Эволюция различных подходов к термину «Предпринимательство»

Фамилия, имя ученого, год публикации Основные положения разработанной теории
Ричард Контиллион (Richard Cantillion) (1725) предприниматель – человек, который сам создает себе рабочее место; предприниматель работает в условиях неопределенности и риска; предприниматель должен действовать в соответствии с требованиями рынка.
Николас Бауде (Nicolas Baudeau) (1767) предприниматель прежде всего инновационный менеджер; существуют различия между предпринимателями и собственниками; предпринимателей надо поддерживать и специально обучать.
Жан Батист Сэй (Jean Baptist Say) (1810) предпринимательский труд – основной фактор производства, такой же, как труд, земля, капитал; предприниматели должны обладать определенными моральными и профессиональными качествами; предприниматель работает в условиях неопределенности, и вынужден постоянно преодолевать трудности, стоящие на пути предприятия.
Карл Менджер (Carl Menger) (1871) предприниматель должен придерживаться 4 стадий в принятии решений: сбор информации, экономический расчет, выбор продукта и управление выполнением производственного плана.
Альфред Маршал (Alfred Marshall) (1890) предприниматель и менеджер имеют различия в своей деятельности, значит, и разные требования предъявляются им; задача предпринимателя – привести в движение труд, капитал, разработать план и организовать его выполнение.
Джозеф Шумпетер (Joseph Schumpeter) (1910) суть предпринимательства заключается в новой организации производительных сил; направления предпринимательской деятельности: 1) новые продукты или услуги; 2) новые методы производства; 3) новые рынки сбыта; 4) новые источники снабжения; 5) новые формы организации. предприниматель – социально-экономический инноватор; предприниматель своим трудом создает новый вид прибыли – предпринимательский доход.
Франк Найт (Frank Knight) (1921) предприниматель должен быть одновременно и собственника капитала; основные функции предпринимателя – организация и контроль; предприниматель должен уметь отстоять точку зрения и уметь преодолевать трудности.
Давид Макклеланд (David Mc/ Clelland) (1961) Предприниматель должен обладать такими качествами как: энергичность, умение рисковать, способность к прогнозированию будущих результатов
Питер Друкер (Peter F. Druker) (1964) впервые вводит категорию возможности (opportunity) для получения прибыли; задача предпринимателя переместить ресурсы из низкоэффективных сфер в высокоэффективные сферы.


Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики.

Оно способствует развитию конкуренции, а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Предпринимательство, как процесс, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий. Поэтому предпринимательство - это и экономическая идеология, которой придерживается определенная категория субъектов экономических отношений - предпринимателей.

К субъектам предпринимательства относятся также партнеры, наемные работники и потребители, с которыми взаимодействует предприниматель, а также государство, выступающее в качестве помощника или противника предпринимательской деятельности.

Объект предпринимательской активности – это товар, продукт или услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. Содержание предпринимательской деятельности заключается в нахождении или формировании спроса на продукты, работы или услуги и в удовлетворении его путем продажи соответствующих продуктов, работ или услуг в качестве товара. Главной целью при этом является максимизация прибыли, формируемой в зависимости от баланса интересов и целей всех заинтересованных сторон - субъектов предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность, по существу, отражает противостояние двух субъектов экономических отношений: предпринимателя и потребителя. Это противостояние не носит антагонистического характера (так утверждают политологи). Разрешается противостояние через поиск взаимоприемлемого компромисса, поскольку оба понимают, что ни один из них не может существовать без другого.

Целью предпринимательской активности является удовлетворение потребностей покупателя, производство и предложение рынку такого товара или услуги, на которые имеется спрос, и которые приносят предпринимателю прибыль. Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и многим другим видам экономической активности. Поэтому важно выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход.

Таким образом, движущим мотивом предпринимательской деятельности является, прежде всего, получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и самообогащение, а также стремление к самоутверждению личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

В предпринимательской деятельности можно определить общую логику, независимо от сферы и масштабов деятельности. Начальный этап предпринимательства является результатом мыслительной деятельности и связан с рождением предпринимательской идеи. Последующими стадиями подготовительного этапа являются: экспертная оценка идеи, реальности ее воплощения в практику с учетом ситуации на рынке и условий рынка; проведение необходимых расчетов с целью выявления возможного эффекта; экспертная оценка результатов расчетов и принятие предпринимательского решения.

4. Виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность - это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

- производственное,

- коммерческо-торговое,

- финансово-кредитное,

- посредническое,

- страховое.

Наши рекомендации