рамках локального нормотворчества.
6. Основными функциями юридической службы коммерческой организации являются локальное нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации, договорно-правовая работа, претензионно-исковая работа, корпоративная работа, обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг), обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, формирование правовой культуры организации.
Вопросы
1. Перечислите основные задачи правовой работы в сфере предпринимательства.
2. Какие формы правового обеспечения предпринимательской деятельности Вам известны?
3. Назовите основные функции юридической службы современной коммерческой организации. Раскройте содержание каждого из направлений правовой работы.
4. Что должен сделать юрист, если ему на визирование представлен проект приказа или положения, не соответствующий законодательству?
5. Каковы цели: 1) договорно-правовой и 2) претензионно-исковой работы в коммерческой организации?
6. Перечислите задачи юридической службы, связанные с корпоративной работой.
7. В чем в современных условиях выражаются изменения функций юридических служб в социально-трудовой сфере?
8. Что такое корпоративная культура организации? Оцените роль юридической службы в ее формировании.
Рекомендуемая литература
Голембо Л.Я. Организация юридической службы на предприятии: Учебное пособие. Запорожье, 2001.
Замайский И.Е. Эффективность хозяйственно-правовой работы. Киев, 1982.
Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (Корпоративный юрист). М., 2002.
Правовая работа в народном хозяйстве. М., 1986.
Хохлов С.А. Организация и техника договорной работы на предприятии. Свердловск, 1980.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Источники опубликования нормативных актов, содержащихся в Указателе сокращений, а также внесенных в них изменений и дополнений в дальнейшем (в том числе в рубриках "Основные нормативные акты") не приводятся.
*(2) Предпринимательское право. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2001.
*(3) Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М., 2001. С.25.
*(4) Существуют и иные точки зрения на соотношение экономической и хозяйственной деятельности. По мнению ряда авторов (см., например: Семеусов В.А., Тюкавкин А.А., Пахаруков А.А. Правовые проблемы предпринимательской (экономической) деятельности. Иркутск, 2001. С.55), "понятие хозяйственная и экономическая деятельность - суть одно и то же. Убеждены, что на данном этапе развития правовой системы нет практической необходимости в дифференциации экономической деятельности на какие-либо ее отдельные разновидности. Кроме выделения предпринимательской активности".
*(5) Мамутов В.К. Предисловие к учебнику "Хозяйственное право"// Хозяйственное право. Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002. С.3.
*(6) Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие/Пер. с англ. М., 1993. С.18.
*(7) См.: Евенко Л.И. Уроки американского менеджмента. Вступительная статья к работе М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М., 1992. С.6.
*(8) См.: Автономов В.С. Предпринимательская функция в экономической системе. М., 1990; Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992; Минтусов И., Егорова-Гантман Е. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. 1992. N 6 и др.
*(9) См.: Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М., 1896. С.17, 24 и др.
*(10) Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М., 1992. С.19-20.
*(11) Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М., 1996. С.19.
*(12) См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С.159 и др.
*(13) Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Указ. соч. С.21.
*(14) Друкер П. Указ. соч. С.4.
*(15) Ведомости СССР. 1986. N 47. Ст.964.
*(16) Ведомости СССР. 1988. N 22. Ст.355.
*(17) Ведомости СССР. 1991. N 16. Ст.442.
*(18) Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст.418. Утратил силу (СЗ РФ. 2002. N 12. Ст.1093).
*(19) Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст.360.
*(20) Ведомости РСФСР. 1990. N 36. Ст.416.
*(21) Ведомости СССР. 1990. N 11. Ст.164.
*(22) Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник / Под ред. О.М. Олейник. Т.1. М., 1999. С.19.
*(23) Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.
*(24) См.: Кабышев О.А. Предпринимательский риск: правовые вопросы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С.13.