Модуль 2. Ассоциативные формы объединения торговых предприятий малого бизнеса
Тема 2.1 Формы объединения малых торговых предприятий
Содержание занятия
1. Основные признаки малого предпринимательства.
2. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3. Факторы, обуславливающие объединение предприятий малого бизнеса.
4. Ассоциативные объединения торговых предприятий малого бизнеса, их виды и цели создания.
Методические указания
Целью темы является рассмотрение значения малого предпринимательства в торговле, оценка его состояния, проблемы перспективы развития, оценка внешней среды его функционирования. Важно должное внимание уделить комплексу факторов, которые побуждают малые предприятия стремиться к объединению и выбирать его форму с учетом специфики торговой деятельности.
Следует рассмотреть проблемы развития малого предпринимательства в конкурентной среде.
Необходимо изучить ассоциативные формы объединения торговых предприятий, относящихся к субъектам малого бизнеса, к которым относятся: кооперативные объединения розничных малых предприятий, система добровольных цепей, объединения на основе контрактных соглашений франчайзингового типа, как основные направления интеграции малого бизнеса.
Следует рассмотреть местные ассоциативные межотраслевые объединения и их роль в развитии регионального потребительского рынка, цели и виды объединения малого бизнеса с крупномасштабными торговыми организациями.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Рассмотрите современное российское законодательство по вопросам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Дайте характеристику факторов, обуславливающих создание объединений предприятий малого бизнеса.
3. Рассмотрите виды ассоциативных объединений.
4. Какова роль ассоциативных межотраслевых объединений в развитии региональных потребительских рынков?
5. В чём специфика управления добровольными объединениями торговых предприятий малого бизнеса?
Задание. Обоснуйте возможность и целесообразность взаимодействия в торговле предпринимателей крупного и малого бизнеса на основе разделения труда. Рассмотрите конкретный пример такого взаимодействия в торговле.
Тема 2.2 Особенности образования и условия функционирования кооперативных объединений торговых предприятий малого бизнеса
Содержание занятия
1. Законодательство об образовании и управлении добровольными объединениями на кооперативных началах.
2. Виды кооперации предприятий малого бизнеса, их организационные особенности.
3. Сбытовые кооперативы: цели их организации, члены кооператива, формы управления сбытовой деятельностью.
4. Кооперация потребителей и кооперация розничных торговых предприятий
Методические указания
Начинать изучение темы следует с рассмотрения законодательства об образовании и управлении добровольными объединениями на кооперативных началах.
Предусмотренные ГК РФ требования к образованию и организации производственных кооперативов, образование их имущества, управлению, реорганизации и модификации являются обязательными и для торговых объединений на кооперативных началах.
В практике торговли получает развитие кооперация потребителей и индивидуальных предпринимателей. Следует рассмотреть цели, условия и общественную полезность этих форм кооперации.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы цели создания кооперативных объединений?
2. Рассмотрите условия добровольного объединения юридических и физи-ческих лиц при образовании кооперативов.
3. Дайте характеристику форм сбытовой кооперации.
Задание. Создать пакета документов для группы независимых индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей плодоовощной продукцией, которые приняли решение кооперироваться для совместного решения хозяйственных вопросов — закупки товара в интересах всех участников, аренды складских помещений, аренды автомашины. Требуется:
¾ разработать проект устава, включив пункты, предусмотренные ГК РФ (ст 52 и 108, 109, 110, 111, 112);
¾ определить структуру управления кооператива;
¾ определить его штат;
¾ определить размера паевого взноса.
Организация выполнения задания:
¾ в группе создается две команды, которые работают независимо;
¾ в каждой команде выделяется командир, который является организатором и координатором работ;
¾ подготовка пакета документов является домашним заданием;
¾ пакет документов представляется на рассмотрение конкурсной комиссии;
¾ от каждой группы выделяется два человека в конкурсную комиссию, которые совместно с преподавателем рассматривают правильность и полноту пакета документов.
Результаты работы обсуждаются на семинарском занятии.